МААМ-картинки

Родительское собрание в младшей группе «Фольклорные посиделки»

Лаптева Любовь Егоровна
Родительское собрание в младшей группе «Фольклорные посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект родительского собрания «Фольклорные посиделки»

Воспитатель :Л. Е. Лаптева

Тема: «Развитие речи ребенка с помощью малых форм фольклора».

Форма: «Фольклорные посиделки».

Цель: Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях.

Задачи:

Темочки:

1. Способствовать использованию родителями фольклора в семейном воспитании.

2. Помочь родителям понять, какое влияние оказывает фольклор на развитие речи детей.

3. Показать родителям разнообразные приемы работы с малыми фольклорными формами.

Предварительная работа:Накрыт стол. На столе - самовар, баранки, чашки с блюдцами; Оформлена выставка книг (потешки, пословицы и поговорки, фольклорная атрибутика); Анализ анкет для родителей по теме «Фольклор в вашей семье» (анкета прилагается).

План проведения собрания.

1. Вступление (короткое выступление, настраивающее родителей на тему разговора).

2. Блиц-опрос: «Какие формы фольклора используются в вашей семье?».

3 Презентация «Роль потешки в развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

4. Обмен опытом семейного воспитания «Мы играем в бабушкины игры»

5. Сказки – педагогическая ценность.

Ход проведения собрания.

Звучит песня «Во горнице»

Воспитатель:

1. Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости!

2. Чувствуйте себя, как дома!

3. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

4. Гостю – почет, хозяйке – честь!

5. Давно мы вас ждем – поджидаем, собрание без вас не начинаем!

6. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно?

(Родители проходят и садятся за накрытый стол).

Мария Александровна: Собираем посиделки

Пожилых и молодых.

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Любовь Егоровна : Мы рады вас видеть у себя в гостях в нашей горнице! Доброе начало, как говорится, половина дела. Сядем рядком да поговорим ладком и предлагаем вам размышления на такую простую и сложную тему: «Воздействие малых форм фольклора на развитие речи ребенка». И нашу тему мы будем рассматривать с педагогической точки зрения, а также с Вашей точки зрения, дорогие родители. В наше время эта тема актуальна, как никогда…. Фольклорные произведения – это наше богатство. Оно помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы, обычаи. Вы ведь знаете, что человеческий язык не является врожденным, ему обучаются. Сначала ребенок учится понимать речь взрослых, затем учится говорить сам, посредством речевого общения начинает понимать мир, в котором живет. Вспомните, ведь именно простые, незамысловатые потешки, пестушки, байки были первыми вашими помощниками в общении с детьми…

1. И так, что же мы вкладываем в это понятие «фольклор»? (обсуждая этот вопрос). («Фольклор» с англ. «фолк» и «лорес» - пер. «народная мудрость». Фольклор – это устное народное творчество. Сказки, потешки, прибаутки, все другие простые стихотворные произведения люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать. И так в устной форме они передаются из поколения в поколение (из уст в уста). Кто их сочинял неизвестно (народ).

Какие формы (жанры) устного народного творчества Вы знаете? (Существует множество форм фольклорных произведений : это сказки, сказания, легенды, былины и более простые формы, предназначенные для детей - песенки, потешки, пестушки, заклички, считалки, скороговорки, небылицы, сказки…пословицы, поговорки.)

2. Блиц-опрос: «Какие формы фольклора используются в вашей семье?».

(пестушки, потешки, прибаутки, считалки, приговорки, скороговорки, небылицы.)

3. А теперь перейдем к вопросу о том, как все же влияют малые формы устного народного творчества на развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста?

Огромную роль в развитии речи детей дошкольного возраста имеют потешки. Вашему вниманию представляется презентация.

Также потешки знакомят детей с явлениями природы:

Радуга-дуга,

Не давай дождя.

Давай солнышка – колоколнышка.

Дождик – дождик пуще!

Будет трава гуще!

Потешки помогают также в постановке в речи отдельных звуков:

Петушо-о-ок, петушо-о-ок

Золото-о-ой гребешо-о-ок

Или:

Наши уточки с утра, кря-кря-кря

Наши гуси у пруда-а-а

Га – га- га! Га – га- га!

Наши курочки в окно-о-о

Ко-ко-ко, ко-ко-ко…

Через потешки мы можем познакомить детей с некоторыми музыкальными инструментами:

Ой-ду-ду-ду-ду-ду-ду! (дудочка)

Тили- бом! Тили- бом! (колокольчик)

Ай люли-люли-люли! (свирель)

Они знакомят с животными, их детенышами, учат детей звукоподражать им:

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки-

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко…

Рано – рано поутру

Пастушок ту-ру-ру-ру

А коровка в лад ему

Затянула му-му-му…

Укладывая ребенка спать, мать нашептывала ему, напевала свои сердечные пожелания, заветы, отдавала через эти песни тепло своего материнского сердца, свою любовь. Очень много колыбельных песен связано с образом кота. Кот в избе считался символом спокойствия, благополучия, добра. И поэтому в своих песнях мать звала кота ночевать:

Уж ты, котенька – коток,

Котя – серенький лобок

Народное творчество тесно связано с игрой. Ребенок неотделим от игры. Игра – это его жизнь. Через игру он познает мир. Очень увлекают детей хороводные игры «Заинька, попляши…», «Каравай» - без которого у нас не обходится ни один праздник, ни один день рождения.

