Марина Егорова
Роль дидактических игр в формировании представлений о растительном мире
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание – предполагает системный подход к ознакомлению с природой и природоохранной деятельностью. Экологическая культура – это особый вид культуры, которая характеризуется наличием знаний и умений по экологии, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде. Существует несколько значений понятия «экология» :
1. Экология - наука об отношении растительных животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.
2. Экология – наука о взаимодействии человека с природой, охрана окружающей среды.
Публикация «Роль дидактических игр в формировании представлений о растительном мире» размещена в разделах
Использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний,но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применить свои знания в практической деятельности.
Решить эту проблему поможет нам вовлечение детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомиться с данной закономерностью.
Наиболее подходящим решением к поставленной задаче является дидактическая игра.
Дидактические игры экологического содержания помогают ребёнку увидеть неповторимость не только определённого организма живой природы, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности; понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.
В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. Включая дидактические игры в педагогический процесс, воспитатели отбирают те игры, которые соответствуют возрастным особенностям и возможностям детей.
Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.
Использовать дидактические игры для расширения и углубления экологических представлений следует с учётом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста :
- о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;
- о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);
- о человеке как части природы;
- о культуре поведения в природе.
Обучающая игра немыслима без игровых действий, повышающих активность детей и тем самым обеспечивающих успешность достижения необходимого результата. Вариативность игровых действий позволяет полнее раскрыть замысел игры, заинтересовать детей, сконцентрировать их внимание на освоение знаний, умений и навыков.
Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Логические цепочки", "Отгадай и назови", "Что растет в воде", "Ветки и детки", "Четвертый лишний". Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.
Дидактические игры необходимо использовать не только в свободной
деятельности воспитанников, но и включать в занятия:
- по развитию речи (составления описательных и сравнительных
рассказов и экологических сказок, придумывание загадок, рассказов из
личного опыта детей,
- по математике (счет предметов, лабиринты, задачи экологического
содержания,
- по ознакомлению с природой.
Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить и во время наблюдений и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых, при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.
Обобщая все выше представленное, можно сформулировать следующие основные выводы: игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости. Понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять правила поведения в природе.
Исходя из этого, можно предположить, что дидактические игры экологического содержания обеспечивают не только эффективность усвоения дошкольниками представлений о правилах поведения в природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой.
Серия дидактических игр по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
1. Дидактическая игра "Что где растет"
2. "Четвертый лишний"
3. "Ветки и детки"
4. " Отгадай и назови"
5. "Что растет в пруду"
6."Что сначала, что потом
"