Оксана Смольянникова
Родительское собрание в средней группе «Дистанционное обучение в ДОУ. Особенности работы с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые родители!
В связи со сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, мы вынуждены провести родительские собрания в дистанционном формате. Тема нашего собрания «Дистанционное обучение в ДОУ. Особенности работы с детьми дошкольного возраста». Сегодня мы поговорим о значении дистанционного обучения и о нашем совместном опыте такого обучения.
Публикация «Родительское собрание в средней группе „Дистанционное обучение в ДОУ, Особенности работы с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Сидим дома с пользой!
- Средняя группа
- Темочки
В условиях сложившийся эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности изменилось многое: жить и работать приходится по-новому. Сегодня не осталось ни одной сферы деятельности, которую бы ни коснулись изменения. Образование не осталось в стороне. Оно вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса. Перестраиваться пришлось и дошкольной системе образования.
В сложившихся условиях деятельность педагога переформатировалась, изменив основные формы работы с детьми и родителями на дистанционный режим, особенно в режиме самоизоляции.
В соответствии с положениями статьи 138 «Кодекса об образовании», родители обязаны сотрудничать с образовательным учреждением, содействуя реализации образовательных целей и задач образования, совместно с педагогическими работниками должны следить за развитием и поведением ребенка и обеспечивать воспитание в семье. Психологическое и педагогическое развитие ребенка не должно прерываться, ни при каких условиях, ведь ребенок – это маленький исследователь, он активно развивается и, играя, познает мир. Поэтому дистанционные образовательные технологии стали одним из средств взаимодействия с семьями воспитанников нашего дошкольного учреждения.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» (статья 32 Закона РФ «Об образовании» (1992).
Дистанционное образование детей – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению образовательных программ.
Технология дистанционного образования – не только не противоречит современным тенденциям развития образования, но и наиболее приемлема в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, актуальна в данный период и доступна всем педагогам ДОУ.
Целостность дистанционного образования дошкольников заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагогов. Основная цель заданий – закрепление пройденного материала в процессе выполнения творческого задания.
Используя технологию дистанционного образования, мы ставим перед собой цель: обеспечить предоставление родителям необходимой информации, а детям возможности получить необходимые знания в период самоизоляции на дому, т. е. качественного усвоения образовательной программы.
Дистанционные образовательные технологии в данный период времени стали новыми средствами обучения детей-дошкольников, т. к. ранее они были востребованы в детском саду только в процессе работы консультативного пункта. А значит, произошло изменение роли и функции участников педагогического процесса.
Дистанционное образование предполагает от ребенка наличие мотивации к получению новых знаний. Здесь огромную роль играют взрослые – нам педагогам необходимо создать определенные условия, предложить материал в интересной и доступной форме, чтобы родители, показав его, смогли заинтересовать ребенка в получении знаний и выполнении задания. Также дистанционное образование предполагает, что большую часть программного материала ребенок осваивает с помощью родителей, когда информация воспринимается несколько иначе, чем, когда этот же материал объясняет воспитатель (здесь играет роль психологическое восприятие ребенком личности педагога, его авторитет).
Задачи дистанционного обучения :
Удовлетворение потребностей родителей и детей в получении образования
Повышение качества и эффективности образования путем внедрения дистанционных технологий
Предоставление воспитанникам возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту их жительства или временного пребывания
Усиление личностной направленности образовательного процесса
Обеспечение нацеленности на распространение знаний среди родителей, повышение уровня их компетенции
Для достижения поставленных задач разрабатываем содержание обучающей деятельности в соответствии с программой и календарно - тематическим планом работы.
Условия реализации данных задач:
*Создание образовательной среды, особенно в режиме самоизоляции.
Для этого на сайте детского сада МБДОУ "Д/с № 5 "Теремок" и сайте группы «Мышки» выкладывается вся необходимая информация в соответствии с программным материалом и календарно-тематическим планированием, информация для родителей по вопросам воспитания и образования ребенка. Педагоги стараются охватить все образовательные и воспитательные области при подборе материала для изучения и повторения.
Обновляемая информация на сайте привлекает к саду повышенное внимание родителей, способствует созданию открытого пространства взаимодействия специалистов и родителей. Родители могут проследить ту работу, которая проводится в саду, «видят» на сколько каждый ребенок с его индивидуальными особенностями включен в работу и жизнь сообщества сада. Эта формы работы с родителями так же помогает строить доверительные и партнерские отношения в системе «педагог-родитель», расширяет возможности семьи на получение качественного образования.
*Проведение мероприятий, направленных на эмоциональное благополучие детей в период самоизоляции - наша задача состоит с том, чтобы предложить родителям наиболее разнообразные и эффективные методы и приемы работы с детьми. Мы стараемся обеспечить родителей последовательными инструкциями, карточками, картинами, презентациями, мультфильмами, в соответствии с темами, в форме обучающих и развивающих занятий. Выполнение творческих заданий предваряется презентацией или фотографиями с пошаговыми этапами выполнения.
