Евгения Кузина
Конспект занятия по познавательному развитию. Родословная — старинная русская традиция.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе МДОУ «Детский сад № 208» Ленинского района г. Саратова
Кузиной Евгении Александровны
Родословная – старинная русская традиция.
Программное содержание:
Расширять представления дошкольников о семье: составе, истории, традициях, используя фотографии членов семьи и картину «Русская славянская семья».
Уточнить и обобщить знания о семье через взаимосвязь с домом.
Формировать элементарные представления о родословной и первичные навыки её построения.
Темочки:
Развивать речевую активность, совершенствуя умение составлять небольшие рассказы, используя схему и употребляя в речи фамилию, имя, отчество родных; закреплять умение выразительно декламировать стихи, понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.
Развивать познавательный интерес, логическое мышлении при разгадывании кроссворда.
Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, родным, родственникам, предкам.
Словарная работа:
родословная, генеалогическое древо.
Предшествующая работа:
Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок, песен о семье, о доме.
Чтение произведений русского народного творчества: «Как рубашка в поле родилась», «Куй железо, пока горячо», «Как Мише сшили сюртук».
Повторение терминов родства: дедушка, бабушка, отец, мать, дядя, тетя, дочь, сын, племянница, муж, жена и т. д.); ласковых, уважительных, старинных форм терминов, старинных обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица. братец, тётушка, дядюшка.
Изготовление семейных альбомов.
Составление рассказов о семье.
Составление дома, совместно с родителями кроссвордов о семье.
Ход занятия.
Дети под музыку входят в зал.
Воспитатель: Сегодня наше занятие будет проходить в музыкальном зале. Тема нашего занятия: «Родословная — русская народная традиция».
(Детям предлагается пройти к изображениям разнообразных деревенских домов: старинных и современных)
Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в деревне.
Из какого материала в деревне построены дома?
Дети: Деревянные, кирпичные, щитовые.
Игра «Найди русскую избу»
Воспитатель: Посмотрите внимательно на изображения домов и скажите, где русская изба? (Дети показывают)
Как вы узнали русскую избу?
Дети: Она построена из бревен.
Воспитатель: Почему в старину на Руси избы строили из бревен?
Дети: Раньше не было кирпича, не умели его делать. Кругом было много леса. Дома построенные из бревен были очень теплые.
Воспитатель: Какие по размеру строили раньше дома? Почему
Дети: Дома в деревнях строили большие, просторные, т. к. в них жили большие семьи.
Воспитатель: А что значит: «Семья сильна, когда над ней крыша одна»?
Дети: Это значит, что под одной крышей жили : деды и отцы, внуки и правнуки.
Воспитатель: Объясните пословицу: «Семья в куче — не страшна и туча»
Дети: Беды и несчастья легче пережить всем вместе, одной большой семьей.
Воспитатель: Послушайте пословицы, о ком в них говорится?
Какие корешки, такие и вершки — какие родители, такие и дети.
Какова мать, такова и дочь.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Дети: В этих пословицах говорится о родителях, детях, о семье.
(Воспитатель приглашает детей войти в русскую избу, где их встречает Матушка с хлебом солью.)
Матушка: Дорогих гостей встречаю
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
День добрый детушки — касатушки!
Проходите, не стесняйтесь,
По удобней располагайтесь.
Всем ли видно, всем ли слышно,
Всем ли места хватило?
Приготовьте ушки, глазки.
• Прошу вас посмотреть на картину моей семьи. Что изображено на картине?
Дети: Русская изба и большая семья.
Матушка: Эта картина отражает современную жизнь, или рассказывает о прошлом? Почему вы так решили?
Дети: Рассказывает о прошлом : «Люди одеты в старинную русскую одежду, в избе стены деревянные, стоит русская печь, много старинных предметов быта: деревянные ложки, кубки, ухват, горшки, прялка, сундук, лавки, деревянные ведра.»
Матушка: Как вы думаете, люди на картине чужие или родные?
Дети: Эти люди родные.
Матушка: Как можно назвать их одним словом?
Дети: Это большая семья.
- Найдите и покажите на картине самых старших членов этой большой семьи?
Дети: Это дедушка и бабушка.
- Назовите других членов этой большой семьи? Покажите.
Дети: Это отец, мать, три сына (старший, средний, младший, их дочь, маленькая девочка- это племянница отца и матери. И отец девочки- брат главы семейства.
Сколько же поколений родственников проживает в этой семье?
Дети: Три поколения.
Каких?
Дети: - 1 поколение – дедушка, бабушка.
- 2 поколение – отец и мать.
- 3 поколение – самое младшее – дети.
Почему на картине молодые люди стоят перед родителями?
Дети: Они выражают свое уважение к старшим членам семьи.
