Колесникова Анна
Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников младшего возраста
▼ Скачать
Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников младшего возраста
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Публикация «Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников младшего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2022
В современной педагогике есть много технологий, которые можно использовать для развития речи.
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли.
Речь дошкольника развивается постепенно и это связано не только с возрастными закономерностями нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы русского языка.
Без специально организованного обучения развитие речи будет стихийным, бедным. Целенаправленное обучение предусматривает занятия, игры, упражнения, индивидуальное общение. Важно помнить, что главным является слово взрослого: насколько грамотной, выразительной, богатой будет речь воспитателя, настолько ребенок будет подражать речи взрослого.
Более подробно я хочу остановиться на дидактических играх.
Роль дидактических игр : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Главная цель дидактической игры – обучающая. Дидактические игры стимулируют мыслительные процессы, а следовательно и речь ребенка. Именно поэтому значительное место у нас на занятиях по развитию речи дошкольников младшего возраста занимают дидактические игры.
В своей практике я использую дидактические игры, которые я сделала из фетра. Это натуральный экологичный материал. Он не сыпется и приятен на ощупь.
Работая с детьми раннего возраста, я решила сделать календарь природы.
Оказывается детки плохо ориентируются во временах года : какие изменения происходят в природе, в какой последовательности, что происходит в каждый период, и даже путают время года, особенно весну и осень.
Одно и то же дерево представлено как 4 дерева в разные времена года. Весной дерево просыпается, появляются листочки и цветочки, летом созревают яблочки и груши, осенью листики желтеют, потом опадают и зимой выпадает снег.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о временах года.
2. Учить определять состояние погоды (холодно, тепло, идет дождь, знакомить с некоторыми характерными особенностями времен года (опадают листья, выпал снег, распустились цветы).
3. Развивать цветовое восприятие (зима белая, осень желтая)
4. Развивать внимание, память.
5. Учить детей составлять короткие описательные рассказы по описанию явлений природы.
Эту дидактическую игру можно использовать в утренние и вечерние часы, в свободной игровой деятельности, в непосредственно образовательной деятельности.
Мы легко учим времена года и их признаки. Ребята учатся правильно составлять предложения, высказывать свое мнение, учатся общаться и фантазировать. Игру можно использовать в НОД по развитию речи, ФЭМП (формирование элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром.
Дидактические игры, в которые мы играем: «Угадай какое время года?», «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом?» (дети показывают по порядку времена года, «Один, много.»(различать понятия один, много, мало, цвет).
Также я сшила из фетра овощи и фрукты.
Задачи:
1. Познакомить детей с овощами и фруктами.
2. Закрепить знания о том, что фрукты растут на дереве, а овощи на огороде.
3. Учить описывать предметы.
Дидактические игры, в которые мы играем: «Где растет?», «Четвертый лишний» (развивать логическое мышление, «Чего не стало?»
С помощью этих игр дети легче усваивают и запоминают материал, учатся общаться, высказывают своё мнение и обогащают словарный запас.
Итог: использование игровых технологий помогает организовывать работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме.