Марина Горева
Родительское собрание в логопедической группе детского сада «Давайте познакомимся»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Деятельность педагога-психолога по психологическому сопровождению в группах компенсирующей направленности с детьми ОВЗ.
Цель: Познакомить родителей друг с другом, психологом и воспитателями речевой группы; формировать у родителей мотивацию к решению задач коррекционного обучения; вызвать желание сотрудничать с психологом и воспитателями.
Оборудование: Столы и стулья, расставленные полукругом, бумага, ручки, цветные карандаши.
Публикация «Родительское собрание в логопедической группе детского сада „Давайте познакомимся“» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Ход собрания:
Добрый вечер, дорогие родители! Вы, возможно, еще не все знакомы между собой. Я вам предлагаю познакомиться. Сейчас каждый по очереди назовет свое имя и отчество, имя ребенка. Например: “Я, Мария Ивановна, мама Пети”.
Мы познакомились. Теперь, уважаемые родители, предлагаю вам выполнить небольшое задание: обведите карандашом контур своей руки, на каждом пальце по одной букве напишите имя своего ребенка, а затем расшифруйте буквы, отметив качества его характера. В центре ладони нарисуйте символ - кем для вас является ребенок в семье (солнышко, цветочек, зайчик, колокольчик).
После, придя домой, поговорите с ребенком, покажите свое творчество и расскажите о своих чувствах к нему. Им это необходимо! А сейчас все вместе расскажем о чувствах, испытываемых к своим детям. (Ответы родителей по заданию).
Дети – это самое дорогое, что есть у нас жизни. Это наши зайчики, солнышки, цветочки. У вас такое сокровище – одно единственное. И вы свое солнышко доверяете нам. И получается, что у нас самых лучших, самых любимых и единственных – 10. У нас с вами одна цель – сделать жизнь ваших детей интересней и насыщенней и помочь развить все необходимые для ребенка качества к школе. Уважаемые родители наших воспитанников! Мы очень рады видеть вас на родительском собрании нашей группы, потому что понимаем: эту нашу общую цель без союза с вами, без вашей поддержки и помощи не достичь. Наша группа называется речевой или логопедической.
Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.
Термин “логопедия” образован от греческих слов “логос” (речь, слово, “пейдео” (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает “воспитание речи”. Специалист, занимающийся коррекцией речи (или “воспитанием речи”, называется логопедом. В нашей группе, помимо воспитателей с детьми занимается логопед.
Какие дети попадают в логопедическую группу? Это дети, у которых есть проблемы с развитием речи. По результатам психолого-медико-педагогической комиссии у наших воспитанников стоит заключение ОНР. ОНР – это речевое расстройство, при котором у детей нарушается формирование разных компонентов речи: звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь. Поэтому, вся работа педагогов нашей группы отличается от работы в массовых группах детского сада тем, что она направлена на преодоление этих расстройств.
Уважаемые родители! Наверное, некоторые из вас задавали себе вопрос, «Почему в логопедических группах, кроме учителя – логопеда, с детьми занимается педагог-психолог? Ответ на этот вопрос заключается в следующем.
Многочисленные исследования доказали, что речь тесносвязана со всеми психическими процессами: ощущением, восприятием, памятью, вниманием (психическое состояние, мышлением. И если имеются проблемы в речевом развитии, то наблюдается и интеллектуальное отставание.
Для деток с речевыми проблемами характерны такие психологические особенности:
• Неустойчивость внимания. Малыши с трудом включаются, переключаются и распределяют внимание. Они запоминают меньший объем информации, быстрее забывают – особенно материал, который получили со слов.
• Некоторым детям трудно обобщать и анализировать
• Детям трудно сосредоточиться, недостаточно развит самоконтроль, т. е. трудно соблюдать нормы поведения.
Некоторые дети не желают заниматься познавательной деятельностью, недостаточная внимательность и наблюдательность.
• Дети быстро утомляемость и у них плохая работоспособность.
• Дети испытывают трудности в зрительно-пространственном восприятии. Легче выполнять задачи, поставленные в виде картинок, а не на словах, дети труднее овладевают понятиями (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу, из, под, над.)
• У большинства детей присутствует неспособность мотивировать себя к обучению.
