Татьяна Гаврилова
Роль физкультурно-познавательных занятий в формировании валеологических знаний у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль педагога дошкольного образовательного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. Под здоровым образом жизни понимается активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья, большое значение при этом уделяется формированию физической культуры личности. Выделяются следующие основные компоненты здорового образа жизни: правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, развитие дыхательного аппарата, охранение стабильного психоэмоционального состояния.
Публикация «Роль физкультурно-познавательных занятий в формировании валеологических знаний у дошкольников» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осанка. Конспекты занятий
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Исследования Т. Е. Сергиенко [5] показывают, что представления дошкольников о критериях физического здоровья нелогичны и бессистемны. Дети не соотносят занятия физкультурой с укреплением здоровья. Проблема заключается и в том, что, как таковой, потребности в здоровье у ребенка нет. Она есть у родителей, детского сада, общества. Но у детей есть присущие их возрасту потребности, которые могут послужить базой для формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни. Это и используется педагогами в работе. Ребенок не замечает своего здоровья и воспринимает его как естественную данность, ребенок мал, и многое кажется ему достижимым. Но по мере взросления он начинает осознавать свои возможности, их неадекватность своим мечтам. Так постепенно формируется пассивное отношение к здоровью.
В современных системах воспитания и обучения не отводится подобающего места тому, чтобы с детства последовательно учить ребенка умению оценивать состояние своего здоровья, умению «прислушиваться» к состоянию своего организма, понимать посылаемые им сигналы тревоги, описывать свое физическое и психическое состояние и уж тем более не учат своевременно предпринимать соответствующие меры.
Формирование культуры здоровья является составной частью комплексного процесса воспитания, обучения и развития, которое направлено на достижение воспитанниками телесного, духовного и социального здоровья и благополучия. Задачи образовательного процесса, как указывает И. Л. Саво [4], состоят в следующем: 1) формирование элементарных знаний о человеческом организме; 2) овладение основами гигиенической и двигательной культуры; 3) профилактика заболеваний и травматизма; 4) изучение причин возникновения экстремальных ситуаций, умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности.
В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает: знание правил гигиены и ухода за своим телом; знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни; знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите; знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
В дошкольной педагогике доказан факт того, что формирование у дошкольников знаний, умений и навыков должно включаться в доступные и интересные им виды деятельности. Только тогда программа, разработанная взрослыми, станет для ребенка его «собственной». Воспитание осознанного отношения ребенка к своему здоровью, формирование элементарных базовых знаний и практических навыков по обеспечению жизнедеятельности, с позиции Е. В. Кучера [2], проходит через валеологическое сопровождение образовательной программы и включает: физическое здоровье («Я сильный, у меня красивое, стройное тело»); соматическое здоровье («Я здоров, у меня ничего не болит»); психическое здоровье («Я счастлив, у меня хорошее настроение»); нравственное здоровье («Я всех люблю и никому не делаю зла»).
Общеизвестно, что процесс формирования индивидуального здоровья неразрывно связан с двигательной активностью, имеющей для детей жизненно важное значение. Потребность в движении, физическом самосовершенствовании является основой формирования валеологически обоснованного поведения детей на этапе дошкольного возраста. Именно поэтому в рамках концепции формирования здоровья дошкольников ведущей становится задача обучения знаниям, умениям и навыкам здорового образа жизни в процессе физкультурной деятельности.
Н. В. Ростовцева [3] указывает, что зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям, чаще всего, в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.
Именно в связи с этими фактами педагоги считают необходимым формировать у дошкольников мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни в процессе физкультурно-познавательных занятий.
В. С. Виноградова [1] физкультурно-познавательные занятия относит к оригинальной форме работы с детьми по физическому воспитанию, направленной на передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, любознательности, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, самостоятельности, воспитание интереса к активной двигательной деятельности. Определяя содержание физкультурно-познавательного занятия, важно исходить из того, что элементарные знания по физической культуре, приобретаемые в дошкольном возрасте, являются основополагающими, на них строится вся сложнейшая конструкция приобретаемых научных и практических знаний, что в дальнейшем будет способствовать эффективному обучению в школе.
Задачи физкультурно-познавательных занятий : 1) обогащать детей знаниями о пользе занятий физической культурой; 2) формировать у детей представления о полезных и вредных привычках; 3) способствовать овладению культурно-гигиеническими навыками; 4) формировать у детей знания о рациональном питании, полезных продуктах; 5) воспитывать умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих здоровью, сознательно избегать их; 6) формировать знания у детей о предупреждении некоторых заболеваний, травматизма; 7) воспитывать интерес к движению, желание самостоятельно заниматься физической культурой; 8) развивать любознательность, смекалку, логику.