Как раньше обращались к старшим, к родителям?
Дети: Уважительно на «Вы» ; отца величали- батюшка, мать – матушка.
Знаете ли вы пословицы о родителях и о родственниках? Назовите их.
Дети:
• Всякой матери свое дитя мило.
• Жалей отца с матерью, других не найдешь.
• Материнская ласка конца не знает.
• Нет родней дружка, чем родима матушка.
• Изба детьми весела.
• Полна хата детей, так и счастье в ней.
• Сердце матери лучше солнца греет.
Матушка: Кто такие предки?
Дети: Это наши родные, которые жили за долго до нашего рождения, пере нами. Мы их потомки. (Предок – старославянское – «тот, кто был перед нами».)
Ребенок: Стихотворение: «Прадеды» Г. Граудин
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в нашей группе Кузнецов,
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярева – деготь знал,
В дегтярне горбил спину.
Быть может, юный Столяров
И с долото не сладит,
Но прадед был из столяров,
С пилою пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи,
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже…
Звуча, как музыка, как стих
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.
Матушка: Раньше предки были не только вежливыми, заботливыми и внимательными, но самое главное — трудолюбивыми.
Вот, например, свои знания в изготовлении холста родители передавали своим детям через игру, через песни. Их традиции дошли и до нас.
Ребенок: Мы гордимся стариной,
Стала нам она роднёй.
Вечно радует кого-то
Наших прадедов работа.
(Дети исполняют песню «Ты удайся, удайся наш лён».)
Лен ты наш зеленый,
При горе, при крутой.
Уж мы сеяли- да сеяли ленок,
Уж мы, сеяв, приговаривали
Чоботами приколачивали:
Припев:
Ты удайся, удайся, наш лен,
Ты удайся, наш белый ленок. (2 раза)
Уж мы дергали, дергали лен,
Уж мы, дергав, приговаривали:
Припев:
Мы мочили, мочили ленок,
Мы,мочивши, приговаривали:
Припев:
Мы сушили, сушили ленок,
Мы, сушивши, приговаривали:
Припев:
Уж мы мяли, мы мяли ленок,
Уж мы мявши, приговаривали:
Припев:
Мы чесали, мы чесали ленок,
Мы чесавши, приговаривали:
Припев:
Уж мы пряли, мы пряли ленок,
Уж мы прявши, приговаривали:
Припев:
Уж мы ткали, мы ткали ленок,
Уж мы ткавши, приговаривали:
Припев:
(Дети водят хоровод и выполняют движения в соответствии с текстом песни.)
.Матушка: Что такое традиции?
Дети: Это обычаи, которые передаются из поколения в поколение.
Матушка: Назовите традиции ваших предков?
Дети: Новый год - украшали елку, водили хоровод, катались с гор.
Пасха – пекли куличи, красили яйца, прославляли Иисуса Христа.
Крещение – набирали святую воду, купались в проруби.
Рождество - колядовали, гадали.
Свадебные традиции – невеста в белом, мать дарила драгоценное украшение, которое передавалось из поколения в поколение.
Матушка : Как много разных традиций мы сейчас услышали. Но самая замечательная традиция — это как можно больше знать о своих родных, родственниках, предках. Это традиция вести родословную.
• Что же такое родословная?
Дети: Это рассказ о своей семье, о предках.
Что такое семь?
Дети: Семья это духовный союз людей. Это дом, дети и родители, дедушки и бабушки. Это любовь и заботы, печали и радости, традиции и привычки.
Ребёнок читает стихотворение «Семья»
Когда-то о нем не слыхала Земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богине моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я».
Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила: «Я».
Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я, - тихо молвила Ева. - Я, я»
Сказала она знаменитых семь «Я» -
Вот так на земле появилась семья.
Воспит. : Спасибо, Матушка, за гостеприимство. А нам пора идти дальше.
Семья — это самое главное, что есть у человека в жизни, поэтому во все времена русский народ слагал пословицы и поговорки о семье. Давайте их вспомним.
Так по дорожке весело шагая,
Пословицы называя,
Ножками на следы наступая,
Мы немного прогуляемся.
(Дети шагают по следам и называют пословицы.)
Дети:
• Вся семья в месте, так и душа на месте.
• В семье и каша гуще.
• Дерево держится корнями, а человек семьей.
• В хорошей семье и хорошие дети растут.
• На что клад, коли в семье лад.
• Согласье в семье – богатство.
• Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Воспит. : Посмотрите внимательно на фотографии и вспомните картину русской семьи. Кто на них изображен и что их объединяет?
Дети: На фотографиях и картине изображены родители и дети. Это семьи.
Воспитатель: Все семьи одинаковые или они чем-то отличаются друг от друга?
Дети: Они, конечно отличаются друг от друга. У них разные внешности, разные профессии, разный образ жизни.
