Светлана Мамыкина
Родительское собрание в средней группе с использованием новых форм и технологий — Ток — шоу «Почему ребенку нужна игра?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель :повысить педагогическую компетенцию родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.
Задача: показ родителям значения совместных игр и игрушек для развития ребенка; ознакомление с правилами организации игровой деятельности; обсуждение вопроса об организации игровой среды в условиях семьи; развитие навыков общения родителей со своим ребенком в процессе игры ; формирование у родителей представлений о значении игры в развитии ребенка, интереса к проблеме; приобщение к игре ребенка в условиях семьи.
Публикация «Родительское собрание в средней группе с использованием новых форм и технологий — Ток — шоу „Почему ребенку нужна игра?“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Форма проведения : Ток – шоу (во встречи принимают участие педагоги, психолог, родители; присутствующим предоставляется возможность высказать свою точку зрения, подключиться к дискуссии,проанализировать ситуацию, выслушать мнение специалистов и сделать собственный вывод).
Участники: родители, воспитатели, педагог – психолог.
План проведения ток – шоу.
1. Вступление
2. Дискуссия.
3. Видео – презентация «С кем вы играете дома?».
4. Анализ ситуации.
5. Анкетирование родителей.
6. Заключение : принятие решения.
Ход МЕРОПРИЯТИЯ.
Игра не пустая забава. Она необходима
для счастья детей, для их здоровья и
правильного развития.
Д. В. Менджерицкая
I. Вступительная часть.
Ведущий (воспитатель)
-Возникает вопрос: что меняется в дошкольном образовании в ходе реализации ФГОС?
Для системы дошкольного образования установлен федеральный государственный образовательный стандарт, в котором определены обязательные образовательные области и целевые ориентиры образования.
Изменения такого рода предполагает изменения подходов к организации воспитательно – образовательного процесса; в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводиться особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношения между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д. Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Вы заметили, что, покупая современные игрушки, взрослые порой охотнее играют в них, чем сами дети? Это не случайно.
Когда одного ученого спросили: «Что вы станете делать, если начнется конец света?», - он ответил : «Играть». Заметьте: не плакать, не спасаться, не молиться, а играть! Да, взрослое человечество играет. Самозабвенно и азартно играет на биржах, стадионах, на сцене …И как говорят, разница между взрослыми и ребенком – в цене игрушек.
II. Основная часть : дискуссия.
Ведущий.
-Помните, во что играли вы в своем детстве (ответы родителей)
Ведущий.
-К сожалению, современные дети, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие развитие для развития, перестают играть. Это беспокоит психологов и педагогов во всем мире. Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы перестали прыгать, а бабочки летать?
Выслушивание мнение родителей о современных детях и умении их играть.
Ведущий (обобщает)
-Прервалась многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому, и это привело к кризису игровой культуры. Играть стали не меньше, а хуже. Изменилось само качество, сама суть детской игры : она стала какой – то невеселой, агрессивной. Индивидуалистической. Все больше примитивных игровых форм – шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство (забавы с огнем, взрывами, мучением животных, а то и людей, бессмысленное разрушение и т. п.) А зачем ребенку игра?
Вот что думают по этому поводу педагоги и психологи.
• «Игра – это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин.)
• «Игра – школа морали в действии» (А. Н. Леонтьев).
Ведущий
- Многие родители знают, что ребенок любит играть, роль игры в развитии их детей очень велика, но не все родители отличают игру от других видов деятельности. К игре детей они относят забавы, шалости, досуг, занятие изо. деятельностью, слушанью книг, просмотр телепередач. Любимые игры детей, по их мнению, это игры в школу, детский сад, больницу, куклы, войну, а также подвижные, настольно – печатные, компьютерные игры и т. д. Многие взрослые недооценивают роль игры в развитии ребенка.
Вопрос родителя
-Моя дочка все время играет. Она постоянно разговаривает сама с собой, сделала кассу, нарезала бумажные «деньги», перекладывает с места на место… Разве это помогает её развитию?
Ведущий.
-Да, игры очень важны для каждого ребенка, потому что для него это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком…Очень популярна и любима детьми сюжетно – ролевая игра, она готовит их к будущей жизни. Называется она потому, что основными её элементами является игровой замысел, разработка сюжета, собственно игровые действия, выбор и распределение ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила и следуют им, а в дальнейшем придерживаются их в решении жизненных ситуаций.