• У некоторых детей часто встречаются двигательные расстройства: неловкость, неуклюжесть, склонность к хаотичным или импульсивным движения.
• Наблюдаются такие личностные черты, как замкнутость и нежелание налаживать контакты с ровесниками, агрессивность и раздражительность, неуверенность в себе и обидчивость, негативизм.
«Стимулирование речи» в детском саду осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу подключаются все специалисты. Вокруг детей совместными действиями учителя-логопеда, воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре создается единое коррекционное пространство и речевая среда.
Поэтому, цель деятельности педагога-психолога: Развитие всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности детей, оказание содействия в их полноценном личностном развитии детей.
Психолого- педагогическое сопровождение детей осуществляется в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность учреждения, заключением Территориальной ПМПК и на основании Положения о группе компенсирующего вида для детей с ТНР.
Индивидуальные и групповые занятия проводятся на основе адаптированной программы психолого-педагогических занятий «Цветик-семицветик» под редакцией Н. Ю. Куражевой. Преимущества этой программы заключается в том, что это программа личностно-ориентированная, т. е построение занятий и подбор материала осуществляется исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Каждое развивающее упражнение, направленное на развитие какого-либо познавательного процесса, одновременно влияет и на другие.
Это игры и упражнения на развитие:
• внимания,
• памяти,
• речи,
• мышления,
• мелкой моторики,
• навыков самоконтроля.
В начале учебного года с каждым ребенком будет проведена диагностика его психического развития: познавательного, эмоционального, особенностей поведения. По результатам диагностического обследования будет строится развивающий маршрут и план работы.
Занятия с детьми проводятся 1-2 раза в неделю. Занятия проводятся с подгруппой детей и индивидуально. Длительность занятия в подготовительной группе не более 30минут.
Я хочу отметить, что периодичность проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий в группе компенсирующего вида для детей с ТНР определяется тяжестью речевых нарушений и индивидуальными особенностями каждого ребенка.
Как же осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей по адаптированной программе
Занятия в группе проводятся в первой половине дня.
Каждое занятие как подгрупповое, так и индивидуальное ежедневно фиксируется в журнале работ.
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, которая существенно меняет мотивы поведения, открывает новые возможности для развития познавательной деятельности, а значит и для формирования психических процессов. Исходя из этого и формы работы с детьми, которые я использую на занятиях в основном игровые.
Учитывая повышенную утомляемость наших детей, на занятиях применяются упражнения на снятия психоэмоционального и физического напряжения: это использование возможности музыки, физминутки посередине занятия, дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию и на снижение напряжения в различных частях тела (например, мышц лица, рук и т. д.). Такие упражнения способствуют не только снятию возбуждения или напряжения, но и помогают сконцентрировать внимание ребенка.
Для снятия эмоционального напряжения детей в занятия включаются элементы релаксации. В детском саду есть «сухой» бассейн, песочница, мягкий конструктор и многое другое.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, воздействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Вот именно формированию эмоциональной сферы уделяется больше времени в подготовительной группе.
«Ум на кончиках пальцев» - К. Ушинский. Для совершенствования мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации (ЗМК, которые способствуют развитию речи, внимания, пространственных представлений, овладения сенсорными эталонами, развития памяти и мышления в занятиявключаются: пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры с предметами, тактильные мешочки. Очень детям нравятся развивающие игры В. В. Воскобовича., «Прозрачный квадрат». «Чудо-крестики», «Разноцветный квадрат», «Миниларчик».
Коррекция коммуникативной сферы заключается в принятии себя, формировании адекватной самооценки, уменьшении агрессии в межличностных отношениях; улучшении коммуникативных качеств личности: появления активности и самостоятельности; приобретении навыков конструктивного поведения.
Развитие коммуникативной функции речи происходит в подгруппе. Применяются следующие приемы: этюды, психогимнастические упражнения, упражнений на вербальную и невербальную коммуникацию. Это упражнения, где детям необходимо вступить друг с другом в контакт, договорится, понять друг друга, используя речь или только мимику и пантомимику.
Ожидаемый результат:
Достижение воспитанниками, имеющими речевые нарушения, уровня речевого развития соответствующего возрастной норме.