Светлана Серегина
Родительское собрание в младшей группе «Наши ручки помогают говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в младшей группе.
На тему: «Наши ручки помогают говорить».
Развитие речи через развитие мелкой моторики рук.
Цель: Формировать у родителей представление о роли мелкой моторики в общем развитии детей.
Задачи:
Показать взаимосвязь развития моторики и развития речи.
Познакомить с приёмами развития мелкой моторики рук.
Научить использовать нестандартные средства для развития мелкой моторики рук.
Публикация «Родительское собрание в младшей группе „Наши ручки помогают говорить“» размещена в разделах
Приобщать родителей к сотрудничеству и единым требованиям детского сада и семьи в вопросах здоровья, воспитания и обучения детей.
Предварительная работа:
Подготовка средств для развития мелкой моторики для проведения мастер-класса.
Оформление выставки по теме (книги, пособия, оборудование, игры).
Форма проведения: семинар-практикум.
Повестка собрания :
1. Вступление.
2. Игра с родителями.
3. Вопросы родителям, анкетирование.
4. Теоретические аспекты.
5. Мастер-класс.
6. Подведение итогов
Ход РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.
1. Добрый вечер, уважаемые родители!
Спасибо, что нашли время для нашей встречи. А начать её хотелось бы с игры «Да. Нет» Я буду говорить фразу, а вы её закончите словом да, или нет.
2. Игра.
Крикните хором друзья, деток вы любите (да)
Пришли на собрание. Сил совсем нет?
Вам лекции хочется слушать здесь (нет)
Мы вас понимаем господа.
Проблемы детей решать нужно нам (да)
Дайте тогда нам ответ: «Помочь вы, откажитесь нам, да или нет?»
Сегодняшняя тема: «Наши ручки помогают говорить или развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет».
3. Вопросы родителям :
1. Что же такое мелкая моторика рук?
Мелкая моторика- это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – это движения всей рукой, всем телом.
2. Как вы это понимаете?
Мелкой моторикой называется способность детей выполнять точные и мелкие движения пальцами и кистями ног и рук в результате скоординированности действий самых важных систем: костной, мышечной и нервной. Относительно мелкой моторики пальцев рук и кистей часто употребляют определение «ловкость». В сферу мелкой моторики входит большое количество разных движений: от самых не сложных жестов, таких, как захват игрушки, до весьма непростых движений, таких, как рисовать и писать. В общем развитии ребенка мелкая моторика играет важную роль, и она развивается с рождения малыша.
Сначала ребенок рассматривает свои ручки, а потом учится управлять ими. Сначала малыш берет предмет всей своей ладонью, а потом лишь двумя пальцами (указательным и большим). А уже потом ребенок учится держать правильно кисть, карандаш, ложку. Мелкая моторика имеет очень важную особенность - она напрямую связана с восприятием ребенка, памятью, вниманием, зрением и нервной системой.
3. Почему она так важна?
Сегодня мы затронем очень важную тему, которая непосредственно связана с развитием и полноценным становлением психологических функций детей – это развитие мелкой моторики.
Почему именно данная тема рассматривается сегодня нами, ведь помимо мелкой моторики есть более глобальные и серьезные вопросы, которые стоило бы затронуть? Но ответ прост. Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс. Дети, усаживаемые за компьютер в раннем возрасте и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали… разговаривать.
Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые выяснили – все дело в том, что, пользуясь клавиатурой, а не обычными ручкой - карандашом при письме, ее воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон и зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций. Вот почему в последнее время развитию мелкой (тонкой) моторики педагоги и психологи уделяют все большее значение.
Этому есть объяснение: в головном мозге моторный и речевой центры находятся весьма близко друг к другу. Из-за этого если стимулировать моторные навыки пальцев рук, начнет активизироваться речевой центр. Вот почему для того, чтобы речь ребенка развивалась своевременно, нужно активно развивать мелкую моторику ребенка. Мелкая моторика влияет непосредственно на развитие ловкости рук, на дальнейшее формирование почерка и на скорости реакций ребенка.
