Темаева Ирина Викторовна
Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
В норме человек произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата : губ, языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Для того, чтобы ребенок правильно произносил звуки речи, движения его артикуляционного аппарата должны быть четкими и скоординированными. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за её отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.
Публикация «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевого развития» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе.
Упражнения «Артикуляционного фитнеса» направлены на укрепление мышц, развитие силы, подвижности и переключения артикуляционного аппарата (губ, языка, щек, нижней челюсти, а также скоординорованности артикуляционной и общей моторики.
Упражнения выполняются стоя под музыку.
• «Толстячки-худышки»
Надуть щеки +руки в стороны – втянуть щеки + руки по швам.
• «Жарко-холодно»
Рот закрыт + поднятые на уровне головы руки сжаты в кулаки – рот широко открыть + разжать кулаки
• «Улыбочка-трубочка»
Губы в улыбке + руки в стороны – губы вытянуть «трубочкой» руки вперед
• «Качели»
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку + руки
• «Часики»
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта +руки
• «Лошадка»
Присосать язык к небу, щёлкнуть языком, цокать медленно и сильно + одновременно подскоки ногами + щелкать пальцами рук.
Исправлением дефектов звукопроизношения у детей занимается учитель-логопед. Но проведение артикуляционной гимнастики, закрепление в домашних условиях занятий логопеда, могут осуществлять взрослые, находящиеся рядом с ребенком.