Татьяна Вячеславовна
Роль драматических произведений в практической работе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Статья посвящена проблеме исследования роли драматических произведений в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений, формирования у дошкольников интереса к искусству (театру, литературе) и эстетического вкуса, развития творческой инициативы, становления личности ребенка.
Ключевые слова: драматическое произведение, детская драматургия, приобщение дошкольника к театру и художественной литературе.
Публикация «Роль драматических произведений в практической работе детского сада» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
В наше время перед обществом стоит важная задача воспитания и формирования культурной, творческой, грамотной личности ребенка, которая в будущем будет способна творить, создавать, созидать. Такая задача может быть выполнена при взаимодействии человека с миром искусства (музыкой, живописью, архитектурой, литературой, театром и т. д.). Известно, что искусство способствует познанию человеком мира, его культурному развитию, приобщению к эстетике, чувственному восприятию окружающего.
Уже с младенчества ребенок, слыша пение или декламацию матери, соприкасается с искусством. Мы убеждены, что одним из первых его видов для маленького человека является художественное слово.
В статье «Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя» авторы Ю. С. Тюнников и М. А. Мазниченко справедливо утверждают: с дошкольного возраста ребенок начинает всерьез воспринимать услышанное и увиденное. «Любой дошкольник является читателем, зрителем. Даже если он не умеет читать, а только слушать чтение взрослых, он выбирает, что он будет слушать; он начинает воспринимать то, что слышит и оценивать его, а значит, уже является, читателем».
Потому взрослые, которые взаимодействуют с ребенком, должны знать детские литературные произведения, понимать их содержание, тогда они смогут оказывать влияние на формирование у ребенка вкуса к чтению, умения в будущем выбирать для себя произведения, видеть их основу и художественность.
Близким к литературному видом искусства, на наш взгляд, является театрализованное действие. С ранних лет ребенок любит наблюдать за действиями взрослых, которые, читая детям потешки, стихотворения, рассказывая сказки, стремятся их обыграть при помощи кукол или рук, мимики и жестов. Ребенок становится «зрителем» этого «театрального действа».
С4-х лет он сам становится «актером» и «режиссером», может управлять игрушками, задействованными в его небольшом спектакле, озвучивать их, пересказывать в ролях знакомые литературные произведения. Это «театрализованное действо» доставляет ему огромную радость, а также обогащает познание окружающего мира.
Такая театрализация и служит началом соприкосновения с драматургией.
В статье И. П. Токмаковой «Самое прекрасное из искусств» говорится о том, что «драматическое действо своей динамикой больше всего соответствует динамике детского душевного организма [7, 119].
Драматические произведения, создаваемые для театральных постановок, позволяют ребенку не только прослушивать текст, но и проигрывать его, исполняя те или иные роли.
Особые условия, составляющие суть творческой жизни детского писателя (драматурга, отмечает З. А. Гриценко, исследователь проблемы детского чтения, составляют «любовь к детям» и «глубокое знание потребностей, особенностей и оттенков детского возраста».
Драматические произведения для детей чаще всего написаны в жанре сказки, который способствует раскрытию мира, окружающего ребенка. В сказке есть волшебство, помогающее победить зло, в ней оживают персонажи и говорят человеческим языком. В сказке дети встречают то, чего нет в реальной жизни, а им хочется увидеть и понять. Главное же состоит в том, что сказка состоит из таких слов, которые открывают дверь в душу, и душа ребенка начинает обогащаться эмоциями, впечатлениями, ощущениями.
Детский писатель-драматург И. П. Токмакова отмечает: «Образность сказки, даже более того ее условность, хорошо усваивается детьми. Никакие сентенции, проповеди и увещевания не принесут пользу, поскольку ребенок по существу своей психики прежде всего и более всего эмоционален». Сказка должна нести в себе мудрый и познавательный смысл.
Драматические произведения для детей дошкольного возраста создавались в течение всего ХХ века. Обратимся к тем авторам, кто наиболее активно работал в этом направлении. Нина Владимировна Гернет - детская писательница и драматург - заведовала редакцией знаменитого журнала «Чиж», предназначенного для дошкольников и младших школьников. Журнал был придуман Е. Л. Шварцем и Н. М. Олейниковым при участии Д. И. Хармса. Н. В. Гернет писала небольшие пьесы для детей, такие как «Гусенок», «Как котенок научился мяукать». Ее пьесы-сказки для театра кукол «Бобка», «Волшебная лампа Аладдина», «Маугли», «Подарок», «Полянка», «Пятак и Пятачок», «Сказка о маленьком Каплике», «Царевна Лягушка» были опубликованы в сборнике «Сказка о маленьком Каплике дошкольного возраста». К сожалению, сегодня этот автор почти забыт.