От того, насколько у ребенка развита мелкая моторика, зависит в дальнейшем его подготовленность к обучению в школе. Если мелкая моторика у ребенка в порядке, то он способен рассуждать и мыслить логически, обладает связной речью, хорошей памятью, воображением и вниманием, умеет концентрироваться, готов к обучению письму.
Развитие мелкой моторики - это постепенный процесс, он индивидуален для каждого малыша и у каждого ребенка проходит по-разному. В начале жизненного пути движения детей негармоничные, неумелы и неловкие, но со временем мелкая моторика ребенка развивается, и он приобретает различные полезные навыки и умения. Если родители хотят, чтобы мелкая моторика малыша развивалась быстрее и успешнее, они должны заниматься с ним развивающими играми, которые помогут совершенствованию мелкой моторики ребенка.
4. Высказывания великих мыслителей:
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» (И. Кант).
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В. Сухомлинский).
«Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» (М. Монтессори).
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию мозга».
Скажите, кто знает, как происходит развитие моторики? У кого есть пособия для развития мелкой моторики рук? Кто занимается дома с детьми развитием мелкой моторики рук?
Ну что же, давайте, рассмотрим, как это происходит?
Чтобы определить, хорошо ли развита мелкая моторика у детей 3-5 лет, следует предложить им выполнить несколько заданий:
1. Взрослому прочитать потешку и выполнить несложные движения из её содержания, затем повторить её и выполнить движения вместе с ребёнком.
2. Разобрать и собрать на глазах у ребёнка пирамидку, матрёшку, затем всё это попросить выполнить ребёнка.
3. Должны загибать пальчики по очереди по одному, начиная с мизинца.
4. Шагать по горизонтальной плоскости двумя пальцами (указательным и средним).
5. Пальцы левой руки сжать в щепотку, как клюв дятла, а правая рука выпрямлена вертикально, попросить постучать по правой ладони, затем поменять руки,
6. Срисовать домик с несложными элементами: окно, дверь, труба, ступеньки.
7. Соединить рисунок по точкам.
8. Заштриховывать фигуру не выходя за границы.
9. Показать кулак – ребро - ладонь.
Если ребёнок 3-4 лет выполняет около 40% заданий, значит моторика в норме. К 5 годам надо выполнять 90% заданий. Если требуется помощь в развитии мелких движений, то в настоящее время существует большое количество упражнений, методик, которые могут помочь.
Массаж.
1. Массаж пальцев рук. Начинают с растирание подушечек пальцев, затем медленно опускаются к основанию. Желательно сопровождать весёлыми приговорками.
2. Массаж ладоней шестигранным карандашом. Грани карандаша легко покалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. «Карандаш в руках катаю. Карандаш в руках кручу. Быть послушными пальчики научу».
3. Массаж грецкими орехами. Катание орехов между двумя ладонями, прокатывание ореха между пальцами, удерживание ореха между растопыренными пальцами.
4. Массаж ладоней щёткой, перебирание бус.
Пальчиковые игры
Это, как правило инсценировка детских стихов. Пальчиковые игры хорошо развивают произвольное внимание, координацию, воображение, память, творческие способности, готовят руку к обучению в школе. До 4 лет текст может произносить взрослый, а ребёнок показывать движения.
Ой лады.
Ой, лады, лады, лады (хлопать в ладоши, поворачивая голову вправо,
Не боимся мы воды влево, поглаживать личико круговыми движениями
Чисто умываемся вытянуть руки вперёд, улыбнуться).
Маме улыбаемся!
Ручки.
У меня пропали ручки. (убрать ручки за спину, оглядеться по сторонам
Где вы рученьки мои? показать руки, несколько раз ритмично сжать
Раз, два, три, четыре, пять, и разжать руки).
Показались мне опять!
