Венера Урмантаева
Родительское собрание во второй младшей группе «Внутрисемейные отношения. Эмоциональное самочувствие ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги хочу представить вашему вниманию краткое описание родительского собрания во второй младшей группе.
В основе этого собрания лежит разработка, взятая из книги Чиркова С. В. «В детском саду младшая группа».
ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
САМОЧУВСТВИЕ РЕБЕНКА
Оптимистичный настрой как доминанта жизни семьи.
А. Макаренко
Форма проведения: беседа-диалог с элементами практикума.
Публикация «Родительское собрание во второй младшей группе „Внутрисемейные отношения, Эмоциональное самочувствие ребенка“» размещена в разделах
Цель: выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями.
Задачи: помочь родителям определить существующую в семье эмоциональную атмосферу; обсудить вопрос о том, как внутрисемейные отношения влияют на эмоциональное состояние ребенка познакомить родителей с возможными способами психологической поддержки детей.
Участники: воспитатели,родители.
План проведения
1 . Вступительный этап:
• упражнение <детство».
2. Основная часть:
• анализ результатов анкетирования родителей;
• педагогический всеобуч «Психологический климат семьи и его влияние на эмоциональное состояние ребенка»;
• анализ отрывка из рассказа В. Шукшина «Жена мужа в Париж провожала»;
• анализ ситуации;
• обсуждение роли родителей в сохранении положительного эмоционального состояния ребенка;
3. Подведение итого собрания.
Ход мероприятия:
IV. Основная часть
Анализ результатов анкетирования родителей (приложение 1).
Уважаемые родители, накануне собрания мы провели анонимное анкетирование. Благодарим вас за ваши откровенные ответы. Они помогут нам сегодня обозначить круг актуальных вопросов о теме собрания. Итак,
были получены следующие результаты:
100% родителей знают, от чего зависит психологический настрой
ребенка;
• интересуются результатами детской деятельности 60°/о родителей; встречают ребенка из детского сада вопросом «Чем кормили?» («Что ты сегодня кушах?») 20% родителей;
• интересуются эмоциональным состоянием ребенка, встречая его вопросом «Что было интересного в детском саду?», 50°/о родителей;
• принимают мысль о несостоятельности своего ребенка, встречают его вопросом «Как ты себя сегодня вед?» 35°/о родителей;
• знают, как реагировать на успехи и неудачи своего ребенка, а следовательно, как создать благоприятную психологическую атмосферу для ребенка,60 °/о родителей.
Как видим, у многих из нас недостаточно знаний по данному вопросу. Давайте сегодня рассмотрим эту проблему.
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Что включает в себя понятие «семейные отношения»?
Представьте, что вы встретили инопланетян, которых неизвестно такое понятие, как семейные отношения. Объясните, что это такое. Объяснение должно быть лаконичным, понятным, легко запоминающимся и вызывающим положительные эмоции.
В педагогической литературе мы встретили несколько определений этого понятия. Я сейчас озвучу наиболее распространенные из них, а вас попрошу выбрать одно, близкое вам и обосновать свой выбор.
Семейные отношения —это :
а) характер взаимоотношений взрослых и детей в семье;
б) эмоциональное проявление членов семьи;
в) принятые в семье нормы поведения всех ее членов.
(Родители высказывают свое мнение, приводят примеры из опыта семейного испытания.)
2. В чем заключается роль родителей для создания эмоционального благополучия детей?
3. Как вы понимаете термин «психологическая (родительская) поддержка»?
Родительская поддержка - это процесс, в ходе которого родитель подчеркивает достоинства ребенка с целью укрепления его самооценки.
Родители должны помочь ребенку поверить в себя и свои способности, объяснить причины неудач и поддержать в сложной ситуации. Но для этого они сами должны почувствовать уверенность. Родители никогда не смогут оказать поддержку своему ребенку до тех пор, пока не научатся понимать себя и не достигнут самоуважения.
Следует помнить, что в семье могут происходить процессы, способные привести ребенка к разочарованию в собственных силах. Это:
- завышенные требования родителей;
- соперничество братьев и
- чрезмерные амбиции ребенка.
Помощь родителей заключается в том, чтобы подчеркивать способности и возможности детей.
