Наталья Мозговая
Роль дидактической игры во всестороннем воспитании и обучении детей
▼ Скачать +Заказ
Основные задачи дидактических игр в умственном развитии детей дошкольного возраста являются: формирование системы научных знаний о природе и обществе;
Развитие умственной деятельности: мыслительных процессов, познавательной активности, самостоятельности, культуры умственного труда;
Воспитание познавательных интересов, любознательности;
формирование речи: пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи.
Публикация «Роль дидактической игры во всестороннем воспитании и обучении детей» размещена в разделах
Через содержание дидактических игр у детей формируются правильное представления, отношение к явлениям общественной жизни, природе, к предметам окружающего мира. В игре у детей систематизируются, углубляются знания об окружающем мире, о людях разных профессий, о труде людей, о Родине и т. д.
Дидактические игры способствуют развитию умственной активности детей. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей.
Самое важное для развития мышления - уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего умственного багажа, в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребенок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать. Наиболее эффективными, педагогическими условиями, способствующими развитию умственной активности, являются: формирование у детей эмоционально-положительного отношения к предстоящей умственной деятельности посредством поэтапного введения дидактических задач, облеченных в игровую образную форму; создание игровых мотивов, определяющих отношение детей к умственной деятельности.
Словесные дидактические игры также влияют на воспитание самостоятельности мышления. Активизируя мышление, игра воздействует на эмоции детей : ребенок испытывает радость, удовлетворение от удачно найденного и быстрого решения, одобрения его воспитателем, а главное –от самостоятельности в решении задачи. Словесные дидактические игры формируют у детей дошкольного возраста такие качества как гибкость мышления, уверенность в своих силах, самообладание, быстроту и другие необходимые качества для дальнейшей учебной деятельности.
Велика роль дидактических игр сенсорных способностей детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды
Все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей : пополняется и активизируется словарь, формируется звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Задачи многих дидактических игр состоят в том, чтобы через игру научить детей составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы и общественно жизни.
В дидактических играх мышление и речь находятся и развиваются в неразрывной связи. Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. При этом у детей развивается способность аргументировать свои утверждения и доводы.
Большое значение дидактические игры имеют в нравственном воспитании детей.
Задачами нравственного воспитания являются формирование нравственного сознания, овладение нравственными представлениями и понятиями;
Формирование нравственного поведения;
Формирование нравственных чувств и отношений.
У детей дошкольного возраста формируются конкретные нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, об отрицательном отношении к аморальным проявлениям: хитрости, лживости, лености и т. д.
В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит правилам игры.
Овладеть правилом – это значит овладеть своим поведением, научиться управлять им, научиться подчинять его определенной задаче.
В игре формируется важное качество личности ребенка-способность к самооценке.
Содержание игры также имеет значение в нравственном воспитании детей.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение ребенком культурно-гигиенических навыков, культуры поведения.
Воспитатель направляет внимание на то, чтобы играя, дети, усваивали культурно-гигиенические навыки, нормы поведения, чтобы у них развивались положительные взаимоотношения.
В работе с детьми старшего возраста дидактические игры решают несколько иные задачи. В центре внимания педагога-воспитание у детей нравственных чувств и отношений: уважение к людям труда, защитникам нашей Родины, к людям разных национальностей, любовь к Родине, ее столице-Москве, родному краю, к спортсменам – борющимися за честь страны, воспитывать желание быть похожими на них, брать на себя их роль в творческих сюжетно-ролевых играх.
Формируются также социальные качества личности ребенка, такие как коллективизм, доброта, способность к сопереживанию, потребность в общении со сверстниками, готовность оказывать помощь более слабым, не уверенным в своих силах товарищам, вырабатываются навыки согласованной совместной деятельности.
Дидактические игры используются в целях трудового воспитания. Содержание таких игр должно обеспечить формирование у детей уважения к трудящемуся человеку, интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.
Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении наглядного материала для дидактических игр. Старшие дошкольники могут сами изготавливать карточки, фишки, коробки, настольные игры для детей младших групп. Если дети сами готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относятся. Изготавливая вместе с детьми полезные материалы способствует воспитанию трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда.
Дидактический материал должен отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям, для того чтобы решать задачи и эстетического воспитания. Дидактические игры хранятся в группе в определенном месте и доступны детям.
Двигательная активность детей во время игры повышает умственную деятельность, развивает мозг ребенка. Игры с дидактическими игрушками развивают и укрепляют мелкую мускулатуру рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, изобразительной деятельности и к будущему обучению в школе.
Для физического развития особенно важны игры, где движения сочетаются со словом: дети что-то прячут, ищут. Двигаются в соответствии с сигналом. Все это создает радостное настроение, повышает эмоциональный тонус.