Наш малыш.
Этот пальчик – дедушка. (Поочерёдно пригибать пальцы к ладошке,
Этот пальчик – бабушка. начиная с большого, а в конце второй ру-
Этот пальчик – папочка. кой охватить весь кулачок).
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья.
Пальчик – мальчик.
Пальчик мальчик где ты был? (левая ладонь открыта, правой рукой
С этим братцем в лес ходил. поочерёдно дотрагиваемся до подушечек
С этим братцем щи варил. каждого пальца немного надавлива).
С этим братцем песни пел.
С этим братцем кашу ел.
Оттого и потостел.
Медведь
Лез медведь в свою берлогу, (медленно засовываем платочек одним
Все бока свои помял, пальцем в кулак, после последних слов с
Эй скорее на подмогу силой вытянуть платочек из кулака)
Мишка, кажется, застрял!
Зайка
Зайка серенький сидит и (пальцы правой руки, указательный и
Ушами шевелит большой выпрямлены и слегка согнуты,
остальные прижаты к ладони).
Упражнения на развитие моторики рук.
Разрывание бумаги на мелкие кусочки-аппликация из них.
Доставание из коробочки бусинок и нанизывание их на шнурок.
Работа с пластилином, например: скатывание комочка и втыкание в него спичек, вдавливание мелких предметов…
Выкладывание из палочек различных фигур.
Рисование изображения с помощью клея и крупы.
Рисование по пластилиновому фону горохом.
Вырезание.
Раскрашивание.
Шнуровка.
Мозаика, пазлы, конструктор.
Складывание разрезных картинок.
Складывание картинок из геометрических фигур.
Пальчиковый театр.
Дидактические игры:
«Помоги Золушке разложить семена»; или
Если вы предложите вашему малышу отделить горох от фасоли, придумав при этом историю о мышке, которая попала к вам в кухонный шкаф и перемешала горох с фасолью и теперь вам нужна помощь, чтобы вернуть все зернышки в свои баночки, малыш с огромным удовольствием поможет вам.
Игры с прищепками: «Составь цветок», «Сделай Ёжику иголки», «Нарисуй солнышко».
Игры с пуговицами.
5. Мастер-класс.
Использование стихов при выполнении пальчиковой гимнастики развивает восприятие и воспроизведение ритма, движения пальцев рук становятся более целенаправленными и скоординированными. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Попробуйте и Вы с ребенком поиграть в такие игры, но для начала мы предлагаем вам поиграть с нами. Давай разомнем наши уставшие ручки.
1. Игра с родителями из серии «Расскажи стихи руками»
«У оленя»
У оленя дом большой (руки над головой- делают крышу)
Он глядит в своё окно (делаем окошко)
Заяц (ладони к голове, как уши зайца)
по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)
В дверь к нему стичится: (кулаком «посутчаться»)
«Стук-стук
Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)
Там в лесу Охотник злой!» (показать большим пальцем назад через плечо)
«Заяц, заяц, забегай (зовет рукой)
Лапу мне давай!» (подать руку)
Семья
Этот пальчик — дедушка.
Этот пальчик — бабушка.
Этот пальчик — мамочка.
Этот пальчик — папочка.
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
(растопырить ручки малыша или свои)
2. Дидактические игры:
«Помоги Золушке разложить семена»; или
Если вы предложите вашему малышу отделить горох от фасоли, придумав при этом историю о мышке, которая попала к вам в кухонный шкаф и перемешала горох с фасолью и теперь вам нужна помощь, чтобы вернуть все зернышки в свои баночки, малыш с огромным удовольствием поможет вам.
Игры с прищепками: «Составь цветок», «Сделай Ёжику иголки», «Нарисуй солнышко».
5. Изготовление из бросового материала развивающих игрушек -«Шумелки» .
Ориентированы на развитие тактильных ощущений рук, мелкой моторики рук, слуха.
