Ольга Кузнецова
Роль дошкольной образовательной организации в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Актуальность данной статьи заключается в том, что гражданско-патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни. Особенно важна активная позиция воспитателя и родителей в помощи детям осознать себя неотъемлемой частью малой родины, гражданином России.
«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент – это патриотизм… Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России»
Публикация «Роль дошкольной образовательной организации в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
В. В. Путин
Чувство патриотизма не возникает у людей просто так. Это результат длительного целенаправленного процесса воспитания.
Главная цель патриотического воспитания – это воспитать свободную личность, гражданина, патриота своей страны. С этой целью в нашей стране появилась специализированная Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», в которой говориться: «Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов» [3].
В Белгородской области гражданско-патриотическому воспитанию уделяется очень много внимания. Тема особенно актуальна на протяжении последнего десятилетия и при реализации требует большого такта и терпения.
Педагогические наблюдения показывают, что в большинстве семей воспитанников ДОУ вопросу воспитания патриотизма и гражданственности многие родители не уделяют должного внимания. Поэтому первоочередная роль в данном случае принадлежит дошкольным организациям.
Основополагающими факторами воспитания являются : личный пример педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная и гражданская позиция.
Особое внимание в данном вопросе необходимо сконцентрировать на старшем дошкольном возрасте – это возраст, который имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, в том числе и чувства патриотизма.
Так на первый план выходит знакомство воспитанников с малой Родиной, расширяются их представления о жизни Строго Оскола, Белгородского края, о значении государственной символики города и региона. Затем информация носит более масштабный характер и раскрывает перед дошкольниками исторические события становления Российской Федерации. Мы обращаем внимание на воспитание уважительного отношения к гербу, флагу, гимну нашего государства. Формируем представление о том, что Россия – многонациональная страна, со своими культурными традициями. У детей развиваем основы гражданско-патриотических чувств : любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины. А раскрывая перед детьми факты увековечивания имен героев в названиях улиц, площадей, городов, воздвижение памятников в их честь, мы подводим детей к осознанному пониманию основного секрета победоносных исторических событий нашей страны – любви к своему Отечеству.
Планируя свою деятельность по реализации гражданско-патриотического направления, необходимо вовлекать семьи воспитанников. Ведь благодаря встречам со старшими членами семей дошкольников, – прадедушкам, прабабушкам, их рассказам о жизни, о фронтовых и трудовых подвигах, мы прививаем детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, трудовой подвиг.
В этом году мы отмечали 75-ю годовщину освобождения Старого Оскола от немецко-фашистских захватчиков. День освобождения родного города – лучший день, чтобы рассказать детям не только о войне и победе, но и историю войны своего города, своей семьи. Благодаря такому мероприятию как «Минута Памяти», проводившемуся во всех организациях и учреждениях нашего города, дети на себе ощущают всю серьёзность событий, испытывают чувство сопереживания, гордости, патриотизма.
Таким образом, дошкольная образовательная организация, осуществляя деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию, закладывает фундамент для будущего поколения, обладающего гражданско-патриотическими чувствами, духовно-нравственными ценностями, уважающими культурное наследие, историческое прошлое и настоящее России.
Список использованной литературы.
1. Педагогический опыт: решения и находки: сборник научно-методических статей. Выпуск 19. Часть 1 / ред. кол. : И. А. Дендебер [и др. ]; отв. ред. : И. А. Дендебер. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2014. – 368 с.
2. С любовью к России: методические рекомендации. – Москва: Воспитание дошкольника, 2007. – 127 с.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»[электронный ресурс] : https://bda-expert.com/2016/01/gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossijskoj-federacii-na-2016-2020-gody