Ирина Малянова
Родительское собрание в младшей группе «Сказка, как средство формирования развития речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Сказка, как средство формирования развития речи»
Место проведения: музыкальный зал
Форма проведения: беседа
Участники: родители, воспитатель
Цель: Повысить компетентность родителей по вопросу развития у детей речевых навыков и побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях.
Публикация «Родительское собрание в младшей группе „Сказка, как средство формирования развития речи“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать представления родителей о
значении сказки в развитии речи ребёнка;
2. Познакомить родителей с результатами анкетирования «Сказка в
жизни вашего ребёнка»
3. Познакомить родителей с игровыми приёмами для развития речи
детей посредством сказки;
4. Дать рекомендации о том, как читать сказку детям.
Предварительная работа:
- изготовление приглашения на собрание для родителей;
- анкетирование родителей
- подбор литературы о значении сказки в развитии речи ребенка.
- составление памятки для родителей «Как поддержать у детей интерес к сказке?"
Повестка родительского собрания
1. Психологический настрой родителей (вступительное слово воспитателя)
2. Значение сказки в развитии речи ребёнка.
3. Результаты анкетирования родителей «Сказка в жизни вашего ребёнка»
4. Игровые приёмы для развития речи детей посредством сказки;
5. Рекомендации о том как читать сказку детям.
6. Решение текущих вопросов
Ход родительского собрания:
1. Вводная часть
Воспитатель: Здравствуйте! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу.
Сегодня мы с вами поговорим о роли сказки в развитии речи вашего ребёнка.
Прошу поднять руки тех, кому из вас читали сказки в детстве? А кто из вас помнит, когда вам прочитали (рассказали) первую сказку? А какую сказку, по словам ваших родителей, вы любили слушать больше всего в детстве? (Ответы) Какую сказку вы помните с того времени, как помните себя? (Ответы) Проделав этот небольшой экскурс в ваше детство, мы можем смело утверждать, что сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает в течение всего детства и остается с ним на всю жизнь. При этом необходимо осознавать, что сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка. Как вы думаете, развитию каких навыков способствуют сказки? (Ответы)
2. Основная часть
Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться. Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.
Сказки, которые вы читаете ребёнку, должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.
«Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело! Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз.
Читать нужно медленно, сказки должны быть желательно народные, так, как в пересказы внесен рациональный, «упрощающий» момент. Нельзя читать каждый вечер новую сказку: наши предки детям рассказывали сказку столько раз, чтобы он успевал ее выучить наизусть.
Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями;
Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;
Как сделать чтение книжек ребёнку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это сделать?
-Озвучьте рассказ. Придумайте вместе с ребёнком, какие звуки присутствуют в сказке, и воспроизведите их. Представьте, как завывает ветер в зимнем лесу, как звучит весенняя капель, как разговаривают птицы и звери.
-Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребёнку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку.
-Отступайте от рассказа. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребёнку сказки, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.
Сказка обучает детей умению вести диалог. К примеру:
- Что говорила Маша Медведю, когда он понес пирожки бабушке с дедушкой? Родители:- Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.
- Что говорила Курочка Ряба деду с бабой, когда мышка разбила яичко?Родители: - Не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое.
-В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги — ребенок будет рад любому варианту.
Разыграйте колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории. Можно придумать с ребёнком свою сказку.
Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев.
Сказкой можно поставить эмоциональную речь, сделать ее красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, связная логическая речь развивается. Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки.
Сказка для ребёнка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку, сочиняя или играя её, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов, расширяют свой словарный запас, учатся правильно строить диалоги, развивают связную речь, которая становится более эмоциональной, образной, красивой. И в ваших руках помочь вашему ребёнку овладеть всем этим богатством.
Воспитатель:
Уважаемые родители, накануне родительского собрания вам было предложено заполнить анкету
«Сказка в жизни вашего ребенка» и сейчас я хочу ознакомить вас с её результатами
Вопросы :
1 Как часто Вы читаете (рассказываете)своему ребенку сказки?
Каждый день – 100%;
2 Играет ли Ваш ребёнок в сказки, которые слушал?
Иногда 90% ;
Нет – 10%
3. Знает ли Ваш ребёнок сказку наизусть?
1-2 -90%;
3-4 -10%;
4. Есть ли у Вас дома книги со сказками?