*Сотрудничество с семьями воспитанников в вопросах здоровьесбережения через применение дистанционных образовательных технологий - сделана тематическая подборка игр, в т. ч. игр малой подвижности, физкультминуток, пальчиковой гимнастики, в которые дети могут поиграть со своими родителями или другими членами семьи.
Родители, в свою очередь, стараются реализовать образовательные задачи, полученные от воспитателя, сотрудничают с воспитателем, а также каждый день информируют нас о состоянии здоровья ребенка. Главное для родителей - обеспечивать соблюдение режима дня, приблизительно такого же, как в детском саду.
Принципы построения дистанционного образования дошкольников :
1. В центре – ребенок, его познавательная деятельность, а не сам предмет образовательной области.
2. Взрослый – тьютор, направляющий деятельность ребенка. Для этого необходимо:
- продумать время восприятия материала, так как не весь учебный материал может быть понятен с первого раза;
- вовлекать ребенка постепенно (сначала родителю желательно просмотреть материал самостоятельно, затем продемонстрировать материал ребенку, помня о том, что для дошкольника это игра, развлечение;
- направлять, но не заставлять, обращая внимание на сложность задания, все ли ребенку понятно, нравится ли ему.
Направления реализации дистанционного образования дошкольников :
в форме игр и занятий для совместного выполнения ребенком с родителями. Информацию родители получают в электронном виде через интернет ресурсы: консультации и рекомендации для родителей, чтобы повысить их компетентность и педагогическую грамотность.
Дистанционные образовательные технологии позволят родителям, при помощи педагогов, эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома, общение детей и родителей будет более интересным и насыщенным. Это позволит детям не скучать и провести с пользой время дома, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких ему людей, а родителям это поможет лучше узнать своих детей: их интересы, потребности, желания и способности.
Целесообразность и логичность выбора применяемой технологии заключается в том, что на данный момент она является наиболее оптимальной, доступной и востребованной.
Несмотря на то, что в применении дистанционных технологий в образовании детей дошкольного возраста есть минусы :
- в случае если родители не имеют возможности, времени или желания заниматься с ребенком, то уровень усвоения им материала будет не высокий. У детей чаще всего отсутствует элемент самоорганизации и не хватает усидчивости. В моменты затруднений детям необходима помощь взрослого, т. е. отсутствует элемент самоконтроля.
- отсутствие авторитета родителя, т. к. многие дети воспринимают информацию так, как ее преподносит воспитатель.
- не все имеют возможность дистанционно заниматься, в силу сложных материальных условий, так как необходимо специальное оборудование (компьютер или ноутбук, интернет, а в телефоне нет полного набора функций.
- отсутствие общения со сверстниками, когда теряются необходимые навыки коммуникации и социализации в обществе.
- во время дистанционного образования приходится проводить время за компьютером, телефоном.
Все же есть и преимущества дистанционного работы с детьми дошкольного возраста :
- выбор оптимального режима образовательной деятельности, с учетом особенностей ребенка, когда родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается;
- индивидуальный подход к ребенку с учетом его способностей;
- ребенок не «привязан» к определенному месту, он может заниматься один или всей семьей. Основное условие – наличие ПК, телефона и доступа к интернету.
Поэтому применение в практике своей работы дистанционной образовательной технологии как средства взаимодействия считаю логичным.
Результативность.
Результаты работы показывают, что дети благополучно справляются с предложенными заданиями, не испытывают эмоционального дискомфорта, с интересом познают новое и демонстрируют свой опыт и запас знаний, полученные во время пребывания в детском саду. Об этом свидетельствует «обратная связь» родителей (выполненные задания и творческие работы в представляемых отчётах в акциях и режиме самоизоляции)
Работа в режиме дистанционного образования позволила творчески подойти к реализации образовательных задач: были подобраны интересные игры и упражнения, презентации и обучающие мультфильмы, которые вызвали у детей живой интерес и эмоциональный отклик.
Наибольшее творчество мы смогли проявить, когда при помощи дистанционных технологий была проведена подготовка к празднованию Дня Победы. Наши дети совместно с родителями принимали и принимают активное участие во всех Всероссийских акциях, которые размещены на сайте детского сада МБДОУ "Д/с № 5 "Теремок" и сайте группы «Мышки».
Внедряя дистанционные образовательные технологии в образовательную деятельность дошкольников, мы тем самым параллельно повышаем и уровень педагогической компетентности родителей. Родители выступают равноправными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль педагога, наставника. А это в свою очередь способствует :
- индивидуализации образовательной деятельности (родители вместе с детьми сами выбирают темп и порядок выполнения тех или иных заданий);
- повышению информационной культуры (родители и дети воспринимают компьютер, не как игрушку, а средство для получения знаний);
- закрепление знаний, умений и навыков, которые дети получили во время очного обучения (дети, которые находятся на самоизоляции, не оторваны от образовательных отношений, а могут обучаться в домашних условиях).
Опыт использования дистанционного образования в ДОУ невелик и требует доработок. Хочется верить, что опыт такого взаимодействия не останется невостребованным после окончания режима готовности и самоизоляции и поможет в работе с детьми, которые по каким-либо причинам не могут посещать детский сад.
Спасибо за внимание! Надеемся, информация была интересной и полезной!