Кузьмина Юлия Михайловна
Родительское собрание в подготовительной группе «Психологические особенности развития детей 6–7 года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в подготовительной группе :
" Психологические особенности развития детей 6-7 года жизни».
Цель: расширение контакта между педагогами и родителями.
Задачи: познакомить родителей с задачами и возрастными особенностями образовательной работы, задачами ДОУ на новый учебный год;
Провести социальный опрос
Публикация «Родительское собрание в подготовительной группе „Психологические особенности развития детей 6–7 года жизни“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 6-7 лет
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год;
повышение педагогической культуры родителей, вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.
Форма проведения: встреча, Круглый стол.
Повестка дня.
1-Деловая игра «Цветик семи цветик»
2- Возрастные особенности : Презентация
3-Закон №1539
4-Разное
Ваше собственное поведение — самое главное в воспитании. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. Если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут.
Вступительная часть
Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть вас в нашей группе. На Еще год и они будут первоклассниками. Этот год будет для нас с вами самым сложным и трудным. Мы должны качественно подготовить наших деток к школе. Без вашей помощи мне никак не справится. И сегодня мы поговорим с вами о планах на предстоящий год, а также выясним, как морально помочь ребенку и не сломить его в столь трудные дни.
1. Круглый стол.
2. Предлагаю вам вспомнить себя в возрасте 6-7 лет.
3. Чего вам больше всего хотелось?
4. Нравилось ли вам, когда на вас ругались ваши родители?
5. Вашим ребятам это не нравится. И вашим ребятам хочется побегать и поиграть. Для того, чтобы нам лучше с вами понять ребят, понять их чувства, мы с вами обыграем самые распространенные ситуации из жизни каждой семьи, в которой есть ребенок будущий первоклассник.
• Я попрошу вас разделиться на пары и решить, кто из вас будет ребенком, а кто родителем. Пусть один человек из пары подойдет к цветку и выберет себе лепесток. На лепестке у каждого из вас написана своя ситуация, которая может произойти с ребёнком в школе. Ваша задача обыграть ее. Затем мы с вами решим, как лучше было поступить в этой ситуации.
Родители инсценируют ситуации. Далее идет обсуждение.
Я очень надеюсь, что, порешав такие проблемы в группе со мной, вы будете решать их так же со своим ребенком.
Приложение 1 цветик семи цветик.
Проблемные ситуации: Ситуация 1. Иван 6 лет предпочитает шумные игры, а занятия, требующие сосредоточенности, не любит. выполнил рисунок, не приложив никаких усилий, видно, что может рисовать лучше, но не старается. Мама, посмотрев его работу, говорит: -Хорошо, молодец! Ты у меня все умеешь! Мать считает, пойдет в школу и всему научится! Проанализируйте прочитанное и сделайте предложение, как может сказаться захваливание ребенка на его готовность к обучению к школе.
Ситуация 2. Саша - мальчик, как казалось маме, вполне самостоятельный. Но вот в школе он рассеян, не собран, ждет на каждом шагу указаний. В чем дело? Может быть, житейская самостоятельность и учебная - разные явления?
Ситуация 3. Никита- в семье ребенок желанный. Родители постоянно его хвалят, выполняют все его желания и капризы. У Никиты сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки. Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения никиты в школьном классе.
Ситуация 4. Шестилетняя даша засыпает бабушку вопросами: Почему утки не мерзнут в воде, когда погода холодная? Почему П олкан босиком ходит зимой и не болеет? Почему осыпаются листья? И т. д. Уймись же наконец! Сколько можно почемукать? Когда даша гуляет с отцом, то многие «почему» и «отчего» получают исчерпывающий ответ. - Почему река летом узенькая, а весной широкая? –А как ты думаешь почему? – озадачивает отец дочку. О чем свидетельствуют детские вопросы, обращенные к взрослым? Как следует относится к детским вопросам? Оцените реакцию бабушки и отца на детские вопросы?
Ситуация 5 Ситуация 5. Многие дети, придя в школу, не могут поддерживать свои усилия в выполнении задания от начала до самого конца, особенно если при этом требуются навыки письма, владения ножницами, мячом и т. д. Многим просто не хватает внимания. - Почему ребенку трудно учиться? И к чему следует приучать ребенка с самого начала ученической жизни?
Решение проблемно педагогических ситуаций. (Ответ педагога)
Ситуация 1. Если ребенок постоянно слышит похвалу, то постепенно привыкает к тому, что все ему дается легко и просто, усилия и старания не нужны. У ребенка может не сформироваться серьезное отношение к занятиям. Важно следить, чтобы ребенок всегда доводил любую работу до конца. Большую роль играет ваше отношение, ваша требовательность к делам ребенка.
