Олеся Черникова
Роль дидактической игры в жизни дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Важным условием формирования словаря ребенка дошкольного возраста является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Организация дидактических игр хоть и является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства, мотивации детей.
Публикация «Роль дидактической игры в жизни дошкольника» размещена в разделах
Игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности, поэтому применение дидактической игры в работе по развитию словаря детей дошкольного возраста не только повышает уровень речевой активности и культуры, но и обогащает словарный запас.
В процессе дидактической игры дети осваивают предметное отношение слова и его понятийной стороны, осваивают понятие «слово» как единицы лексической системы языка.
В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимым людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх, закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
Игровыми дидактическими задачами игр является также закрепление у детей знаний о существительных, прилагательных, глаголах, классификация предметов, животных, транспорта, фрукты, овощи и т. д.
С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.
Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания. В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное их общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками и т. д.). Игры на употребление прилагательных
Игра с мячом «Строим дом»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных; развитие внимания, ловкости.
Ход игры. Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит: «Построим дом из кирпича, значит какой будет дом?» Ребенок: «Кирпичный дом»
Копилка слов: дом из камня, дом из фанеры, фундамент из бетона, окна из пластика, дверь из дерева, петли из металла, замок из железа и т. д.
«Скажи ласково»
Мячик маленький поймай, да словечком приласкай.
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры. Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар, а ребенок, возвращая мяч педагог; называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний. Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — тапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко.
«Один — много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.
Ход игры. Педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. Примеры: Стол столы, двор — дворы, нос — носы, гора — горы, нора — норы, мост — мосты, дом — дома, глаз — глаза, луг — луга, город — города, провод — провода, холод — холода, день — дни, пень — пни, сон — сны, лоб — лбы, ухо — уши, стул — стулья, кол — колья, лист — листья, перо — перья, крыло — крылья, дерево — деревья, носок — носки, чулок — чулки, кусок — куски, кружок — кружки, дружок — дружки, прыжок — прыжки, утенок — утята, гусенок — гусята, цыпленок — цыплята, тигренок — тигрята, слоненок — слонята
Полученные результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают гипотезу исследования, заключающуюся в том, словарь детей дошкольного возраста будет развиваться успешнее, если:
- использовать дидактические игры в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения в непосредственной образовательной деятельности;
- в самостоятельной игровой деятельности детей под руководством воспитателя;
- если ввести в образовательный процесс игры разные по содержанию, а именно: ознакомление с предметами, посудой, транспортом, одеждой, игры направленные на употребление существительных, прилагательных, глаголов, синонимов, антонимов, паронимов.
Список литературы
1. Зак, А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. / А. З. Зак - https://www.ozon.ru/
2. Касаткина, Е. В. Педсовет «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой» / Е. В. Касаткина // Управление дошкольным образовательным учреждением – 2009 - № 1 – С. 79-83.
3. Качанова, И. А. Детская игра в педагогическом процессе ДОУ / И. А. Качанова, Е. В. Трифонова // Управление дошкольным образовательным учреждением – 2011 - №6 – С. 13-20.
4. Козлова, С. А. и др. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Академия, 2004 – 325 с.