Приложение МААМ

Родительское собрание в младшей группе «Сказка, как средство формирования развития речи»

Ирина Малянова
Родительское собрание в младшей группе «Сказка, как средство формирования развития речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема «Сказка, как средство формирования развития речи»

Место проведения: музыкальный зал

Форма проведения: беседа

Участники: родители, воспитатель

Цель: Повысить компетентность родителей по вопросу развития у детей речевых навыков и побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях.

Публикация «Родительское собрание в младшей группе „Сказка, как средство формирования развития речи“» размещена в разделах

Задачи:

1. Уточнить и систематизировать представления родителей о

значении сказки в развитии речи ребёнка;

2. Познакомить родителей с результатами анкетирования «Сказка в

жизни вашего ребёнка»

3. Познакомить родителей с игровыми приёмами для развития речи

детей посредством сказки;

4. Дать рекомендации о том, как читать сказку детям.

Предварительная работа:

- изготовление приглашения на собрание для родителей;

- анкетирование родителей

- подбор литературы о значении сказки в развитии речи ребенка.

- составление памятки для родителей «Как поддержать у детей интерес к сказке?"

Повестка родительского собрания

1. Психологический настрой родителей (вступительное слово воспитателя)

2. Значение сказки в развитии речи ребёнка.

3. Результаты анкетирования родителей «Сказка в жизни вашего ребёнка»

4. Игровые приёмы для развития речи детей посредством сказки;

5. Рекомендации о том как читать сказку детям.

6. Решение текущих вопросов

Ход родительского собрания:

1. Вводная часть

Воспитатель: Здравствуйте! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу.

Сегодня мы с вами поговорим о роли сказки в развитии речи вашего ребёнка.

Прошу поднять руки тех, кому из вас читали сказки в детстве? А кто из вас помнит, когда вам прочитали (рассказали) первую сказку? А какую сказку, по словам ваших родителей, вы любили слушать больше всего в детстве? (Ответы) Какую сказку вы помните с того времени, как помните себя? (Ответы) Проделав этот небольшой экскурс в ваше детство, мы можем смело утверждать, что сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает в течение всего детства и остается с ним на всю жизнь. При этом необходимо осознавать, что сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка. Как вы думаете, развитию каких навыков способствуют сказки? (Ответы)

2. Основная часть

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться. Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.

Сказки, которые вы читаете ребёнку, должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.

«Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело! Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз.

Читать нужно медленно, сказки должны быть желательно народные, так, как в пересказы внесен рациональный, «упрощающий» момент. Нельзя читать каждый вечер новую сказку: наши предки детям рассказывали сказку столько раз, чтобы он успевал ее выучить наизусть.

Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями;

Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;

Как сделать чтение книжек ребёнку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это сделать?

-Озвучьте рассказ. Придумайте вместе с ребёнком, какие звуки присутствуют в сказке, и воспроизведите их. Представьте, как завывает ветер в зимнем лесу, как звучит весенняя капель, как разговаривают птицы и звери.

-Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребёнку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку.

-Отступайте от рассказа. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребёнку сказки, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.

Сказка обучает детей умению вести диалог. К примеру:

- Что говорила Маша Медведю, когда он понес пирожки бабушке с дедушкой? Родители:- Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.

- Что говорила Курочка Ряба деду с бабой, когда мышка разбила яичко?Родители: - Не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое.

-В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги — ребенок будет рад любому варианту.

Разыграйте колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории. Можно придумать с ребёнком свою сказку.

Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев.

Сказкой можно поставить эмоциональную речь, сделать ее красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, связная логическая речь развивается. Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки.

Сказка для ребёнка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку, сочиняя или играя её, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов, расширяют свой словарный запас, учатся правильно строить диалоги, развивают связную речь, которая становится более эмоциональной, образной, красивой. И в ваших руках помочь вашему ребёнку овладеть всем этим богатством.

Воспитатель:

Уважаемые родители, накануне родительского собрания вам было предложено заполнить анкету

«Сказка в жизни вашего ребенка» и сейчас я хочу ознакомить вас с её результатами

Вопросы :

1 Как часто Вы читаете (рассказываете)своему ребенку сказки?

Каждый день – 100%;

2 Играет ли Ваш ребёнок в сказки, которые слушал?

Иногда 90% ;

Нет – 10%

3. Знает ли Ваш ребёнок сказку наизусть?

1-2 -90%;

3-4 -10%;

4. Есть ли у Вас дома книги со сказками?

Да-100% ;

5. Узнаёт ли Ваш ребёнок сказку по иллюстрации? По началу7 По главным героям?

Да -90%;

Иногда - 10%;

7. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный, пальчиковый, кукольный и пр.)

Имеется -80%; из них настольный -20%, кукольный -35%, пальчиковый – 25%

Нет-20%

8. Есть ли любимая сказка у вашего малыша? Если есть – какая?