Ситуация 2. Да, эти явления разные. Самостоятельные действия ребенка начинают проявляться рано. Уже в 3 года ребёнок заявляет : "Я сам!" Родители должны поддерживать попытки самостоятельности. Научить ребенка обслуживать себя, организовывать свое время в рамках возрастных возможностей. При подготовке ребенка к школе обратить особое внимание на развитие самостоятельности, связанной с познавательной деятельностью. Это должно выражаться в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждений извне ("Я хочу это сделать. ", проявлять инициативу ("Я хочу сделать это по-другому") и творчество ("Мне хочется сделать это по-своему"). В познавательной самостоятельности важны инициатива, предвидение и творчество.
Ситуация 3. Попадая в коллектив класса, Саша столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель к Саша будет относиться как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители, воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения.
Ситуация 4 Обращенные к взрослым вопросы «Что это?», «Зачем?», «Почему?» – свидетельство углубляющегося интереса ребенка к окружающему миру. Непосредственно наблюдая за окружающим миром, ребенок пытается проникнуть в суть явлений, установить связи между отдельными фактами и событиями. Задача взрослых – помочь им приводить в определенную систему получаемые сведения об окружающем.
Ситуация 5. В этом деле большая роль отводится родителям. Они часто позволяют ребенку остановиться где-то на половине пути: знает - ладно, красиво делать научится потом - и допускают ошибку. Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца - при уборке комнаты, помощи родителям, выполнении задания и т. д. Надо приучать ребенка думать и о результате, не побыстрее разделаться, дописать, дочитать, добежать и все забыть. Правильно организованная домашняя работа постоянно приучает ребенка к самостоятельному, терпеливому, кропотливому учебному труду.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Ребенок может и делает не то, что ему хочется, а то, что нужно, что просит взрослый или определено правилами: воспринимает, запоминает, мыслит, оценивает свою деятельность;
Возникает первая реальная картина мира, о которой у ребенка формируется собственное мнение;
Ребенок начинает понимать свои чувства и переживания в полной мере и сообщает об этом взрослым;
Детям очень важно как к ним относятся окружающие люди;
Происходит полное доверие взрослому, принятие его точки зрения. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
Слайд 2 -3. Готовность ребенка к школе
Более подробно остановимся на психологической готовности
которая включает:
-интеллектуальную готовность;
- мотивационную готовность;
- эмоционально-волевую готовность;
- коммуникативную готовность.
Слайд 3 Интеллектуальная готовность,
предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы — … лес
К 6–7-и годам ребенок должен знать: - свой адрес и название поселка, в котором он живет; -название страны и ее столицы; - имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы; -времена года, их последовательность и основные признаки; - названия месяцев, дней недели; - основные виды деревьев и цветов. - следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.
Слайд 4 Мотивационная готовность…
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.
Слайд 5 Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:
- способностей ставить перед собой цель, -принять решение о начале деятельности, - наметить план действий, - выполнить его, проявив определенные усилия, - оценить результат своей деятельности, - а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные. Например, игра «Зеркало», «Запрещённое число», «Да и нет».
Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине.
Слайд 6 Коммуникативная готовность.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими.
Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Родители, вы должны понять одно, если ваш ребенок умеет читать, писать, считать – это еще не значит, что он готов к школе!
. Самостоятельность.
Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребёнка к гигиене. Научите малыша убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам. Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.
Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котёнка, поливать цветы. Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять. Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью.
Итак, наша единая задача заключается в создании условий для успешной подготовки к обучению детей в школе. Для того, чтобы понять, какая помощь нужна ребёнку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие у него проблемы. Возможно, какие-то свои маленькие тайны ваши дети вам откроют в письмах, которые они написали для вас, уважаемые родители. И может быть, именно это письмо поможет вам понять своего ребёнка, вникнуть в его трудности и порадоваться его достижениями.
Слайд 7. Формулы вербального (словесного) общения, которыми может овладеть ребёнок к концу дошкольного возраста
• Приветствие. Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, рад тебя или Вас видеть, привет
• Прощание. До свидания, спокойной ночи, до завтра, счастливого пути, доброй ночи.
• Извинение. Извините, пожалуйста; простите, пожалуйста; прошу прощения.
• Обращение. Скажите, пожалуйста; будьте добры, могли бы вы; вас не затруднит.
• Знакомство. Давайте познакомимся, меня зовут. познакомьтесь, это…Взрослые, помните…Подражая взрослым, дети легко усваивают правила вежливости.
Памятка для родителей :
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ:
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
10. Транспорт наземный, водный, воздушный.
11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх- низ и т. д.)
15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16. Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.
17. Различать гласные и согласные звуки.
18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги,
прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)
20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
21. Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2,3,4,5. Читать простейшие математические записи.
22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
Конспект родительского собрания.
«К новым знаниям в новый учебный год
Возрастные особенности детей 6-7 лет.»
Выполнила: Кузьмина Ю. М.