Махруткина Оксана
Родительское собрание в логопедической группе детского сада «Добро пожаловать в логопедическую группу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить родителей с логопедом и воспитателями речевой группы; формировать у родителей мотивацию к решению задач коррекционного обучения; вызвать желание сотрудничать с логопедом и воспитателями.
Оборудование: Столы и стулья, расставленные полукругом, кастаньеты, счетные палочки, пуговицы, цветные кастаньеты, двусторонние карточки с картинками.
Ход собрания
Логопед: Добрый вечер, дорогие родители.
Уважаемые родители! Мы рады, что вы нашли время для сегодняшней нашей встречи. И мне бы очень хотелось, чтоб Вы - родители относились серьезно к коррекционно-образовательному процессу, для того чтобы максимально помочь своему ребенку в подготовке к школе.
Что мы, взрослые, можем сделать для детей, чтобы их жизнь в детском саду была радостной, насыщенной и интересной? На эти вопросы мы с вами сегодня и ответим.
Наша группа называется речевой или логопедической.
Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.
Термин “логопедия” образован от греческих слов “логос” (речь, слово, “пейдео” (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает “воспитание речи”. Специалист, занимающийся коррекцией речи (или “воспитанием речи”, называется логопедом. Это я.
Работа с детьми проводиться по следующим направлениям:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционных движений - движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие мелкой моторики рук, т. е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
Вся перечисленная работа проводится в группе в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.
Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. На данный момент времени длится I период обучения. Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей.
Сейчас немного расскажу о занятиях. Подгрупповые занятия делятся на:
- занятия по формированию лексико-грамматического строя;
- занятия по формированию связной речи;
- занятия по подготовке к обучению грамоте.
Занятия по формированию лексико-грамматического строя речи строятся по темам. На каждую неделю учебного года есть своя тема, например – одежда, обувь, осень, животные. Всю неделю дети с воспитателями расширяют представления по теме, а с логопедом на материале этой темы расширяют словарь, выполняют грамматические упражнения.
Для закрепления материала дома вам будут даваться тетради. Здесь также вся тетрадь построена по тематическому принципу. Как работать с тетрадями остановимся дальше.
На занятиях по развитию связной речи мы будем учиться составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетным картинкам, рассказы по серии сюжетных картин, будем учиться составлять пересказы. Наши дети сейчас не умеют рассказывать, не умеют пересказывать. Мы будем учиться.
На занятиях по подготовке к обучению грамоте мы будем знакомиться со звуками и буквами, звуко-буквеным анализом слов, анализом предложений.
Для закрепления материала мы будем заниматься по тетрадям.
На индивидуальных занятиях работа ведется в основном по исправлению неправильного звукопроизношения. Она включает в себя формирование правильного речевого дыхания, артикуляционную гимнастику, постановку звуков и автоматизацию поставленных звуков в речи. Для этого нам будет нужно завести общие тетради и папки с кнопками. В них будут записываться упражнения артикуляционной гимнастики для нарушенных звуков и упражнения по автоматизации поставленных звуков.
Для правильного произношения звуков нашего языка необходимо правильное речевое дыхание. Для его формирования используются разные упражнения, например можно сдуть кусочек ваты с ладошки.
Артикуляционная гимнастика – это упражнения, направленные на развитие мышц артикуляционного аппарата, то есть языка, губ, щек.
Автоматизация поставленных звуков происходит в слогах, словах, фразах и предложениях.
Все зависит от вас, уважаемые родители, от вашего настроя. Ведь вся основная работа по автоматизации звуков и закреплению новых знаний ложится на вас дома. Того что мы будем делать здесь недостаточно, необходимо будет много заниматься дома. Если вы заинтересованы в том, чтобы речь вашего ребенка значительно улучшилась, с ним необходимо заниматься ежедневно. Это не потребует много времени. По дороге из сада домой спросите своего малыша: чем он занимался в детском саду? Выслушивая его рассказ, обращайте внимание на правильное произношение исправленных звуков. Дома прочтите задание в логопедической тетради, позанимайтесь перед зеркалом артикуляционной гимнастикой, поработайте над речевым материалом хотя бы 10-15 минут. Не забывайте каждый понедельник приносить логопедические тетради с выполненным заданием в детский сад. Тетради содержите пожалуйста в чистоте, задания за ребенка не выполняйте. Все делайте вместе.
Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу?
Это:
- коррекция звукопроизношения;
- формирование грамотной, выразительной речи;
- развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
- усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;
- индивидуальный подход к ребенку;
- совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.
А теперь хотелось бы перейти от теории к практике.
Сегодня я хочу вас познакомить с двумя приемами, которые мы активно используем на занятиях. И которые сможете использовать в домашних условиях.
Прием «Учим буквы»
Так наши дети уже в старшей группе многие родители учат детей знать буквы. Какие способы, вы используете при заучивании букв? (ответы родителей).
Теперь предлагаю свои способы: возьмите на столе счетные палочки и подумайте, какие буквы можно из них выложить? Попробуйте выложить.
(выкладывают А, Б, Г)
Что еще есть у вас на стола? (пуговицы)
А какие, буквы можно выложить из пуговиц? (В, О, Р)
Все предыдущие буквы и буквы овалом или полуовалом.
Способом запоминания букв очень много -это выкладывание из камешков, пазлов, мозаики, фасоли, ядрышков сливы, макарон и т. д.
Прием «Звонкие кастаньеты»
Следующим и очень важным моментом является умение делить слова на слоги или части.
Посмотрите на столы и скажите, что на них лежит? (перечисляют)
Как вы думаете, для чего это нужно? (отвечают)
У вас перед каждым лежат карточки и кастаньеты. Возьмите в ведущую руку по кастаньете и простучите, узнайте, сколько слогов в слове (отрабатывают?
Хорошо справились с заданием. Переходим к следующему заданию.
У вас на столах лежат цветные палочки, будем выкладывать количество слогов с помощью палочек. Например: Коф-та сколько палочек выложим? (2)
Переверните карточки, и узнайте, сколько слогов в ваших словах? (выкладывают)
Вместо таких палочек можно использовать: вермишель, счетные палочки, спички и т. д.
Таким образом, мы используем игровые приемы и получаем положительный результат.
В конце хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.
Желаю вам и вашим детям успехов в предстоящей работе по овладению родным языком. Будем рады видеть Вас в нашей группе!