Да-100% ;
5. Узнаёт ли Ваш ребёнок сказку по иллюстрации? По началу7 По главным героям?
Да -90%;
Иногда - 10%;
7. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный, пальчиковый, кукольный и пр.)
Имеется -80%; из них настольный -20%, кукольный -35%, пальчиковый – 25%
Нет-20%
8. Есть ли любимая сказка у вашего малыша? Если есть – какая?
Есть -100% из них : «Курочка Ряба» -35%, «Колобок» – 45%, «Теремок» -8%, «Три поросёнка» -2%;
9. Придумываете ли Вы когда – нибудь сказки для Вашего ребёнка? Если да, то с какой целью?
Да -100% из них: с целью отвлечения от других игр или действий -50%,для общего развития -20%, перед сном -30%
Вывод: практически все родители ежедневно читают сказки своим детям, но не все уделяют внимание обсуждению прочитанного вместе с детьми. Большая часть родителей практикуют театрализацию сказки дома, что, несомненно, благоприятно влияет на эмоциональное восприятие и развитие детской речи, позволяет ребенку прочувствовать на себе все события и переживания героев. У многих дома имеется какой-либо театр. Очень важно, что после прочитанного дети задают вопросы своим родителям. Большая часть детей любят слушать сказки и просят родителей читать перед сном,
все родители придумывают свои сказки.
Какие же методы и приемы использовать при работе со сказками для развития красивой речи у ребенка?
Умение задавать вопросы
По мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов, умение правильно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития речи дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок вам задает массу различных вопросов. Но ему на первых порах гораздо труднее будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки о Курочке Рябе (деду, бабе, курочке или мышке). Этому вам ребенка надо учить. Сначала вы вместе с малышом «задавайте» вопросы сказочным героям, постепенно передавая инициативу в руки ребенка: кому и о чем задать вопрос.
Новый персонаж
При работе со сказками в нетрадиционном ключе важное место занимает упражнение по введению в фабулу сказки нового героя или персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, наконец, для того, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. На решение этих задач направлен метод, который назван условно «Введение частицы "не"» (НЕ репка выросла на грядке, а. ; Не Золушка, а. ; Не Иван- царевич, а. ; НЕ рукавичку потерял дед, а. ; НЕ Колобка испекла баба, а.)
А вот такие задания помогают развивать и память, и речь:
- Угадайте сказку по трем словам:
1) Коза, козлятки, волк («Волк и 7 козлят»)
2) Курочка, петушок, зернышко («Петушок и бобовое зернышко»)
- Или: В какой сказке есть такие слова?
Как же мне, медведюшка, не плакать? («Заюшкина избушка»)
Реченька, матушка, спрячь меня! («Гуси лебеди»)
А сейчас давайте немного поиграем и начнём мы с загадок по сказкам.
Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко
Стала жить да поживать,
Да жильцов к себе пускать. (Теремок)
Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь
Песню мамину пропел.
Кто потом козляток съел? («Волк и семеро козлят»)
Чтобы вырвать этот овощ,
Не хватило деду сил.
Но пришли ему на помощь
Все, кого он попросил. («Репка»)
Добрый доктор говорит:
- Побеждаем мы бронхит
Корь, простуду и ангину,
Дифтерит и скарлатину,
И конечно, с Бармалеем
Тоже справиться сумеем! («Айболит»)
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. (Мышка)
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная Шапочка)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
«Нам не страшен серый волк,
Серый волк — зубами щелк»
Эту песню пели звонко Три веселых …. (Поросенка)
Воспитатель: Следующая игра называется
«Ассорти из сказок».
Я сейчас буду читать придуманные сказки, где присутствуют персонажи из разных русских народных сказок, а вам нужно отгадать, из каких сказок эти персонажи?
1. Сидит Волк у проруби и приговаривает: «По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая. Потяжелел хвост, стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка – внучку, внучка – Жучку». («Лисичка – сестричка и Серый волк», «По щучьему велению», «Репка»).
2. Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит: «Не плачь, Алёнушка, а испеки мне лучше колобок, а из чего печь то муки ведь нету…». («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок»).
3. Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. А перед избушкой сидит Иванушка, золотыми яблочками играет. Постучал Колобок и спрашивает: «Тук, тук, тук! Кто в тереме живёт?». «Я – мышка – норушка, я - лягушка – квакушка». («Колобок», «Гуси – лебеди», «Теремок»).
4. Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку. А Машенька просит: «Испеки мне бабушка колобок». Бабушка колобка испекла и поставила на окошко студиться. А колобок взял да и покатился. Покатился колобок по дорожке и встретил зайчика. Что, зайчик, плачешь? - Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала. («Маша и медведь», «Колобок», «Лиса и заяц»).
Воспитатель : А сейчас я проверю как хорошо вы знаете сказки и поможет мне в этом
Викторина «Народные сказки».
1. Как ласково называют деда Мороза в некоторых русских сказках?
- Морозилка, Морозко, Морозец, Холодец
2. Какая волшебная скатерть встречается в русских народных сказках?
- Самоварка, Самокрутка, Самобранка, Самостирка
3. Сколько зверей так и не попробовали Колобка, пока его не съела Лиса?
- Один, Два, Три, Четыре
4. Что в сказке «Маша и медведь» хотел съесть медведь, присев на пенёк?
- Колобок, Пирожок, Кашу, Машу
5. Какая русская сказка существует?
- «Утки-аисты», «Куры-индейки», «Орлы-соколы», «Гуси-лебеди»,
6. Кого Морозко сначала чуть не заморозил, а потом наградил?
-Снегурочку,Золушку, Падчерицу
7. В каком сосуде Журавль выставил угощение Лисе?
- В кувшине, В тарелке, В миске, В блюдце.
8. Какой вопрос НЕ задавали три медведя в русской народной сказке?
- Кто спал на моей кровати?- Кто сидел на моём стуле?
- Кто ел из моей чашки?- Кто надел мои тапки?
9. Встреча с кем круто изменила жизнь Царевны-Лягушки?
-С Ильёй Муромцем, С Иваном-царевичем.
- С Емелей, С перелётными утками.
10. Чем печь угощала девочку в русской сказке «Гуси-лебеди»?
-Блинами, Колобком, Пирожками, Кашей.
11. Чудо-юдо рыба из русских народных сказок – это…
-Щука, Сом, Кит, Акула.
Воспитатель : и ещё одна игра, которая называется “Доскажи словечко”
Почти во всех сказках героев называют двойным именем, я начну, а вы продолжите:
Кощей – Бессмертный Братец - Иванушка
Василиса – Прекрасная Змей - Горыныч
Сестрица – Алёнушка Крошечка - Хаврошечка
Мальчик – с пальчик
Иван – Царевич
3. Заключительная часть
Воспитатель:
Итак, мы сегодня с Вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились.
А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи ваших детей в слове – эстафете.
Уважаемые родители, давайте встанем в круг,и будем передавать друг другу вот этого сказочного героя- колобка. Держа, в руках колобка вы отвечаете на вопрос:
Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен /должна…
Воспитатель:
Каким может быть решение нашего родительского собрания (высказывания родителей).
Воспитатель :
Уважаемые родители, для Вас я подготовила памятку «Как поддержать у детей интерес к сказке?» (педагог раздаёт памятки родителям)
И в завершении хочется прочитать вот такие строки:
«И нельзя без сказки нам прожить друзья,
Ведь со сказкой проще верить в чудеса.
Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.
В маленькое сердце, дверцу распахнуть».
Воспитатель: Наше собрание подошло к концу. Спасибо уважаемые родители, ещё раз, что нашли время посетить наше собрание.
Памятка
«Как поддержать у детей интерес к сказке?»
1. Перед прослушиванием сказки необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать ребёнку слушать сказку.
2. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка.
3. Текст сказки должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.
Заведите детскую библиотеку.
4. При знакомстве с новой сказкой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название сказки.
5. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.
6. Вместе с реб нком окунитесь в волшебный мир сказок, не только читая текст, но и рассматривая иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.
7. До и во время чтения книги объясните реб нку значение трудных или незнакомых слов
8. Спросите, чем понравилась реб нку книга, что нового из не он узнал.
9. Попросите реб нка рассказать о главном герое, событии.
10. Поддерживайте стремление реб нка рассказать знакомую сказку сестр нке, бабушке, своей любимой игрушке.
11. Организуйте дома небольшой «уголок сказки». Примерный перечень игрушек: шапочки с изображением знакомых животных, настольный плоскостной театр, игрушки-персонажи для обыгрывания сюжетов книг.