Приложение МААМ

Роль дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста

Наталья Николаевна Невская
Роль дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.

Публикация «Роль дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста» размещена в разделах

Сенсорное развитие является фундаментом умственного развития ребенка, залогом его дальнейшего успешного обучения. С восприятия ребенком свойств предметов и явлений окружающего мира начинается познание. От того, как развито у ребенка восприятие зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. В первую очередь сенсорное воспитание у детей в возрасте от 2 до 3 лет способствует усвоению сенсорных эталонов : цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый, формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т. д., величины (большой, маленький, самый маленький и т. д., вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный, обоняния (запах гари, аромат духов и т. д., времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето., пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т. д., осязания (гладкий, колючий, пушистый и т. д.).

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

В младшем дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в предметной деятельности и игре. В связи с этим бесспорно основным средством сенсорного воспитания младших дошкольников являются дидактические игры, основная задача которых – это накопление разнообразного сенсорного чувственного опыта.

Дидактическая игра с элементами обучения, способствует развитию познавательных способностей младшего дошкольника. Она вызывает направленный интерес ребенка и способствует закреплению знаний, не превращаясь в учебное занятие. Решая дидактические задачи игры, дети тренируют внимание, память, мышление, развивают умение сравнивать, классифицировать, группировать предметы, ощущать, характеризовать их. Игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, очень нравятся детям, развивают наглядно-действенное мышление, а затем наглядно-образное.

Среди дидактических игр и упражнений, используемых для активизации сенсорного развития ребенка раннего возраста можно выделить несколько категорий:

игры с загадыванием и разгадыванием – Узнай», «Отгадай», «Что здесь», «Что изменилось»;

геометрические игры, направленные на знакомство с формой и величиной предмета – мозаика разных видов, конструкторы;

настольно-печатные игры, способствующие уточнению и расширению представлений детей об окружающем мире, систематизированию знания, развитию мыслительных процессы – парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, паззлы;

игры, связанные с обследованием предмета, с различением признаков, требующие словесного обозначения этих признаков – «Чудесный мешочек», «Похожи и не похожи»;

игры, направленные на формирование представлений о размере – «Матрешка», сортеры по размеру и форме, пирамиды.

Дидактические игры опираются на богатый тактильный развивающий сенсорный материал, стимулирующий органы чувств ребенка. В дидактических играх используется многообразие игрушек, в которых ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, об их характерных свойствах и признаках. Чем больше у ребенка будет сенсорный опыт, тем лучше будет работать его мозг в целом. Мозг обучаем. Добавляя в организованную деятельность с детьми игры и упражнения, направленные на стимуляцию и обогащение сенсорного опыта, путем тренировки мы сможем добиться увеличения скорости обработки сенсорной информации. Восприятие ребенка непосредственно связано с мышлением – ребёнок мыслит, устанавливает связи между предметами и явлениями. Уже в младшем дошкольном возрасте у ребенка начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно появляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Формируя у детей раннего возраста представления о сенсорных эталонах, в своей педагогической деятельности мы опираемся на ряд основополагающих принципов:

знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними;

не следует намеренно ограничивать круг получаемых им представлений о свойствах предметов. Более того, заучивание отдельных разновидностей свойств ведет к тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности;

знакомство с сенсорными эталонами целесообразно выстраивать от общего к частному, сначала знакомя дошкольников с основными образцами, а позднее с их разновидностями;

дидактические игры и занятия для детей третьего года жизни должны вводиться по степени возрастающей трудности, что соответствует программе детского сада;

необходимо творчески подходить к использованию предлагаемых детям дидактических игр и упражнений, связывая их с общей системой сенсорного воспитания. Важно перемежать задания, предусматривающие работу с разными свойствами предметов. В противном случае существует опасность фиксировать внимание детей на выделении одного из свойств в ущерб другим.

Дидактические игры являются универсальным инструментом в педагогической работе, так как большая часть игр и упражнений для детей, построена таким образом, что может проводиться и индивидуально, и одновременно со всей группой. Это дает возможность использовать их на занятиях в разных образовательных областях. Также многие из предлагаемых игр можно проводить и вне занятий, в свободной деятельности детей.

