Вера Сорочан
Родительское собрание «Диво дивное, чудо чудное»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей представления о народном искусстве в детском саду.
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача, актуальная во все времена. Эта работа не может быть успешной без глубокого духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. С молоком матери ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры, сказки, пословицы и поговорки. Только в этом случае народное искусство- этот подлинный источник прекрасного- оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Публикация «Родительское собрание „Диво дивное, чудо чудное“» размещена в разделах
Народное искусство несёт в себе огромный духовный заряд, эстетические и нравственные идеалы, веру в торжество прекрасного, победу добра, справедливости. Народное творчество как часть искусства народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщённость образа). Именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему.
Народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты:
народное творчество носит коллективный характер: изделия создаются целым коллективом, часто это является семейным делом.
традиционность - народное искусство имеет корни, уходящие в глубину веков. Веками отбирались и отрабатывались характерные черты того или иного вида росписи, вышивки, её колорит.
народное искусство всегда создавалось для человека и служило ему. Любая народная игрушка- дымковская, богородская, каргопольская - делалась для ребёнка, чтобы его порадовать, развлечь.
• Гуманность - русское народное искусство очень содержательно и направленно на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать её наполненной.
• Праздничность -для русского народного искусства характерна мажорность, отражающая полнокровное и оптимистичное восприятие мира.
Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни, труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогощается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счёт усвоения сравнений, эпитетов, синонимов.
На основе эпитетов знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают радость, получают удовольствие от ярких, жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к труду мастера, создавшего их. У них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.
Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и др. -это неоценимое богатство каждого народа, громадный пласт культуры, показатель его способностей и талантов. Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства. Это духовное освоение действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Дети очень любят сказки. С ними ребёнок встречается в самом раннем возрасте, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства. Дети радуются удачам героев, переживая за них, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка как средство воздействия на ребёнка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приёмами. Сказка вводит ребёнка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребёнок с самого начала сказки встаёт на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Всё это побуждает творческую активность ребёнка-дошкольника, заставляет делать выводы, которые недоступны для него в других обстоятельствах. Таким образом, при правильном подборе сказок с учётом возрастных особенностей детей, художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребёнка.
Вспомните названия русских народных сказок.
На собрание приходят гости (дети)
1 реб.
Здравствуйте, люди добрые,
Что вы сидите, грустите,
Друг на друга не глядите.
2 реб.
Из-за леса, из-за гор
едет дедушка Егор
3реб.
На скрипучей на телеге
да на сивой лошади
4реб.
Ехал дед на хуторок,
потерял свой коробок.
(К коробу подходят дети)
5реб.
Эй, заглянем в короб тот,
может сказка тут живёт
6реб.
Ой, глядите, чудеса
тут такая красота!
(дети достают предметы и показывают родителям)
7реб.
Из глины козлик в яблоках,
собою хорош, очень пригож.
8реб.
А вот олень на стройных ногах,
вся краса у оленя - в рогах.
9реб.
А вот поднос, сам всю дорогу нёс.
не цветы, а просто диво!
Нарисованы красиво.
10реб.
Маки, лютики, ромашки
оживут из русской сказки.
11реб.
Поражает всех она,
расписная хохлома!
(все изделия выставляются на общее обозрение)
12реб.
Дорогие гости, сидеть без дела не годится.
ваше старанье нам пригодится.
13реб.
Закатайте рукава,
краски, кисточки, вода.
Всё для вас имеется,
пусть никто не ленится.
(Родители под фольклорную музыку раскрашивают дымковские игрушки. После завершения оформляется выставка работ.)
Воспитатель:
Ой, люди добрые, люди умелые,
дайте на красоту посмотреть,
на ваши работы поглядеть.
Вот так диво, как красиво!
Заслужили вы призы,
вам в награду за уменье
эти чудо -леденцы.
Заключительная часть:
обмен мнениями, подведение итогов собрания.