Есть -100% из них : «Курочка Ряба» -35%, «Колобок» – 45%, «Теремок» -8%, «Три поросёнка» -2%;

9. Придумываете ли Вы когда – нибудь сказки для Вашего ребёнка? Если да, то с какой целью?

Да -100% из них: с целью отвлечения от других игр или действий -50%,для общего развития -20%, перед сном -30%

Вывод: практически все родители ежедневно читают сказки своим детям, но не все уделяют внимание обсуждению прочитанного вместе с детьми. Большая часть родителей практикуют театрализацию сказки дома, что, несомненно, благоприятно влияет на эмоциональное восприятие и развитие детской речи, позволяет ребенку прочувствовать на себе все события и переживания героев. У многих дома имеется какой-либо театр. Очень важно, что после прочитанного дети задают вопросы своим родителям. Большая часть детей любят слушать сказки и просят родителей читать перед сном,

все родители придумывают свои сказки.

Какие же методы и приемы использовать при работе со сказками для развития красивой речи у ребенка?

Умение задавать вопросы

По мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов, умение правильно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития речи дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок вам задает массу различных вопросов. Но ему на первых порах гораздо труднее будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки о Курочке Рябе (деду, бабе, курочке или мышке). Этому вам ребенка надо учить. Сначала вы вместе с малышом «задавайте» вопросы сказочным героям, постепенно передавая инициативу в руки ребенка: кому и о чем задать вопрос.

Новый персонаж

При работе со сказками в нетрадиционном ключе важное место занимает упражнение по введению в фабулу сказки нового героя или персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, наконец, для того, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. На решение этих задач направлен метод, который назван условно «Введение частицы "не"» (НЕ репка выросла на грядке, а. ; Не Золушка, а. ; Не Иван- царевич, а. ; НЕ рукавичку потерял дед, а. ; НЕ Колобка испекла баба, а.)

А вот такие задания помогают развивать и память, и речь:

- Угадайте сказку по трем словам:

1) Коза, козлятки, волк («Волк и 7 козлят»)

2) Курочка, петушок, зернышко («Петушок и бобовое зернышко»)

- Или: В какой сказке есть такие слова?

Как же мне, медведюшка, не плакать? («Заюшкина избушка»)

Реченька, матушка, спрячь меня! («Гуси лебеди»)

А сейчас давайте немного поиграем и начнём мы с загадок по сказкам.

Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишко

Стала жить да поживать,

Да жильцов к себе пускать. (Теремок)

Уходя, просила мать

Никому не открывать,

Но открыли дети дверь!

Обманул зубастый зверь

Песню мамину пропел.

Кто потом козляток съел? («Волк и семеро козлят»)

Чтобы вырвать этот овощ,

Не хватило деду сил.

Но пришли ему на помощь

Все, кого он попросил. («Репка»)

Добрый доктор говорит:

- Побеждаем мы бронхит

Корь, простуду и ангину,

Дифтерит и скарлатину,

И конечно, с Бармалеем

Тоже справиться сумеем! («Айболит»)

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла. (Мышка)

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил. (Красная Шапочка)

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

«Нам не страшен серый волк,

Серый волк — зубами щелк»

Эту песню пели звонко Три веселых …. (Поросенка)

Воспитатель: Следующая игра называется

«Ассорти из сказок».

Я сейчас буду читать придуманные сказки, где присутствуют персонажи из разных русских народных сказок, а вам нужно отгадать, из каких сказок эти персонажи?

1. Сидит Волк у проруби и приговаривает: «По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая. Потяжелел хвост, стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка – внучку, внучка – Жучку». («Лисичка – сестричка и Серый волк», «По щучьему велению», «Репка»).

2. Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит: «Не плачь, Алёнушка, а испеки мне лучше колобок, а из чего печь то муки ведь нету…». («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок»).

3. Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. А перед избушкой сидит Иванушка, золотыми яблочками играет. Постучал Колобок и спрашивает: «Тук, тук, тук! Кто в тереме живёт?». «Я – мышка – норушка, я - лягушка – квакушка». («Колобок», «Гуси – лебеди», «Теремок»).

4. Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку. А Машенька просит: «Испеки мне бабушка колобок». Бабушка колобка испекла и поставила на окошко студиться. А колобок взял да и покатился. Покатился колобок по дорожке и встретил зайчика. Что, зайчик, плачешь? - Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала. («Маша и медведь», «Колобок», «Лиса и заяц»).

Воспитатель : А сейчас я проверю как хорошо вы знаете сказки и поможет мне в этом

Викторина «Народные сказки».

1. Как ласково называют деда Мороза в некоторых русских сказках?

- Морозилка, Морозко, Морозец, Холодец

2. Какая волшебная скатерть встречается в русских народных сказках?

- Самоварка, Самокрутка, Самобранка, Самостирка

3. Сколько зверей так и не попробовали Колобка, пока его не съела Лиса?