Воспит. : Действительно, семьи такие разные, но во многом они похожи.
Чем же они похожи?
Дети: Семьи похожи друг на друга членами семьи – мама, папа, дети, бабушки и дедушки.
Что же нужно знать о семье, чтобы составить родословную?
Посмотрите внимательно на фотографии своих родственников и на схему. Использую их, составьте рассказ о своей семье.
(Дети рассказывают о семье)
Ребенок: В нашей семье живет три поколения родственников.
Дедушка – Ф. И. О
Бабушка – Ф. И. О.
Папа – Ф. И. О.
Мама – Ф. И. О.
Сестра – Ф. И. О.
И я – Ф. И. О.
Самые старшие и главные в нашей семье, это дедушка и бабушка. Они много знают, дают правильные и нужные советы родителям и нам, детям. У них большой жизненный опыт.
Дедушка работает (где, кем), у него есть награды за хороший и добросовестный труд.
Бабушка тоже работает (где, кем).
Мама работает (где, кем).
Папа работает (где, кем).
Сестра ходит в детский сад, во вторую младшую группу. А я посещаю подготовительную группу детского сада. Наша семья очень дружная, гостеприимная. Это нам передалось от наших предков.
(Три, четыре ребенка рассказывают о своих семьях.)
Воспитатель : Спасибо вам за ваши интересные рассказы о своих семьях. Предлагаю вам, разгадывая кроссворд, сказать, какая должна быть семья.
(Детям предлагается КРОССВОРД)
Д о м
б е Р е з а
д е д У ш к а
д е н ь р о Ж д е н и е
в Н у ч о к
м А м а
с е м ь Я
Воспитатель: загадывает ЗАГАДКИ:
Друг на дружке ровно в ряд
Эти кубики стоят,
В каждом есть окно и вход,
В каждом кто-нибудь живет.
(Дом)
Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.
(беРеза)
Самый старший член семьи?
(дедУшка)
Самый радостный для
Каждого человека день,
Который бывает только
Раз в году, и у каждого
Он свой.
(день роЖдение)
Конечно, бабушка должна
Вязать носки и рукавицы,
Но из-за порванных штанов
Должна ли бабушка сердиться?
На стене висит крючок,
Любит бабушку внучек.
(вНучок)
Больше всего на свете
Я люблю?
(мАму)
Папа, мама, старший брат,
Маша, дедушка Игнат-
Много разной тут родни.
А все вместе кто они?
(семьЯ)
Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем.
Психогимнастика.
Представьте себе, что вы сморщенное семечко (дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками).
С весенним теплом солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти (дети начинают медленно подниматься).
У него раскрываются листочки (руки убирают с головы и тянут вверх).
Растет стебелек (вытягивается тело).
Появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты).
Наступает радостный момент — бутоны лопаются. (резко разжимаются кулачки).
Росток превращается в цветущее дерево.
Воспит. : А теперь посмотрите вокруг. Мы с вами очутились в большом саду. Каждое дерево — это ваша семья. Подойдите каждый к своему дереву. На тарелочках лежат цветы с фотографиями ваших родственников. Предлагаю вам разместить их на своем родовом дереве, то есть, изобразить генеалогическое древо, начиная с самых старших.
(Дети прикрепляют фотографии к деревьям)
Воспит. : Вот и зацвели ваши деревья. Теперь мы видим сколько человек у каждого из вас в семье. Сколько поколений живет в ней. Как они выглядят. Кого больше в вашем роду: мужчин или женщин.
Из ваших деревьев получился цветущий сад.
А мы с вами сейчас, где находимся?
Дети: Мы находимся в детском саду.
Воспит. : В детском саду вы проводите много времени, друг друга любите, уважаете, заботитесь друг о друге - и этим очень похожи на семью.
Предлагаю на следующем занятии составить генеалогическое древо нашего детского сада.
Воспит. : В старину наши предки собирались вместе, любили водить хороводы. Возьмемся за руки и по традиции запоём.
(Дети исполняют песню «Дружная песенка»).
Если случится с тобой что-нибудь
Вдруг, вдруг, вдруг,
Знай, что тебе может радость вернуть
Друг, друг, друг.
Припев:
Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Дружбе всюду открыт путь,
Дружбе верен всегда будь.
Ветры зовут и зовут облака
Вдаль, вдаль, вдаль.
Если ты друга не встретил пока, –
Жаль, жаль, жаль.
Припев:
Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Дружбе всюду открыт путь,
Дружбе верен всегда будь.
Песня не зря собирает друзей
В круг, в круг, в круг:
Хмурый денёк может сделать светлей
Друг, друг, друг.
Припев:
Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Дружбе всюду открыт путь,
Дружбе верен всегда будь.