ольга деркач
Родительское собрание «Внедрение ФГОС в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание «Внедрение ФГОС в ДОУ»
(подготовила воспитатель Деркач О. И. МДОУ Щербаковский д/с общеразвивающего вида)
Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.
Задачи:
• дать представление о том, что такое ФГОС;
Темочки:
• в ходе презентационной работы проиллюстрировать родителям преимущества деятельностного подхода в воспитании и обучении;
• рассказать родителям о предметно-пространственной развивающей среде в группе в соответствии с ФГОС.
Уважаемые родители!
Сегодня тема нашего родительского собрания звучит так : «Программа внедрения ФГОС в ДОУ»
17 октября 2013 г. вышел Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 1155 г. Москва "Об утверждении нового закона об образовании «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", который вступил в силу 1 января 2014г. Сокращенно – ФГОС. Этот закон разработан в российской истории впервые, раньше такого закона не было никогда. Это означает, что детский сад в России никогда не был образовательной организацией. Мы с вами поговорим о том, что такое ФГОС и зачем его ввели в ДОУ.
Стандарт ДОУ направлен на достижение следующих целей:
• 1) повышение социального статуса дошкольного образования;
• 2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
• 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
• 4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Зачем нужен ФГОС дошкольного образования?
Стандарт для ДОУ - это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования. Дошкольное образование является первой ступенькой в общем образовании. И сейчас у нас в России существует 4 ступени общего образования:
1 ступень- дошкольное образование
2 начальное образование
3основное общее образование
4 среднее образование
Конечно же, дошкольное образование в нашей стране не является обязательным, но оно очень желательное, рекомендуемое, потому что развивает предпосылки к обучению в школе.
Ведь в дошкольном возрасте закладывается фундамент всестороннего развития ребенка. От того как проживет ребенок дошкольное детство будет зависеть его жизнь в дальнейшем. Ведь 70% формирования головного мозга происходит к 7 годам. И от того чем мы заполним его в дошкольном возрасте будет зависеть будущее ребенка.
ФГОС включает в себя требования к:
• структуре основных образовательных программ и их объему;
• условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
• результатам освоения основных образовательных программ.
Что нового ожидает дошкольное образование в ближайшем будущем?
Во-первых, дошкольное образовательное учреждение из "камеры хранения" ребенка реально превращается в образовательную организацию, в которой реализация основной образовательной программы дошкольного образования сопровождается осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня.
Во-вторых, все дети предшкольного возраста должны быть обеспечены возможностью получения дошкольного образования. Это значит, вам не могут отказать в получении места в д/саду.
В-третьих, плата с родителей (законных представителей) взимается за присмотр и уход за ребенком. Образовательная программа предоставляется бесплатно.
Сущность стандарта заключается в изменении модели образовательного процесса. Из неё напрочь искореняют учебную модель. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие - стоит во главе угла. Развивать нужно по средством доступного для их возраста деятельности - игры. В результате весь образовательный процесс встроен в игру и дети сами того не замечая будут обучаться.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - является основой обучения ребёнка т. е. мы ушли от монологической речи воспитателя и переходим к тому, что ребёнок становится самостоятельным. Другими словами ребенок добывает знания себе сам.
Воспитатель лишь сопровождает ребёнка и направляет его. Дошкольник должен почувствовать себя хозяином в том, что может ответить, когда ответить, как ответить. Иными словами, нет скованности. Мы не загоняем в определённые рамки, даём высказывать всем. Пусть ребенок высказывает свое мнение, пусть это будет правильно, или неправильно, но ребенок учиться мыслить, логически мыслить, рассуждать, а значит развивать свой интеллект.
Это не означает, что мы не занимаемся. Мы воспитатели занимаемся развитием ребёнка, знаем его все физиологические особенности, но не требуйте, чтобы ребёнок читал и писал. Всему этому их научат в школе. (Я вам порекомендую сайт Марьяны Михайловны Безруковой «Подготовка к школе. Развитие ребенка. Советы психолога.», это ученый-физиолог, которая не рекомендует читать до школы, она расскажет вам как подготовить ребенка к школе.
Мы работаем по программе «Детство», Санкт-Петербурга, разработанной на основе основной общеобразовательной программы, которая является реестром для всех образовательных программ. Также у нас есть и парциальная программа ««Белгородоведение» под редакцией Т. М. Стручаева, Н. Д. Епанчинцева, О. А. Брыткова, Я. Н. Колесникова, В. В. Лепетюха.
Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста
1. Социально-коммуникативное развитие
2. Познавательное развитие
3. Речевое развитие
4. Художественно-эстетическое развитие
5. Физическое развитие
Результатом дошкольного образования являются
Целевые ориентиры:
-Инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности;
-Любознательность;
-Способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;
-Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, чувство собственного достоинства;
-Развитое воображение, способность к фантазии, творчеству;
-Умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
-Развитая крупная и мелкая моторика;
-Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности.
Вот портрет старшего дошкольника, готового к обучению в школе:
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы физические качества и потребность в двигательной активности. Соблюдает элементарные правила ЗОЖ.
Любознательный. Интересуется новым и неизвестным. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности.
Эмоционально-отзывчивый. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.
В ФГОС ДОУ прописаны четкие требования по организации взаимодействия с родителями, подчеркивается, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации с семьей. Одним из требований является обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В соответствии с этим родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Таким образом сегодня в основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность так гласит закон РФ «Об образовании».
Также в ФГОС ДОУ сформулированы требования к развивающей предметно-пространственной среде:
- Содержательная насыщенность-
Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе
Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы
Полифункциональность материалов предполагает:
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, ширмы и т. д.)
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:
От образовательной ситуации
От меняющихся интересов детей
От возможностей детей
Вариативность среды предполагает:
Наличие различных пространств
Периодическую сменяемость игрового материала
Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми
Появление новых предметов
Доступность среды предполагает:
Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность
Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности
Безопасность среды:
Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия
В заключении хочу сказать. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.