О значении игры в развитии ребенка сказано очень много.
Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.
III .Видео – презентация «С кем вы играете дома?».
Ведущий предлагает желающим высказаться.
Вопрос.
В чем, по вашему мнению,заключается роль игры в развитии ребенка?
Какое значение, по вашему мнению, в становлении личности имеют те роли, которые берет на себя ребенок?
В чем, по - вашему состоит воспитательное значение игры?
Есть ли другие точки зрения о значении детской игры?
IV. Анализ ситуации.
Ведущий
-Давайте рассмотрим такую ситуацию.
Ситуация для анализа
На участке детский гомон. Новенький, мальчик лет пяти, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору : один подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.
-Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? – обращается к ребенку воспитатель.
Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает;
-Не-е-е. Я их сейчас расстреляю!
Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих.
-За что же ты их хочешь расстрелять? – снова обращается к мальчику педагог.
- А так, ни за что… Я разбойник! Сейчас совершу на них налет! – В голосе недружелюбные нотки.
-Ему бы только играть стрелять да в войну играть, - жалуется вечером мама воспитателю.
- Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках,- замечает воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащий в сумке у мамы.
-Да, конечно, - соглашается мама, - он требует, приходится покупать. Боевой растет, даже слишком.
-А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к более спокойным играм, например…
- А зачем? – недоумевает женщина. – Пусть играет во что хочет. Хоть в Соловья – разбойника! Какое это имеет значение!
Вопросы:
Какие чувства вызывает у вас эта ситуация?
Почему, по – вашему мнению, она сложилась?
Выслушивается мнение родителей.
Комментарий воспитателя
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умению ступать. У ребенка формируется начало коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни; позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Комментарий психолога.
На игры уходит много времени. Пусть лучше ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что – то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. А знания он и так получит в детском саду.
Значение игры порой недооцениваются.
Современные исследования показали, что оперирование предметами – заменителями поможет ребенку в дальнейшим усваивать различные символы, подготовки его, например, к обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ваш ребенок, и какие для этого использует предметы. Например, из цветка ромашки можно «приготовить» кукле «яичницу», палочкой сделать укол…Вы, наверное, сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности – верит, что кукла живая…
Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать её, переключится на другой вид деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая таким образом непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющим в больницу : «доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать».
На самом деле дети всегда отличаю игру от действительности, употребляя выражения «понарошку», «как будто».Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре. Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным.
Ребенку необходимо время и игровое пространство. Игровое пространство – это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно продуманный игровой материал.
Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети в игре отражают в игре негативные представления о жизни.
Но игра есть игра и в силу своей природы она не направлена на достижение иной цели, кроме той, которая заложена в ней самой. Она начинается по инициативе самих играющих и требует, чтобы играющие были активно вовлечены в неё. Детская игра связана со всеми сторонами жизни ребенка, содействует адекватному психическому развитию, росту творческих способностей дошкольников.
V. Анкетирование родителей.
Наше ток – шоу подходит к концу. Хотелось бы узнать Ваше мнение. Заполните, пожалуйста, анкету.
Анкета.
1. Какие вопросы в рамках данного собрания Вас заинтересовали?
2. Что в ходе собрания вас не устраивало?
3. О чем бы Вы хотели услышать дополнительно?
4. Что вам показалось наиболее удачным?
5. Ваши пожелания.
Ведущий
-Антуан де Сент – Экзюпери писал: «Я пришел из детства, кА из страны. Нам,взрослым, следует чаще думать, какими красками мы покрасили страну детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока еще полностью в наших руках, и за неё мы по – настоящему в ответе. За оригинал – не за отражение!»
Открывайте мир вместе с ребенком! Яркие и увлекательные игрушки созданы специально для того, чтобы поощрять любознательность вашего ребенка.
VI. Заключение (варианты принятия решения)
1) Поддерживать ребенка в стремлении играть и создавать ему игровое пространство.
2) Организовать в семье совместные игры и активное участие в играх ребенка.
3) Организовать семейные экскурсии по интересам детей.