Алена Чумак
Роль дидактической игры в познавательном развитии у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Абакана «Детский сад «Настенька»
«План непрерывного профессионального образования»
Тема: «Роль дидактической игры в познавательном развитии у дошкольников»
Воспитатель:
Чумак А. С.
Абакан, 2022
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Воспитатель: Чумак Алена Сергеевна.
Образование: высшее.
Публикация «Роль дидактической игры в познавательном развитии у дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Тема: «Роль дидактической игры в познавательном развитии у дошкольников»
План работы на 2022-2023 учебный год.
Работа начата - 01.09.2022г.
Предполагается закончить - 31.05.2023 г.
Актуальность темы:
Дидактические игры занимают большое место в работе дошкольных учреждений. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений.
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т. п.
Если в процессе обучения систематически используются, разнообразные дидактические игры, то дети, особенно в старшем дошкольном возрасте, начинают самостоятельно организовывать этот вид игр: выбирают игру, контролируют выполнение правил и действий, оценивают поведение играющих. Поэтому дидактическая игра занимает важнейшее место в системе педагогических средств всестороннего воспитания детей.
Цель: Повысить профессиональную компетентность в вопросах
внедрения дидактических игр в современные технологии.
Задачи:
1. Изучить современную литературу по теме;
2. Подготовить картотеку дидактических игр;
3. Самостоятельное изготовление дидактических игр;
4. Воспитывать познавательный интерес при игре и работе с новыми дидактическими пособиями.
5. Сформировать навыки самостоятельной деятельности, повысить самооценку детей, их уверенность в себе, развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
6. Привлекать родителей к выполнению совместной творческой деятельности со своими детьми.
7. Взаимодействие с педагогическим коллективом.
Тематическое планирование деятельности
№ Содержание Сроки
1 Изучение методической литературы и нормативно-правовых документов по данной теме 2022-2023 уч. год сентябрь-май
2 Картотека дидактических игр. Картотека 2022-2023 уч. год сентябрь-май
3 Изготовление пособий и дидактических игр своими руками из подручных материалов. Картотека изготовленных игр 2022-2023 уч. год сентябрь-май
4 Работа с детьми с применением дидактических игр в режимных моментах и НОД 2022-2023 уч. год сентябрь-май
5 Работа с родителями: консультации, беседы, папки-передвижки, анкетирование 2022-2023 уч. год сентябрь-май
План работы на 2022-2023 учебный год
Раздел Сроки Содержание работы Мероприятия
Изучение методической литературы Сентябрь-май 1. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в ср. гр. М Мозаика –Синтез 2012.
2. Гербова В. В. Коммуникация. Развитие речи и обобщения в ср. гр. Планы занятий-М: Мозаика-Синтез 2012.
3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. М. Мозаика –Синтез. 2012.
Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в д/с. Программа и методические рекомендации М: Мозаика-Синтез 2006.
4. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изо деятельность детей Просвещение 2003.
5. Соловьева Е. В Математика и логика для дошкольников. Методические рекомендации д/ восп. М : Просвещение 2004.
6. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет М: Просвещение 1987
.
7. Карпухина Н. А. Конспекты занятий в ср. гр. Развитие речи и знакомство с художественной лит-рой.
8. Швайко Г. С Игры и игровые упр-я для развития речи Под ред. В. В Гербовой. Просвещение 1988.
9. Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи ср. гр. М. Центр педагог. Образ. 2009.
10. Комплексные занятия с детьми 4-7 автор –составитель О. Ф. Горбатенко Учитель2013.
11. Фомина Л. В. Развивающие занятия в д/с Память, внимание, восприятие, речь, мышление, моторика руки. -Ярославль Академ. -рази. Владимир В. К. 2008. Анализ изученной литературы
Сентябрь Разработка и оформление плана непрерывного профессионального образования. План работы Подготовка материала. План работы
Работа с детьми Октябрь Использование дидактических игр в жизни детей НОД, режимные моменты
Сентябрь-май Картотека дидактических игр направленных на обучение времен года. Картотека
Сентябрь-май Введение игровых приемов в комплексных мероприятиях по речевому, сенсорному развитию, ФЭМП, режимных моментах; НОД, режимные моменты
Сентябрь-май Планирование индивидуальной работы с детьми в форме игровой деятельности; НОД, режимные моменты
Ноябрь Дидактические игры на тему «Осень»
Картотека
Январь Дидактические игры на тему «Зима» Картотека
Февраль Оформление уголка в группе детского сада «Времена года» (иллюстрации, лото, разрезные картинки) иллюстрации, лото, разрезные картинки
Март Дидактические игры на тему «Весна» Картотека
Апрель Пополнить и разнообразить предметно-развивающую среду в группе Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт изготовления игр и пособий. предметно-развивающая
среда в группе
Май Организация выставки изготовленных дидактических игр своими руками используемые в детском саду. Оформление выставки изготовленных «Дидактических игр для детей» Выставка
Работа с родителями Октябрь «Роль игры в жизни ребенка». Памятки
Январь Укреплять взаимодействие детского сада и семьи Фотогазета для родителей «Учимся играя» Фотогазета для родителей
Февраль Анкетирование родителей на тему: «Как играть с ребенком». Анкеты
Март Папка-передвижка для родителей на тему: «Дидактическая игра в жизни ребенка». Папка- передвижка
Май Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудования для развития игровой деятельности). Пространственная развивающая среда в группе, на участке
Список литературы
1. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 2016.192с.
2. «Математика и дети» — А. Белошинская – кандидат пед — х наук.
3. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук.
4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.
5. «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.
6. «Играем в числа» — серия пособий
7. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.
8. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М. : Баласс, 2003 г. — 256 с.
9. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
10. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2014 г.
11. Ю. А. Афонькиной «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования» с учётом ФГТ в ДОУ.
11. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр. - М. 2014. - 152 с.
12. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез, 2016. - 240 с.
13. Запорожец А. В., Маркова Т. А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М., 2018.258с
14. Овчарова Р. В. Развивающая работа воспитателя в дошкольном учреждении. - Архангельск, 2015.