Людмила Зырянова
Родительское собрание «Организация и содержание работы в логогруппе. Специфические особенности шестилеток»
▼ Скачать + Заказать документы
Время проведения: I период обучения, сентябрь
План проведения:
1. Цели и задачи пребывания в лог. группе.
2 Специфические особенности шестилетних детей с ОНР
3. Организация и содержание работы в подготовительной логопедической группе.
4. Рекомендации логопеда.
5. Презентации для родителей : «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика».
6. Упражнение «Красный треугольник».
Содержание :
Публикация «Родительское собрание „Организация и содержание работы в логогруппе, Специфические особенности шестилеток“» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
1. Главная цель: подготовить детей к обучению в школе.
Для полноценной подготовки к школе детей с недоразвитием всех компонентов языковой системы нужно решить ряд задач, а именно:
- выработать у детей навык продуктивной учебной деятельности,
- устранить фонетико-фонематическую недостаточность,
- сформировать навыки звукового анализа, а затем и послогового чтения,
развить связную речь,
-предупредить нарушения письма и чтения, вероятность проявления которых особенно велика у детей данной категории.
Осуществить такой объем работы можно лишь при условии квалифицированного, комплексного и систематического специального обучения дошкольников.
2. Специфические особенности шестилетних детей с ОНР
В нашу группу зачислены дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Что это, я разъясню. Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным, интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика.
В нашей группе есть дети с более сложными нарушениями речи, коррекционная работа с ними будет длиться 3 года. Есть дети, которые зачислены на 1 уч. год. Коррекционная работа с такими детьми является наиболее сложной и напряженной, так как это минимальный срок, позволяющий скорректировать общее недоразвитие речи, а также подготовить ребенка к обучению в школе, — 2 учебных года. У некоторых детей общее недоразвитие речи сочетается с клиническим проявлением дизартрии, ринолалии и алалии или является их следствием.
Дизартрия — стойкое нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией органов речевого аппарата. У многих детей ОНР с дизартрическим компонентом (стёртая форма, которые проявляются легкими периферическими парезами мышц языка. С такими детьми артикуляционной гимнастикой нужно заниматься систематически, активно и более продолжительно, чем с другими дошкольниками.
Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное неправильным участием носовой полости в речевом акте. Моторная алалия — наиболее стойкое речевое недоразвитие, наблюдаемое в случаях, когда имеет место поражение или недоразвитие речевых зон коры головного мозга. У таких детей отмечается позднее (после 2,5— 3 лет) начало речи, медленное пополнение словарного запаса, активное пользование в общении мимикой и жестами (так называемыми вторичными компенсаторными формами Состояние речевой деятельности и уровень сформированности языковых средств у каждого из детей в подготовительной логопедической группе, естественно, имеют индивидуальные особенности. Однако можно отметить и общие закономерности:
Произношение звуков. У детей, ранее получавших логопедическую помощь, как правило, остаются несформированными самые сложные в коррекционном плане фонемы: шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) и звуки Р и РЬ.
В отличие от начальных этапов обучения, к подготовительной группе слоговая структура и звуконаполняемость речи ребенка искажаются только в словах, содержащих 4-—5 слогов, с одним или двумя стечениями согласных звуков (строительство, водопроводчик, пограничники, магнитофон и др.).
Словарный запас дошкольников с общим недоразвитием речи к шести годам значительно наполнен, однако по-прежнему отстает от возрастной нормы как количественно, так и качественно. Затруднения касаются подбора синонимов и антонимов, родственных слов, относительных прилагательных, слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений.
Употребление приставочных глаголов, существительных, обозначающих профессии (балерина, комбайнер и др.) или названия спортсменов по видам спорта (гимнастка, пловчиха и др., обнаруживает значительное количество ошибок. В словаре детей зачастую отсутствуют сложные существительные (ледоход, соковыжималка и др., сложные прилагательные (тонконогий, длиннохвостый и др., притяжательные прилагательные (лисий, слоновий и пр.) и т. п.
Дети не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомого слова, подобрать более двух-трех прилагательных или глаголов к заданному существительному (Что может делать корова? Какая это ваза? И т. п.).
Грамматический строй речи. Если ребенок обучался в логопедической группе, он способен строить простые нераспространенные и распространенные предложения, включая фразы с несколькими определениями. Однако и в таких предложениях у большей части детей продолжают отмечаться нарушения согласования и управления (высокую дерево, пять грушей, две ведры, дотронулся лоба, ухаживал белку и пр., пропуски или замены сложных предлогов (из-за, из-под, с/со, над,изменение порядка слов.
Указанные нарушения во всех компонентах языковой системы, естественно, отражаются на связной речи дошкольников, которая продолжает оставаться несовершенной. Рассказы детей недостаточно полны, развернуты, последовательны, состоят в основном из простых предложений, бедны эпитетами, содержат фонетические и грамматические ошибки.
Необходимо учитывать, что для грамотного чтения и особенно письма детям данной категории недостаточно знать буквы и уметь их писать. Только после получения отчетливых представлений о том, что предложение складывается из слов, слова состоят из слогов и звуков, а звуки в каждом слове располагаются в определенной последовательности, и стойкого навыка определения порядка звуков в двух и трехсложных словах со стечением согласных целесообразно учить буквы.
В подготовке к школе существенная роль принадлежит высшим психическим функциям, тесно связанным с речевой деятельностью. Это внимание, память и словесно-логическое мышление.
По сравнению с необученными шестилетками, уровень внимания их обученных сверстников выше. Они способны активно работать в течение двух занятий по 25—30 минут, усваивая учебный материал в объеме 60— 80 %.
По сравнению с пятилетками, у детей 6-летнего возраста показатели зрительной и речевой памяти возрастают на 2— 3 единицы: дошкольники подготовительной группы в состоянии удержать и воспроизвести ряд из 5—6 слов, повторить названия 5—7 картинок, столько же предметов разложить в исходном порядке и т. п. Эти дети запоминают с первого раза и повторяют четко ритмизованные двустишия, короткие рассказики, скороговорки.
3. Организация и содержание работы в подготовительной логопедической группе.
В логопедической группе проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие мелкой моторики рук, т. е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
- сформировать навыки звукового анализа, а затем и послогового чтения;
-предупредить нарушения письма и чтения.
Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме фронтальных занятий 2-х видов со всеми детьми по совершенствованию лексико-грамматических категорий и связной речи; по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте. Так же проводится на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.
4. Рекомендации логопеда.
- Ведение тетрадей.
-Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное.
5. Просмотр презентаций.
6. Упражнение «Красный треугольник».
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка.
Упражнение «Красный треугольник».
Участники связываются красной нитью.
Все эти задачи по исправлению речи и подготовке к обучению в школе, уважаемые родители невозможно решить в одиночку! Мы все (родители, логопед, воспитатели) связаны красной нитью в треугольник, в центре которого находится ваш ребёнок. Ребёнок нуждается в нашей помощи, о чём сигналит красная нить. Давайте плодотворно работать вместе! Успехов всем!