Материалы: капсулы от киндерсюрприза, скотч, маркер, крупа.
Мы сегодня сделаем своими руками из бросового материала игрушки-«шумелки», никуда не уйти от современных веяний, поэтому сделаем их ввиде миньёнов.
6. Подведение итогов собрания.
Таким образом, развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.
Принятие решения собрания.
Вручение памяток по развитию мелкой моторики рук.
Памятка: «Использование нестандартного оборудования с детьми по развитию мелкой моторики».
1. Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками.
2. Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, это послужит благому делу.
3. «Прищепки» — развиваем мелкую моторику рук, глазомер, речь; учим основные цвета;
4.«Сенсорная клавиатура» -развиваем моторику рук, речь; учим цвета, формы;
5. «Кто в яичке спрятался?» — развиваем моторику рук, речь, познавательные способности;
6. «Найди в домиках …» — развиваем моторику рук, речь, познавательные способности;
7. «Веселые мячики» — массажируем ладошки, пальчики; развиваем мелкую моторику рук ;
8. «Шумелки» — развиваем тактильные ощущения руки, мелкую моторику рук, слух;
9. «Коллекция камней» — развиваем мелкую моторику рук, воображение, речь, тактильные ощущения;
10. «Перебираем и раскладываем красную и белую фасоль» — развиваем мелкую моторику рук, зрение;
11. «Пересыпаем зерно ложками разного размера» — развиваем мелкую моторику рук, глазомер;
12. «Сухой бассейн» — развиваем мелкую моторику рук, речь, познавательные способности; закрепляем цвета;
13. «Соляная пещера» — развиваем мелкую моторику рук, речь, познавательные способности, тактильные ощущения;
14. «Рисование на манке» — развиваем мелкую моторику рук, речь, творческие способности, аккуратность;
15. «Подбери крышечки» — развиваем мелкую моторику рук, речь, познавательные способности; изучаем размеры;
16. «Сделай ежику иголки» — развиваем мелкую моторику рук, речь; закрепляем цвета;
17. «Книга знаний мелкой моторики «Непоседы» — развиваем мелкую моторику рук, речь, тактильные ощущения;
18. «Почитаем» — развиваем мелкую моторику рук, речь; знакомимся с окружающим миром.
Развитию мелкой моторики рук очень хорошо способствует художественная деятельность детей. Рекомендуем использовать различные творческие приемы — рисование пальчиками, ватными палочками, кисточками, трех и шестигранными, а также толстыми и тонкими карандашами, используем специальные дощечки для рисования и печатанья. Хороши в рисовании восковые мелки, а когда они ломаются на маленькие кусочки — это тоже польза для пальчиков и не торопитесь их выбрасывать, ребенку приходится брать их щепоткой, при этом формируется правильный пальчиковый захват карандаша, ручки. Дети любят работать с разными трафаретами, дополнительными альбомами, обводить свои ладошки, раскрашивать.
Конечно, это пальчиковая гимнастика: она способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность головного мозга; развивает внимание, память, мышление; развивает тактильную чувствительность.
«Капуста»
Мы капусту рубим, рубим, (стучим ребром ладошки)
Мы морковку трем, трем, (трем кулачком по ладошке)
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем, жмем.
В бочки плотно набиваем (ладошками от себя)
И в подвалы выставляем. (ладошки в замок, качаем)
Ох и вкусная капуста! (погладить по животу)
«Апельсин»
Мы делили апельсин
Много нас, а он один
Эта долька для ежа, (складывать пальчики в кулачок)
Эта долька для чижа,
Эта долька для котят,
Эта долька для утят,
Это долька для бобра,
А для волка — кожура! (встряхнуть кистями рук)
«Машина»
Би-би-би гудит машина (стучим кулачками)
Тук-тук-тук мотор стучит (хлопаем ладошками)
Едем, едем. едем. едем (топаем ногами)
Шины трутся о дорогу (трем ладошками)
Шу-шу-шу они шуршат
Быстро крутятся колеса (покрутить руками перед собой)
Та-та-та они спешат!