В своей практической работе с детьми третьего года жизни я делаю упор на игры и задания, в процессе выполнения которых закрепляются умения группировать однородные предметы по величине, форме, цвету. Нередко и группировка, и соотнесение входят в одну игру-занятие. Выполнение заданий на соотнесение разнородных предметов одновременно по величине и форме вполне доступно детям третьего года жизни. Для этого целесообразно использовать разнообразные рамки-вкладыши, однородные и разнообразные предметы из различных тактильных материалов (фетр, картон, фанера, пластик). Раскладывая вкладки, тактильно сортируя материалы ребенок не только учитывает разнообразные сенсорные свойства предметов, но и осуществляет довольно тонкие движения пальцев рук, совершенствуя мелкую моторику.

При проведении игр-занятий я пользуюсь краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребенок активно выполнял задания, учитывая эти свойства, так как именно в процессе практической работы происходит накопление представлений о свойствах предметов.

При систематической работе по предлагаемой методике, как правило, уже нет необходимости в расчлененном обследовании формы и величины, как это делалось прежде на более ранних возрастных этапах. Процесс рассматривания сортируемых предметов, вкладышей и отверстий, их сопоставление, сравнение протекают быстро. Однако некоторые дети могут нуждаться в помощи воспитателя, направленной на организацию последовательного анализа свойств предметов.

Для усиления элемента тактильности в работе с детьми я также использую дидактические игры с элементами сортировки и нанизывания, например, дидактическая игра «Сделаем бусы для куклы». Такие игры позволяют совместить формирование сразу нескольких сенсорных эталонов (форма, цвет, размер) с усвоением приемов чередования и с тренировкой мелкой моторики руки.

Отдельно хочу остановиться на дидактических играх и пособиях для сенсорного развития для детей раннего возраста, изготовленных своими руками и родителями воспитанников, в которые мы играем в детском саду и играем дома. Они представляют собой пособия из нестандартных материалов для игровой деятельности детей, направленной на освоение ими сенсорных эталонов. Применение в практике работы воспитателя современных материалов, отвечающих современным эстетическим, гигиеническим и педагогическим требованиям, очень оправдано.

Сегодня в ассортименте магазинов представлено большое количество всевозможных развивающих игр. Но когда дело доходит до игры для детей раннего возраста, мы часто сталкиваемся с несколькими проблемами. Во-первых, основная масса игр ориентирована на детей постарше. Во-вторых, не всегда можно найти игру той направленности, какой хотелось бы.

Серию простых дидактических игр для сенсорного развития несложно сделать своими руками, затратив на это совсем немного времени и средств. Такой подход позволяет разнообразить развивающую предметно-пространственную среду группы и вовлечь в совместный образовательный процесс родителей ребят. Пособия можно сделать самим дома, ведь раньше во многих семьях существовала чудесная традиция – делать игрушки своими руками из ненужных вещей. Для этих целей можно использовать доступные подручные материалы – фетр, пуговицы, пластиковые крышки, прищепки, крупы, природные материалы и прочее.

Подытоживая выше сказанное, можно сделать вывод, что сенсорное развитие ребенка раннего возраста, направленное на формирование способов восприятия окружающей действительности, является основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающее. А дидактическая игра выступает в качестве незаменимого средства сенсорного развития детей раннего возраста. Она решает задачи умственного, физического и эстетического развития каждого ребенка. В игре создаются благоприятные условия для усвоения новых знаний и умений, для развития у детей психических процессов, формируются предпосылки будущей продуктивной деятельности.

Публикации по теме:

«Роль сенсорных игр в развитии детей раннего возраста». Занятие в рамках клуба общения для родителей«Роль сенсорных игр в развитии детей раннего возраста». Занятие в рамках клуба общения для родителей Формирование позитивного эмоционального контакта между родителями, детьми и педагогами ДОУ, внутри родительского коллектива группы, реализации.

Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей»Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей» В настоящее время одной из наиболее важных, и глобальных проблем общества, является состояние здоровья наших детей. Как известно, физическое.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника»Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника» Работая с детьми в детском саду мы, педагоги-воспитатели, берем на себя очень важную и ответственную роль сборщиков того «багажа» знаний,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста
Опубликовано: 27 октября 2024 в 19:26
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Николаевна Невская (УИ 2384867) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД