Марина Сердитова
Родительское собрание «Знатоки педагогических секретов»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум «Знатоки педагогических секретов»
Цель: Обогащать родителей педагогическими знаниями, вовлечь в обсуждение нюансов воспитания, вызвать желание поделиться опытом воспитания, создать положительный эмоциональный настрой.
Ход:
- Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня наше собрание пройдет в виде семинара-практикума, и тема его «Знатоки педагогических секретов».
Публикация «Родительское собрание „Знатоки педагогических секретов“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2020
У всех родителей есть секретные способы общения, воспитания своих детей, и сегодня я предлагаю вам им поделиться.
Для начала я хочу у вас спросить, знаете ли вы, что есть стили педагогического воспитания детей? Можете сказать, каким стилем воспитания вы пользуетесь? Давайте попробуем узнать, для этого я вам предлагаю ответить на вопросы теста «Мой стиль воспитания ребенка в семье». Вы на листочках отмечаете один из трех вариантов ответа, которые наиболее близкий вашей семье. Отвечайте честно, потому что кроме вас никто ответы ваши не будет знать, а вы узнаете какой у вас стиль воспитания ребенка в семье.
Если все закончили, то я вам расскажу немного о стилях, чем они отличаются друг от друга, какой из них более эффективный и благоприятный для ребёнка.
Тестирование родителей : «Мой стиль воспитания ребенка в семье».
Информационное сообщение «Стили воспитания».
Умение взаимодействовать с детьми - очень важная вещь. Вы можете спросить себя, как найти время для общения, ведь сегодня динамика жизни слишком быстрая. Все происходит в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы даете детям наставления, напоминая, как они должны вести себя в течение дня.
В следующий раз встречаемся с детьми уже вечером. Общий ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью. Однако опять общение ограничивается краткими фразами. Разве можно пообщаться, когда включен телевизор, и какая-то женщина уже третий раз рекламирует преимущества стирального порошка?
Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 15-20 минут в день. Из них 10-12 приходится на раздачу указаний. Проблемы семейного воспитания складываются в основном из-за непонимания между детьми и родителями. Дети начинают хотеть большего, родители не разрешают, дети начинают злиться, происходят конфликты. Семейное воспитание начинается с любви к ребенку. Если этот факт не сильно выражен или не выражен вообще, то в семье начинаются проблемы – рано или поздно.
В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная.
Некоторые родители воспитывают детей в обстановке эмоциональной отверженности, холодности. Ребенок чувствует, что родители (или один из них) его не любят. Такое состояние его очень тяготит. А когда кого-то из других членов семьи любят больше (ребенок это чувствует, ребенок реагирует значительно болезненнее. В таких семьях дети могут вырасти с неврозами или озлобленными. Жесткое воспитание бывает в семьях, когда за малейшую провинность ребенка наказывают. Такие дети растут в постоянном страхе. Родители, склонные к авторитарному стилю, имеют тенденцию к карательно-насильственной дисциплине; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от него покорности, нетерпеливы к детским недостаткам. Вследствие этого у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность по отношению к слабым, заниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье.
Родители, которые выбирают либеральный стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребенка, неоправданная идеализация его родителями. Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие ко взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка. Часто в семьях встречается безнадзорность, бесконтрольность. Это бывает тогда, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети слоняются по улице, предоставлены сами себе, начинают искать и попадают в плохие компании. Бывает и наоборот, когда ребенка чересчур опекают. Это гиперопека. Жизнь такого ребенка все время контролируется, он не может делать то, что ему захочется, он все время ждет и при этом боится приказания. В результате он становится нервным, неуверенным в себе. Это, в конечном итоге, приводит к психическим расстройствам. В ребенке накапливается обида и злость за такое отношение, в конце концов, ребенок может просто уйти из дома. Такие дети начинают принципиально нарушать запреты. Бывает так, что ребенка воспитывают по типу вседозволенности. Таким детям все позволено, ими восхищаются, ребенок привыкает быть в центре внимания, все его желания выполняются. Когда такие дети вырастают, они не в состоянии правильно оценить свои возможности. Таких людей, как правило, не любят, стараются не общаться с ними и не понимают.
Родители - сторонники демократического стиля воспитания - уважают личность ребенка, принимают его таким, каков он есть; дают понять ребенку, что его дела важны для них; доверяют, поощряют самостоятельность, осуждают не самого ребенка, а его поступок, прислушиваются к мнениям ребенка, проводят вместе с ним свободное время, помогают развивать его способности. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо социально адаптированными.
Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими. Часто причиной проблемного семейного воспитания становятся сами родители.
Вывод: Как вы думаете, какой стиль воспитания ребёнка в семье самый эффективный и благоприятный для детей? (варианты ответов родителей) Соглашусь с вами, в каждом стиле есть свои плюсы. Иногда даже смешение стилей может быть более эффективным, чем применение одного определенного стиля. Самое главное чтоб это было полезно, понятно детям и не наносило им вреда. Ведь наши детки все разные, если одному хорошо и комфортно при авторитарном воспитании, другому может быть замечательно при либеральном стиле воспитания. А теперь подумайте, может кому-то самое время сменить стиль воспитания?
Уважаемые родители! Сейчас я предлагаю поделиться вашими педагогическими знаниями и закрепить их на практике. Для этого необходимо разделиться на две команды. Предлагаю каждому достать из мешочка по кружочку. Кому попался красный круг, тот садится за стол с красным кружком, у кого зеленый – садится за стол с зеленым кружком. И так, у нас получились две команды: команда «красных» и команда «зеленых».
Разминка
1. Выходят в круг и жмут друг другу те, родители, кто:
а) любит спать,
б) любит сладкое.
2. Выходят в круг те родители и прыгают на одной ноге, кто:
а) любит работать на даче,
б) любит варить варенье, делать заготовки на зиму.
3. Выходят в круг те родители и обнимаются, кто
а) любит тратить деньги,
б) любит путешествовать.
«Обмен опытом» Поделитесь с нами своими мнением, опытом. Как, по-вашему:
- Кто должен быть главой семьи? А министром финансов?
- Какие обязанности должны быть у других членов семьи?
- К вам в гости пришли дети. Как их можно занять? Поделитесь опытом проведения игр, соревнований, детских развлечений в условиях семьи.
«Викторина»
1. Назовите известные детские игры.
2. Кто назовет больше детских книг (либо фамилии детских писателей).
3. Вспомните пословицы и поговорки, несущие в своем смысле воспитательный характер.
4. Какие загадки для детей Вы знаете?
5. Кто быстрее и с первого раза безошибочно произнесет чистоговорки:
-На горе гогочут гуси.
-Хомячку на ухо села муха.
-Шесть мышат в шалаше шуршат.
-Три вороны на воротах.
-Наш Полкан попал в капкан.
«Подумаем вместе» Предлагаем для анализа несколько педагогических ситуаций :
• За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно рассказывает ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»
Мама: - А почему у тебя вся одежда мокрая?
Дима: Воспитательница сказала, что я очень старался!
Мама: Сколько раз тебе говорить - клади штаны с варежками в сушилку.
Дима: Я еще дома попробую сделать такую же.
Мама: Пойдешь в мокром.
Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.
Вопрос: Почему не состоялся диалог?
Решение: гаснет интерес, желание делиться своими переживаниями, не доводит до конца начатое дело; словесный стимул. Надо дать понять значимость его труда для других; заочное поощрение: я знаю, что ты сможешь; будьте рядом с ребёнком, а не над, объяснитесь с ним на равных. Мама должна выслушать ребенка, обратить внимание на его достижение, похвалить его самостоятельность. Потом обратить внимание ребенка на мокрую одежду, и рассказать, как надо ухаживать за одеждой чтобы не идти домой в мокром.
• Лена 4 лет помогала маме мыть посуду. Делала она это очень старательно, с интересом. Бабушка увидев, чем занимается девочка, сказала, что посуда сейчас очень дорогая, ее можно разбить и что Лена еще успеет перемыть горы посуды в своей жизни.
Вопрос: Как вы оцениваете высказывания бабушки? Каковы могут быть его последствия?
