Анна Дмитриевна
Роль дидактической игры во всестороннем воспитании и обучении детей
▼ Скачать + Заказать документы
Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Игра ребёнка – его жизнь, он в ней самостоятельная, свободная личность, пытающая и развивающая свои силы, способствующая физическому и духовному здоровью. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.
Прежде чем раскрывать роль дидактической игры в воспитании детей дошкольного возраста, хочу отметить, что в игре ребенок решает более сложные задачи, как практические, так и умственные.
Публикация «Роль дидактической игры во всестороннем воспитании и обучении детей» размещена в разделах
Н. К. Крупская придавала игре как средству воспитания и обучения дошкольников огромное значение. «Игра для дошкольников – способ познания окружающего».
Дидактические игры отличаются большим разнообразием: подвижные, строительные, творческие, дидактические, игры - драматизации. С помощью игры выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр воспитатель устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников. Здесь большое значение имеют не только дидактические правила игры, но и правила общения: договариваясь играть, будь добрым, вежливым; не мешай детям, если они заняты игрой; если хочешь вместе играть, попроси разрешения; когда играешь с друзьями, думай, чем можешь им помочь; старайся хорошо, четко выполнить свою роль и правила в игре, помни, что к материалам для игр нужно бережно относиться. Все эти правила не заучиваются с детьми, но воспитатель проявляет постоянную заботу о создании условий для их усвоения.
Дидактическим играм всегда придавалось большое значение в развитии у детей умственной активности. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Многие игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Наиболее эффективными педагогическими условиями, способствующими развитию умственной активности, являются: формирование у детей эмоционально – положительного отношения к предстоящей умственной деятельности посредством поэтапного введения дидактических задач, облегченных в игровую образную форму; создание игровых мотивов, определяющих отношение детей к умственной деятельности.
Активизируя мышление, игра воздействует на эмоции детей : ребенок испытывает радость, удовлетворение от удачно найденного быстрого решения, одобрения его воспитателем, а главное – от самостоятельности в решении задачи. Большое значение, поэтому дидактические игры приобретают в формировании таких важных качеств самостоятельного мышления, как умение пользоваться знаниями, искать и находить способы решения задач, делать правильные умозаключения.
Велика роль дидактических игр в развитии сенсорных способностей детей. Известно, что процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Исследование, проведенное под руководством Л. А. Венгера по ознакомлению детей дошкольного возраста с цветом, формой, величиной предмета, позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов.
Все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей : пополняется и активируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Задачи многих дидактических игр и состоят в том, чтобы через игру научить детей составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы и общественной жизни.
Большое значение дидактические игры имеют в нравственном воспитании детей. У детей дошкольного возраста формируются конкретные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, также большое значение имеет содержание игр. В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение ребенком культурно-гигиенических навыков, культуры поведения. В работе с детьми более старшего возраста дидактические игры решают несколько иные задачи. В центре внимания воспитателя- воспитание у детей нравственных чувств и отношений : уважение к людям труда, защитникам нашей Родины, любовь к Родине, к родному краю.
Дидактические игры используются и в целях трудового воспитания. Однако и здесь содержание дидактических игр должно обеспечивать у детей формирование уважения к трудящемуся человеку, интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении наглядного материала для дидактических игр. Старшие дошкольники отбирают иллюстративный, природный материал, изготавливают карточки, фишки, коробочки. Если ребята сами готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относятся. Так, можно изготовить вместе с детьми полезные для работы материалы. Это, кроме того, хорошее средство воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда.
Значение дидактических игр в физическом воспитании детей необходимо рассматривать с их оздоровительного влияния на организм ребенка. Известно, что игра создает положительный эмоциональный подъем, двигательная активность повышает умственную деятельность, развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки к письму, изобразительной деятельности.
Для физического развития особенно важны игры, где движения сочетаются со словом: дети что-то прячут, ищут, двигаются в соответствии с сигналом. Все это создает радостное настроение, повышает эмоциональный тонус. И наконец, положительная оценка выполнения детьми игрового задания вызывает у ребенка положительный отклик, что также отражается на его самочувствии.