Издавна водили на Руси хороводы. Гармоника заиграет, глаза засияют, щеки запылают – и в круг! Давайте и мы с вами заведем хоровод.

Хоровод с родителями «Во поле береза стояла…».

Звучит музыка «Во поле береза стояла…»

Сегодня Вам понадобятся и ум, и смекалка, и артистизм, и творческие навыки…а самое главное – Ваше желание и Ваша активность!

А подвижные игры с причитаниями: «У медведя во бору цветы, ягоды я рву…», «Гуси – гуси, га-га-га…», «Зайка серенький сидит…». Уважаемые родители, вспомните, пожалуйста, игры, в которые вы играли в детстве… (родители вспоминают).

5. Сказки – педагогическая ценность их чрезвычайно велика. Сказки пронизаны чувством горячей любви к своей Родине, верой в справедливость, добро. Самый распространенный вид сказок, который рано становится известным детям – сказки о животных.

Первые сказки, с которыми мы знакомим детей «Репка», «Курочка - ряба», «Колобок», «Теремок». Казалось бы, что они привлекают ребенка только своей доступностью, простотой, которые содействуют запоминанию и пониманию. Но ведь они тоже богаты смысловым содержанием. Веселый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость – вот он и попался лисе.

В сказке о теремке рассказывается о совместной дружной жизни зверюшек, а медведь пришел – не стало теремка. В «Репке» показано как малый труд – «мышка прибежала» - лишним не бывает. В сказках о животных много действий, много движений, энергии того, что присуще и ребенку.

А для того, чтобы ребенок понял содержание сказки, ее смысл нужно правильно донести до ребенка. Здесь важна интонация речи. Ваш ребенок знает вас. Он улавливает малейшее изменение вашего голоса. И поэтому сказки, рассказанные вами, дойдут до самой глубины сердца вашего ребенка, как когда-то они доходили до нас от наших мам, бабушек. Вот почему нам так хотелось обратить внимание на устное народное творчество.

- А мы сейчас убедимся в мастерстве наших родителей.

Аппликация «Знаем ли мы сказки?».

Мы не только читаем, показываем различные виды театров по этим сказкам, но и сами пытаемся рассказывать их, не нарушая последовательности появления героев. Давайте сделаем нашим малышам – книжки – раскладушки по названным сказкам. 3 группам родителей предлагается выбрать вырезанные персонажи 3 сказок («Теремок», «Колобок», «Репка») и наклеить их на форму книжки – раскладушки в нужной последовательности.

Уважаемые родители! Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча не прошла для вас даром и вы осознали влияние фольклора на развитие речи детей раннего возраста. Детский фольклор помогает нам установить контакт с детьми, создать благоприятные условия для их воспитания и развития. Детский фольклор близок и понятен нашим детям. Приобщая к нему малышей, мы учим их играть, общаться друг с другом, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, набираться уму-разуму. Используйте фольклор в общении с ребенком, и вы посеете в его душу зерна добра и любви!

А чтобы Вы, уважаемые родители, запомнили нашу сегодняшнюю встречу…мы дарим Вам памятку «Потешки для Вашего малыша», где подобраны потешки, которые Вы можете использовать в разных жизненных ситуациях.

Ну а теперь….

Угощайтесь на здоровье!

«С чая лихо не бывает!» -

Так в народе говорят.

Чай – здоровье, всякий знает,

Пей хоть пять часов подряд.

Чаепитие с родителями у самовара.

Публикации по теме:

Итоговое родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослее» в младшей группеИтоговое родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослее» в младшей группе Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады видеть всех вас на последнем в этом учебном году родительском собрании! В течение года почти.

Итоговое родительское собрание во второй младшей группе «Чему мы научились за год»Итоговое родительское собрание во второй младшей группе «Чему мы научились за год» Цель:Подведение итогов образовательной деятельности. (По результатам мониторинга) Задачи:Познакомить родителей с достижениями и успехами.

Итоговое родительское собрание во второй младшей группе «Чему мы научились за год»Итоговое родительское собрание во второй младшей группе «Чему мы научились за год» Цель: - подведение итогов образовательной деятельности. Задачи: - познакомить родителей с достижениями и успехами их детей; - подвести.

Первое родительское собрание во второй младшей группе Цель: взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в детском саду. Моделирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание в младшей группе «Фольклорные посиделки»
Опубликовано: 8 декабря 2024 в 15:34
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание в младшей группе «Фольклорные посиделки»» (включая файлы) размещена пользователем Лаптева Любовь Егоровна (УИ 1464673) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
11 января 2025 суббота
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД