Татьяна Чернова
Родительское собрание во второй группе раннего возраста «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи младшего дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи младшего дошкольника»
Цель:
- дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка;
- заинтересовать проблемой;
Публикация «Родительское собрание во второй группе раннего возраста „Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи младшего дошкольника“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- приобщить к пальчиковым играм ребенка в условиях семьи;
- выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.
Задача: познакомить родителей с приемами развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Участники: родители, воспитатели.
Место проведения: групповая комната.
Оборудование: столы, пальчиковые краски, белые и тонированные листы бумаги, вода, салфетки влажные, массажные коврики и мячики, пуговицы, корзинки.
Ход мероприятия:
Воспитатель:
Сегодня я предлагаю поговорить о развитии речи ваших малышей. Точнее об одном из средств развития речи детей.
Всем известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Это происходит потому, что с детьми всё меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, несомненно, прогресс.
А в итоге, ребенок не говорит или говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Некоторых тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются!
Почему же одним из эффективных средств развития речи в дошкольном возрасте являются пальчиковые игры? Потому что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению в школе. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.
Уровень развития координации движений рук ваших детей низкий, но нет ничего страшного, ведь мы в начале пути.
Поэтому можно сделать предварительный вывод: пока ребенок мал, не следует требовать от него слишком многого. Давайте вместе учить и развивать его в игровой форме.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной.
Доказано, что чем сильнее и подвижнее пальчики рук малыша, тем увереннее познает кроха окружающий мир, осваивает его премудрости. Разумеется, сила, ловкость, активность приходят к маленьким пальчикам не сами по себе, это – результат их повседневной тренировки. И чем раньше такие тренировки начнутся, тем быстрее будут «умнеть» пальчики! Как же тренировать команду из десяти маленьких, пока еще очень слабых и не всегда послушных учеников? Есть ли средство, позволяющее делать это легко и непринужденно? Да, такое средство есть. И просто удивительно, насколько оно «пожилое» - проверенное временем, уникальное, незаменимое. Это – пальчиковые игры!
Вопросы к родителям:
- занимались ли ваши родители с вами пальчиковой гимнастикой? Приведите примеры.
- играли ли вы сами с вашими пальчиками в детстве? Приведите примеры.
- как вы играете с пальчиками вашего ребенка?
И. Кант писал: «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать деятельность внутренних органов, а также развивать весь организм в целом.
Пальчиковые игры – это, как правило, инсценировка детских стихов. Они хорошо развивают произвольное внимание, координацию и мелкую моторику, которая тесно связана с речью и мышлением, подготовкой к письму. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и мышления добиться не удастся. В коре головного мозга отделы, отвечающие за тонкую ручную моторику и артикуляцию, находятся рядом и тесно связаны. Рука в процессе роста развивается раньше, и ее развитие как бы подталкивает формирование речи. Следовательно, тренируя тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем его речь. А благодаря пальчиковым играм кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Разучивая тексты с гимнастикой, малыш не только станет лучше говорить, но и разовьет воображение и память. Кроме того, подобные занятия помогают развить творческие способности детей.
Однако пальчиковые игры – это прежде всего веселые занятия, а уж потом развитие и обучение. Основная деятельность дошкольника, как известно – это игра. А если игра содержит в себе рифмованную речь и движения, то она полностью соответствует потребностям, присущим дошкольному возрасту, и нравится детям.
Далее я хочу осветить небольшую часть нашей работы по развитию мелкой моторики в детском саду. Наш экскурс называется «В мире Пальчиковых Игр».
Мы проведем вместе с вами небольшое игровое занятие, которое посвящено развитию мелкой моторике рук.
Ход деятельности:
Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Но сначала надо к нему подготовиться.
1. Самомассаж
Вы готовы, глазки?
(Поглаживание век)
Да!
Вы готовы ушки?
(Поглаживание ушей)
Да!
Вы готовы, ручки?
(Поглаживание кистей рук)
Да!
Вы готовы, ножки?
(Поглаживание ног)
Да!
Вы готовы?
(Развести руки в стороны)
Да!
2. Воспитатель: Молодцы, вы готовы! А теперь давайте вспомним тех, кого можем взять с собой в путешествие.
(Родители загибают пальцы)
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
3. Воспитатель: Теперь садимся в поезд и отправляемся в путь. Игра «Поезд».
(Взрослые становятся друг за другом и двигаются друг за другом)
4. Воспитатель: Внимание! Первая станция «Цветочная полянка»
Рисование пальчиковыми красками под стихотворение.
Оборудование: столы, белые, синие, красные пальчиковые краски, тонированные листы бумаги, вода, салфетки влажные.
На полянке на лесной
Цветики танцуют
Водят дружно хоровод
Приглашают весь народ.
Собрались и мы в кружок,
Становись скорей дружок.
5. Воспитатель: Едем дальше. Следующая станция – «Театральная»
Игра «Зеркало и обезьянки».
Цель: научить детей элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», которая развивает внимание и память, снимает эмоциональное напряжение.
«Дети» садятся на стульчики, родители напротив них на корточки.
Воспитатель: Здравствуйте, пальчики,
Гномики лесные!
Здравствуйте, пальчики,
Игрушки заводные!
(Ритмичное сжимание пальцев в кулачки)
Воспитатель: показывает сюжетные пальчиковые упражнения под речитативы (автор В. Цвынтарный, «дети» выполняют, а родители им помогают.
Кошка.
У кошки ушки на макушке,
Чтоб лучше слышать мышь в норушке.
(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам).
Гусь.
Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
(Кисть под прямым углом. Большой палец отставлен, остальные четыре прижаты друг к другу)
Петушок.
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
(Кисть вверх. Ладонь раскрыта. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.).
Воспитатель: Спасибо за помощь! Отправляемся дальше. Следующая станция – «Массажная».
Самомассаж.
Цель: научить элементам самомассажа пальцев.
Оборудование: массажные коврики и мячики
Взрослые располагаются где им удобно. Воспитатель читает стихотворение, а родители разминают «детям» руки.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Затем руки я помою.
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут как зайчики.
6. Воспитатель: Отправляемся дальше! Станция «Игровая шкатулка».
Чтобы попасть на эту станцию, вам надо закрыть глаза.
(Пока все сидят с закрытыми глазами, воспитатель рассыпает пуговицы)
Ой- ой! Я случайно рассыпала пуговицы, помогите, пожалуйста, их собрать.
(Дети и взрослые собирают пуговицы в корзинки)
7. Воспитатель: Ну вот и подошло к концу наше путешествие! Надеюсь, всем понравилось! Вы можете дома повторить это путешествие или придумать свое, но помните, уделяя как можно больше времени своему ребенку, вы не только помогаете ему расти и развиваться, но и делаете счастливым!
Воспитатель раздает буклеты «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей». Отвечает на вопросы родителей.
Рефлексия.
Воспитатель: Если вам понравилось наше собрание, прошу на выходе оставить цветочек определенного цвета, в зависимости как прошла наша встреча (красный-хорошо, синий-удовлетворительно). А если вас интересуют еще вопросы по воспитанию детей, можете оставить свои вопросы и пожелания в информационном уголке.