Самуил Яковлевич Маршак – поэт, драматург, переводчик, автор детских пьес-сказок : «Сказка про козла», «Петрушка-иностранец», «Кошкин дом», «Терем-теремок». Эти пьесы подходят для детей старшего дошкольного возраста.
Сергей Владимирович Михалков – поэт и драматург, автор многочисленных стихов, басен, песен. Такие пьесы–сказки, как «Зайка-зазнайка», «Трусохвостик», вполне понятны и интересны детям среднего и старшего дошкольного возраста.
Все вышеназванные произведения, по нашему убеждению, могут быть применены в практической деятельности современных педагогов дошкольных образовательных учреждений и введены в круг детского чтения.
Хотелось бы также привлечь внимание педагогов дошкольных образовательных учреждений к пьесам Ирины Петровны Токмаковой, написанным для детей дошкольного возраста: «Ай, да репка», «Заюшкина избушка», «Заяц в огороде» (по сказке Л. Воронковой, «Кукареку» (кукольный спектакль).
Цель детских пьес заключается в приобщении ребенка к литературе не только через прослушивание, но и через проигрывание пьесы. Работа с детьми над постановкой пьесы позволяет развивать у них речь, память, творчество, мышление, чувства, а также умение общаться со сверстниками и с педагогами. В процессе постановки пьесы происходит также активное развитие коллективных взаимоотношений, воспитываются качества, необходимые детям как в настоящей, так и в будущей жизни.
К сожалению, как показывает наше исследование, детские драматические произведения недостаточно используются в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений. Педагоги нередко не обладают достаточной информацией о драматических произведениях, которые можно читать и ставить на сцене в детских садах. В образовательных программах, в разделах, связанных с приобщением к художественной литературе, эти произведения, как правило, не рекомендованы.
Однако нам бы хотелось обратить внимание читателей на программу «Из детства – в отрочество», представленную в пособии З. А. Гриценко «Пришли мне чтения доброго…». Это программа-хрестоматия по детской литературе, в которой дается принципиальная установка – «сформировать отношение к литературе как самоценному виду искусства» [2, 4].
Задача составителя программы состоит в том, чтобы помочь воспитателю расширить материал по приобщению детей к литературе, установить систему занятий, смысловые и художественные взаимосвязи, ввести литературные произведения в круг чтения ребенка дошкольного возраста.
Кроме того, автором программы-хрестоматии предложен анализ художественного текста, причем на уровне, доступном ребенку-дошкольнику, при соблюдении психологических особенностей его возраста.
Также разработаны конспекты занятий, которые можно использовать для знакомства детей с драматическими произведениями. Эти конспекты направлены и на ознакомление ребенка с «театром», с его историей, с понятием «пьеса». В пример включены такие драматические произведения как «Звездные мастера» И. П. Токмаковой и «Зайка – Зазнайка» С. В. Михалкова.
З. А. Гриценко обращает внимание воспитателя на интонацию, паузы, которые помогут не только донести до детей содержание литературного произведения, но и сделать выводы, понять, чем отличается «рассказ» от «пьесы». Происходит знакомство детей с такими понятиями, как «действующее лицо», «ремарка», «актер», «перевоплощение.
Итогом занятия может явиться беседа с детьми по содержанию драматического произведения, обсуждение «действующих лиц» (характер, образ, поведение, наконец, постановка «театрализованного действа», когда разворачивается маленький спектакль, в котором «играют все», даже самые «тихие» актеры, втянутые в действие как будто поневоле, однако их мимика и выражение глаз выдают в процессе такого действия их внимание и активный интерес к происходящему.
Таким образом расширяется читательский интерес ребенка, развиваются творчество, мышление, память, речь, что является главным для развития современной личности.
В настоящее время, отметим мы с сожалением, в педагогической литературе и в практике дошкольных учреждений уделяется недостаточно внимания значению детских драматических произведений. Наша задача – изменить отношение педагогов к драматическим произведениям, созданным для детей дошкольного возраста.
Мы убеждены: введение в практическую работу драматических произведений поможет педагогам расширить и разнообразить занятия по ознакомлению с художественной литературой, сделать их яркими и запоминающимися.
Для детей же роль драматических произведений является весьма значимой, поскольку при работе с таким произведением у них формируется интерес к театру и к литературе, развиваются речь, эстетический вкус, создаются условия для проявления творческой инициативы, становления личности ребенка, формирования у него нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия, сопереживание, заботливое отношение друг к другу).