Сделаем вывод: поддержка ребенку крайне необходима. Она является важнейшим фактором способным улучшить взаимоотношения между родителями и
ребенком.
4. Почем родители часто позволяют себе высказывания типа: «Ты всегда плохо справляешься со своими обязанностями, и я вынуждена исправлять,
Вынуждена исправлять все за тебя
Причины подобного поведения могут быть следующие:
родители разговаривают с ребенком так же, как разговаривали с ними в дошкольном возрасте;
взрослая жизнь в социуме приучает родителей к постоянному
столкновению с неудачами, к ожиданию худшего, т. е. сами взрослые изначально не веря в удачу ребенка.
Можно сделать вывод: стремление к тому, чтобы у ребенка сформировалось позитивное отношение к жизни, чтобы у него не появилась привычка ожидания неудачи и разочарования, - одна из главных задач родителей. Поэтому важно поощрять и поддерживать ребенка в его самостоятельных начинаниях.
Вопросы для обсуждения
- какие последствия для психического и эмоционального самочувствия ребенка могут иметь такие ситуации в семье
- Можно ли их избежать?
- Как обычно маленькие дети реагируют на повышенный тон общения в
семье, становясь свидетелями семейных разногласий?
В эмоционально неуравновешенном поведении взрослого две причины: заболевание и распущенность.
- Как вы думаете, какой процент составляет каждая из причин?
(Родители высказывают свои предположения.)
1% - заболевание, а 99%распущенность. Это выявил психолог И. Плотниекс, написавший для родителей книгу «Психология в семье».
Детские психиатры утверждают. -: семейная атмосфера, насыщенная психическим и эмоциональны напряжением, формирует из детей неустойчивых истериков или запуганных, мрачных людей.
- Согласны ли вы с подобным мнением?
(Родители высказывают свое мнение.)
Анализ ситуации
А сейчас предлагаю вам проанализировать жизненную ситуацию.
После выходного дня воспитатель спрашивает у детей, как они отдохнули. Один мальчик с радостью сообщил:
- У меня было хорошее воскресенье.
- Чем же? - интересуется воспитатель.
- А у папы было очень хорошее настроение!
Согласны ли вы с утверждением, что наше настроение определяет и наше поведение?
(Родители высказывают свое мнение.)
Давайте попробуем посмотреть со стороны на поведение взрослого в зависимости от его настроения. Кто желает принять участие в небольшой инсценировке.
Родители принимают участие в инсценировке следующей ситуации:
Ребенок играя разбил вазу.
Задание 1. Покажите свою реакцию на эту ситуацию, если у вас в тот момент было прекрасное настроение
— Что бы вы сказ ему? Каким тоном?
(Инсценировка ситуаций родителями.)
Задание 2. Смоделируйте свою реакцию на ту же самую ситуацию, если бы вы были чем-то подавлены, в мрачном расположении духа.
(Инсценировка ситуации родителями.)
Все это позволяет нам сделать вывод о том, какое значение имеет душевное равновесие взрослого для эмоционального самочувствия и
безопасности психической жизни ребенка в семье.
Обсуждение роли родителей в сохранении положительного эмоционального состояния ребенка
—Что должны делать родители, чтобы сохранить положительное эмоциональное состояние ребенка?
(Суждения родителей)
Оказывается, задач у родителей несколько. Вот главные:
- создавать оптимальные условия для роста и развития ребенка;
- удовлетворять естественные потребности;
- обеспечивать безопасность;
обеспечивать адаптацию к жизни;
воспитывать ребенка.
Подведение итогов.
В заключении хочется сказать, что развитие ребенка - - сложный, определяемый многими факторами процесс. Но опыт свидетельствует: особенности отношений между супругами – одно из важнейших условий формирования его личности.
Если между супругами царят доверие, взаимопонимание, если их взгляды схожи, то тревожность и конфликтность ребенка снижаются, он не испытывает чувства неполноценности, улучшаются его отношения с окружающими (с близкими родственниками, воспитателем,он становится более собранным, организованным, чувствует себя защищенным.
Оказывается, задач у родителей несколько. Вот главные:
- создавать оптимальные условия для роста и развития ребенка;
- удовлетворять естественные потребности;
- обеспечивать безопасность;
обеспечивать адаптацию к жизни;
воспитывать ребенка.