«Комар»
Летит муха вокруг уха, ж-ж-ж,
Летят осы вокруг носа, с-с-с-с,
Летит комар, на лоб — оп,
А мы его хлоп и к уху, з-з-з-з
Отпустим комара? Отпустим!
«Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пошли гулять (шагаем пальчиками)
Бабу снежную лепили (лепим руками комок)
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались, (правой ладошкой катаемся с левой)
А еще в снегу валялись (переворачивать ладошки)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели, (едим суп)
Спать легли (ладошки под щечку).
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Вот и стал Ваш ребенок воспитанником детского сада. Ребёнок посещает детский сад, где ему приходится на некоторое время оставаться без Вас. Мы хотим помогать малышу в Ваше отсутствие, шагать по тропинке развития. А для этого нам необходимо лучше узнать и понять Вашего малыша. Поэтому просим Вас ответить на некоторые вопросы в рамках темы «Что такое мелкая моторика? Как её развивать?».
Ваши ответы помогут нам сориентироваться в том, чем мы сможем помочь Вам и Вашему малышу.
1. Знаете ли Вы, что значит развивать мелкую моторику рук детей?
(нужное подчеркните) Знаю. Смутно представляю. Не знаю.
2. Считаете ли Вы утверждение о том, что важно развивать мелкую моторику рук детей правильным? Почему? (нужное подчеркните)
Да, потому что …
Нет, потому что…
Затрудняюсь ответить.
3. Знаете ли Вы как это делать? (нужное подчеркните)
Знаю. Смутно представляю. Не знаю.
4. Какие способы развития мелкой моторики рук Вы знаете? Какие используете в своей практике? (перечислите)
5. Имеются ли дома у Вас: специальные пособия, игры, литература по данной теме? (нужное подчеркните)
6. Что из ниже перечисленного есть в арсенале Вашего малыша?
(нужное подчеркните)
-Шнуровки.
-Вкладыши.
-Кубики (пластмассовые или деревянные).
- Мелкий конструктор.
-Дидактические кубы.
-Мозаики.
-Пазлы, разрезные картинки.
-Пирамидки.
-Дидактические игрушки с застегивающимися, завязывающимися и прилипающими элементами («молнией», пуговицами, шнуровками, кнопками, «липучками»).
-Специальная детская литература с пальчиковыми играми.
7. Доступно ли малышу в самостоятельной деятельности манипулирование с пустыми пластмассовыми флаконами, пузырьками? (нужное подчеркните)
Да. Иногда. Нет.
8. Имеется ли у ребенка возможность играть с мелкими предметами, такими как пуговицы, бусины, пробки? (нужное подчеркните)
Да. Иногда. Нет.
9. Разрешаете ли Вы малышу играть в так называемые «игры на кухне» (перебирание и пересыпание круп, «возня» с тестом и т. п.) (нужное подчеркните)
Да. Иногда. Нет.
10. Какие развивающие игры предпочитаете покупать малышу Вы? (перечислите).
11. Укажите ведущую руку Вашего малыша (нужное подчеркните)
Правая. Левая. Обе. Затрудняюсь ответить.
12. Поделитесь, пожалуйста, Вашим мнением по вопросу «Какие средства развития и активизации речи детей Вы знаете» (помимо стимулирования и развития мелкой моторики рук)
Спасибо за уделенное нам внимание. Надеемся на взаимопонимание!
Используемые ресурсы.
1. Антакова-Фомина Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук» // Тез. Докл. 24-го Всесоюз. Совещ. по проблемам ВНД). - М. : Просвещение, 1974. - С. 12-25.
2. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М. : Астрель, 2009. - 143 с.
3. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. - М. Просвещение, 2009. - 192 с.
4. Борисенко М. Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005. - 204 с.
5. Интернетресурсы.