Елена Кабаева
Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Речь не является врожденной способностью; она формируется у ребенка по мере его роста и развития. Овладение правильной и четкой речью в нужный момент имеет значительное значение для формирования полноценной личности. Индивид с хорошо развитой речью легко взаимодействует с окружающими, может ясно выразить свои мысли и желания, задавать вопросы и находить общий язык с партнерами в совместной деятельности. Напротив, нечеткая речь затрудняет общение и может негативно влиять на личность. Четкая речь служит одним из главных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе, а речевые недостатки могут привести к трудностям в учебе и неуверенности в себе. Поэтому заботиться о правильной речи следует начинать как можно раньше.
Публикация «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Произношение звуков формируется в результате сложных движений артикуляционных органов. Дети с ранних лет выполняют множество артикуляционно-мимических движений, что служит первым этапом в развитии речи. Артикуляция требует силы и подвижности речи органов, а также согласованной работы множества мышц. Артикуляционная гимнастика представляет собой специальный комплекс упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата и развитие точности движений, необходимых для правильного произношения звуков.
С самых ранних лет жизни младенец выполняет большое разнообразие артикуляционных и мимических движений с помощью языка, губ и челюсти, сопровождая их нечеткими звуками, такими как бормотание и лепет. Эти действия представляют собой начальную стадию речевого развития ребенка и выполняют роль гимнастики для речевых органов в естественных условиях жизни. Постепенно у ребенка совершенствуются точность, сила и дифференцированность этих движений.
Для достижения четкой артикуляции необходимы сильные, подвижные и эластичные органы речи – это язык, губы и нёбо. Артикуляция требует участия множества мышц, включая жевательные, глотательные и мимические. Процесс формирования голоса осуществляется с помощью дыхательных органов (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, обсуждая специальные упражнения логопедической гимнастики, важно учитывать упражнения для различных мышц и органов лица, ротовой полости, плечевого пояса и грудной клетки.