Решение. Бабушка Лены не права. При таком подходе желание трудиться у Лены может постепенно исчезнуть. Девочку необходимо включать в совместную деятельность, направляя ее действия. Чтобы сформировать устойчивый мотив труда, необходимо обучать Лену конкретным трудовым навыкам, оценивать результаты ее работы. Совместная трудовая деятельность родителей и детей оказывает большое влияние на психическое развитие последних. Дети видят, как взрослые работают, как относятся к труду, каковы их взаимоотношения в совместной трудовой деятельности. В доброжелательной атмосфере, созданной взрослыми, дети начинают понимать значимость труда, находят эффективные способы его выполнения. Можно налить в тазик воды и дать девочке посуду из небьющегося материала! Родителям недостаточно показывать детям свое трудолюбие, необходимо обучать их трудовым операциям! Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что–то делал по дому.
Мини-игра «Устами младенца»
Каждой команде надо отгадать то, о чем говорят дети. 1 команда
• Он бывает у каждого.
• Его долго ждешь, а он быстро проходит.
• Он бывает в разное время года.
• Бывает очень весело, когда много гостей.
• И всегда что-то дарят.
• Я его очень люблю.
- Итак, это бывает у каждого и в разное время года, но, к сожалению, быстро проходит, к тому же, бывает весело, когда приходит много гостей с подарками. Что это? /День рождения/.
2 команда
• У него есть рога.
• Его любят мальчики и девочки. Он бывает маленький и большой.
• У него есть два колеса, бывает и три.
• На него садятся и крутят.
• Я люблю на нем кататься.
- Итак, он рогатый, с колесами, которые крутят. Его любят все, и бывает он разным. Что же это такое? /Велосипед/.
«Острое блюдо»
1 – В чем заключается смысл наказаний? Какие из них допустимы, какие нет? Почему?
Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности.
Но надо помнить, чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияние на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ожидать положительного результата.
Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя снисходительно, примиренчески относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность.
Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребёнка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Наказание не достигает цели, если налагается в состоянии раздражения. Сознательную дисциплину невозможно установить путём грубых окриков. Порицание нужно делать кратко, ясно, твёрдо и требовательно, но без запальчивости и раздражения.
Наказание не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать. Но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность.
Особого подхода требуют дети легко возбудимые. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко в отношениях с другими детьми, а иногда и взрослыми они проявляют резкость, грубость, развязность. Запрещения и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы, совета.
Основные условия действенности метода наказания:
- Наказание должно быть строго объективным (то есть справедливым).
- Дети не прощают несправедливого наказания и, наоборот, адекватно относятся к справедливому, не тая обиды на взрослого.
- Сочетать наказание с убеждением. Именно через проникновенное слово воспитателя можно донести до сознания смысл наказания и его причины, а также желание исправить свое поведение.
- Отсутствие поспешности в применении наказания. Необходимо сначала выявить причины, побудившие ребенка к отрицательным действиям.
- Применять наказание лишь после того, как все другие методы и средства не дали никаких результатов или когда обстоятельства требуют изменить поведение человека, заставить его действовать в соответствии с общественными интересами.
- Наказание должно быть строго индивидуализировано. Для одного ребенка достаточно только взгляда, для другого – категорического требования, а третьему просто необходим запрет.
- Не злоупотреблять наказанием. Дети привыкают и не испытывают угрызений совести. В таком случае – зачем оно?
2 – Для чего ребенку нужна игра? Как с ним можно играть дома?
Игра для ребенка — это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета, собственно игровые действия, выбор и распределение ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.
О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра — потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Подведение итогов
Команда – победительница награждается медалями «Знатоки педагогических секретов».
“Мой стиль воспитания ребенка в семье”
Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.
1. Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:
а) дадите ребенку другое блюдо;
б) разрешите выйти из-за стола;
в) не выпустите из-за стола до тех пор, пока все не съест.
2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:
а) идете во двор и ищете игрушку ребенка;
б) погрустите вместе с ребенком о его утрате;
в) успокоите ребенка словами: “не стоит расстраиваться из-за пустяков”.
3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:
а) без слов выключите телевизор;
б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;
в) пристыдите ребенка за несобранность.
4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:
а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: “пусть поскучает без них”;
б) предложите свою помощь в уборке, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному…”, “я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя…”;
в) накажите ребенка лишением игрушек.
5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы:
а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;
б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;
в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.
Подсчитайте, каких ответов больше – а, б, в. Под каждой буквой прочтите резюме.
“А” - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей.
“Б” - стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки.
“В” - стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.