В связи с многообразием задач валеологического характера рекомендуется 4 типа физкультурно-познавательных занятий, которые подразделяются следующим образом: 1) по сообщению и формированию умений и навыков ( цель: постановка перед детьми познавательных задач, введение знаний о пользе физических упражнений, двигательной активности человека, первоначальное разучивание физических упражнений); 2) по закреплению и систематизации накопленного опыта ( цель: осмысление воспринятого и формирование осознанного отношения к собственному здоровью); 3) контрольно-учетные ( цель: определение наличия у детей соответствующих знаний, умений, навыков. На этой основе происходит формулировка выводов о выполнении задач или невыполнении задач и разработка дальнейших направлений в работе); 4) комбинированные ( цель: формирование новых умений и систематизация накопленного опыта).
Исходя из этого, физкультурно-познавательные занятия должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, элементы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах дошкольного учреждения (учебных занятиях, режиме дня, занятиях физической культурой, воспитательных занятиях, в мероприятиях общего масштаба для всего детского сада).
Вышеуказанные задачи решались на основе специально разработанной нами программы, которая экспериментально обоснована и внедрена в учебно-воспитательный процесс дошкольников МБДОУ «Детский сад «Ивушка» НовоЯхакасинский садик д. НовыеЯхакасы Вурнарского района Чувашской Республики.
Содержание каждого блока программы было представлено следующими разделами: теоретическим, формирующим систему знаний о здоровом образе жизни; практическим, обеспечивающим овладение умениями, навыками ведения здоровой жизнедеятельности; контрольным, определяющим учет результатов освоения дошкольниками системы знаний, умений и навыков здорового образа жизни. Методическое обеспечение процесса формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста было основано на общих принципах педагогической валеологии с учетом психофизических особенностей развития каждого воспитанника.
Обучение организовывалось в таких формах : 1) учебные занятия по физической культуре с валеологической направленностью по разработанной программе; 2) гигиенические и физкультурно-оздоровительные мероприятия с элементами валеологии; 3) индивидуальные и индивидуально-групповые занятия по заданию и под контролем педагога; 4) самостоятельные занятия по заданию и под контролем педагога; 5) занятия с родителями по программе валеологического всеобуча («Школа семейного здоровья»); 6) занятия с воспитателями по программе валеологического образования.
Следует отметить, что разработанный и апробированный нами комплекс физкультурно-познавательных занятий для дошкольников предусматривал включение этих занятий в режимные моменты пребывания детей в детском саду (во время зарядки, на занятиях по физической культуре, выполнялись статические и динамические упражнения для укрепления мышц спины, позвоночника, упражнения для глаз и пр., применялись игровые приемы и методы для поддержания положительного эмоционального настроя воспитанников, использованы наглядные пособия (многочисленные карточки с изображением физических упражнений разной направленности, схемы строения скелета, тела человека, плакаты с правилами здорового питания и т. д.).
С целью экспериментального обоснования разработанной технологии обучения здоровому образу жизни на базе МБДОУ «Детский сад «Ивушка» НовоЯхакасинский садик проведены исследования, в ходе которых осуществлялись педагогические наблюдения за усвоением детьми знаний, умений и навыков обеспечения здоровой жизнедеятельности.
Результаты исследования позволяют констатировать закономерное увеличение с возрастом среднегрупповых показателей, характеризующих уровень владения знаниями о здоровом образе жизни. Они убедительно показывают, что уже на этапе дошкольного возраста можно успешно осваивать знания, необходимые для формирования сознательного отношения личности к собственному здоровью и здоровью окружающих, здоровому телу, к личной гигиене, развитию физических качеств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виноградова, В. С. Влияние физкультурных занятий на развитие основных движений у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / В. С. Виноградова. – Режим доступа : https:// www.pik100.ucoz.ru
2. Кучер, Е. В. Формирование основ здорового образа жизни у дошкольника через создание медико-педагогической модели оздоровления / Е. В. Кучер // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 4. – С. 4 – 7.
3. Ростовцева, Н. В. Физкультурно-познавательное занятие «Если хочешь быть здоров!» [Электронный ресурс] / Н. В. Ростовцева. – Режим доступа : https:// www.1september.ru
4. Саво, И. Л. Валеологическое образование дошкольников / И. Л. Саво // Дошкольная педагогика. – 2004. – № 1. – С. 13 – 17.
5. Сергиенко, Т. Е. Новые подходы к взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни / Т. Е. Сергиенко // Дошкольная педагогика. – 2008. – № 1. – С. 58 – 62.