- Один, Два, Три, Четыре

4. Что в сказке «Маша и медведь» хотел съесть медведь, присев на пенёк?

- Колобок, Пирожок, Кашу, Машу

5. Какая русская сказка существует?

- «Утки-аисты», «Куры-индейки», «Орлы-соколы», «Гуси-лебеди»,

6. Кого Морозко сначала чуть не заморозил, а потом наградил?

-Снегурочку,Золушку, Падчерицу

7. В каком сосуде Журавль выставил угощение Лисе?

- В кувшине, В тарелке, В миске, В блюдце.

8. Какой вопрос НЕ задавали три медведя в русской народной сказке?

- Кто спал на моей кровати?- Кто сидел на моём стуле?

- Кто ел из моей чашки?- Кто надел мои тапки?

9. Встреча с кем круто изменила жизнь Царевны-Лягушки?

-С Ильёй Муромцем, С Иваном-царевичем.

- С Емелей, С перелётными утками.

10. Чем печь угощала девочку в русской сказке «Гуси-лебеди»?

-Блинами, Колобком, Пирожками, Кашей.

11. Чудо-юдо рыба из русских народных сказок – это…

-Щука, Сом, Кит, Акула.

Воспитатель : и ещё одна игра, которая называется “Доскажи словечко”

Почти во всех сказках героев называют двойным именем, я начну, а вы продолжите:

Кощей – Бессмертный Братец - Иванушка

Василиса – Прекрасная Змей - Горыныч

Сестрица – Алёнушка Крошечка - Хаврошечка

Мальчик – с пальчик

Иван – Царевич

3. Заключительная часть

Воспитатель:

Итак, мы сегодня с Вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились.

А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи ваших детей в слове – эстафете.

Уважаемые родители, давайте встанем в круг,и будем передавать друг другу вот этого сказочного героя- колобка. Держа, в руках колобка вы отвечаете на вопрос:

Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен /должна…

Воспитатель:

Каким может быть решение нашего родительского собрания (высказывания родителей).

Воспитатель :

Уважаемые родители, для Вас я подготовила памятку «Как поддержать у детей интерес к сказке?» (педагог раздаёт памятки родителям)

И в завершении хочется прочитать вот такие строки:

«И нельзя без сказки нам прожить друзья,

Ведь со сказкой проще верить в чудеса.

Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.

В маленькое сердце, дверцу распахнуть».

Воспитатель: Наше собрание подошло к концу. Спасибо уважаемые родители, ещё раз, что нашли время посетить наше собрание.

Памятка

«Как поддержать у детей интерес к сказке?»

1. Перед прослушиванием сказки необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать ребёнку слушать сказку.

2. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка.

3. Текст сказки должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.

Заведите детскую библиотеку.

4. При знакомстве с новой сказкой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название сказки.

5. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.

6. Вместе с реб нком окунитесь в волшебный мир сказок, не только читая текст, но и рассматривая иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.

7. До и во время чтения книги объясните реб нку значение трудных или незнакомых слов

8. Спросите, чем понравилась реб нку книга, что нового из не он узнал.

9. Попросите реб нка рассказать о главном герое, событии.

10. Поддерживайте стремление реб нка рассказать знакомую сказку сестр нке, бабушке, своей любимой игрушке.

11. Организуйте дома небольшой «уголок сказки». Примерный перечень игрушек: шапочки с изображением знакомых животных, настольный плоскостной театр, игрушки-персонажи для обыгрывания сюжетов книг.

Публикации по теме:

Проект во второй младшей группе «Дидактические игры как средство развития речи» МБДОУ ДС «Звездочка» Интегративно – коммуникационный проект Во 2 младшей группе Проект: «Дидактические игры как средство развития речи».

Первое родительское собрание во второй младшей группе Цель: взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в детском саду. Моделирование.

Родительское собрание «Игра как важнейшее средство воспитательно-образовательной работы с детьми в саду и дома» Протокол №2 Родительского собрания в подготовительной группе от 29.11.2013г. Тема: «Игра, как важнейшее средство воспитательно-образовательной.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Родительское собрание «Условия развития личности дошкольного возраста» Цель: расширение представления родителей о факторах эмоционального и социального развития детей; познакомить с программой развития детей,.

Родительское собрание в средней группе «Развитие речи детей в дидактических играх»Родительское собрание в средней группе «Развитие речи детей в дидактических играх» Родительское собрание в средней группе на тему «Развитие речи детей в дидактических играх» Форма проведения: родители совместно с детьми.

Родительское собрание в старшей группе «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей»Родительское собрание в старшей группе «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей» Родительское собрание в старшей группе детского сада. Тема: "Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Родительское собрание во второй младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста»Родительское собрание во второй младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Цель: формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание в младшей группе «Сказка, как средство формирования развития речи»
Опубликовано: 10 марта 2024 в 16:25
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание в младшей группе «Сказка, как средство формирования развития речи»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Малянова (УИ 2702811) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД