Ирина Трунова
Родительское собрание в группе старшего дошкольного возраста «Уроки общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Уроки общения».
1. Воспитание в семье – вопрос к родителям : Как можно объяснить понятие «Культурная семья?»
2. Речевой этикет – вопрос к родителям : «В каких случаях ребёнок должен говорить «Вы», а в каких «Ты»?
3. С какой меркой следует подходить к выбору друзей ваших детей? Вопрос к родителям : Кто может поделиться опытом воспитания культуры речевого поведения детей в семье?
Публикация «Родительское собрание в группе старшего дошкольного возраста „Уроки общения“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Цель: углубить знания родителей по вопросам нравственного воспитания. Познакомить с взглядом на воспитание в семье, кандидата педагогических наук Л. Кайлан, известного американского детского психолога К. Дж. Джайнотта, врача – психолога В. Леви, отечественных педагогов А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Дать родителям возможность поделиться опытом семейного воспитания и подвести их к началу собственного педагогического опыта.
Воспитатель: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети, - говорит украинская народная мудрость – старость неотвратима, смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей можно уберечься, как и от беды. Процесс воспитания сложен и полон риска. Думаю, что большинство родителей испытывают серьёзные затруднения в нём.
Мы хотим дать некоторую информацию, которая поможет определить, как правильно строить взаимоотношения родителей и детей, найти решения сложных семейных проблем.
Разминка:
Игра: «Угадайте о каких нравственных понятиях идёт речь в высказываниях знаменитых людей».
«Зависть никогда не знает праздника» - Бэкон, английский философ.
«Больше всего на свете человека унижает ложь» - порок грубый, порок низкий, порок презрения, порок рабов, шпионов, подлетов» - Сеттембрини, итальянский писатель.
«Самое лучшее украшение – чистая совесть» - Цицерон, римский государственный деятель, оратор, писатель.
«Трудиться больше всех, но меньше всех говорить о себе» - Саллюстит, римский историк.
«Дай, свободно высказаться, если хочешь услышать правду» - Публий Сир, римский поэт.
Воспитатель: все родители хотят, чтобы их дети в семье жили счастливо и мирно, никто не стремиться держать ребёнка в страхе, воспитывать его забитым, безответным, упрямым. Однако бывает, что дети с возрастом приобретают эти и другие нежелательные черты характера, но не имеют, ни веры в силы, ни уважения к себе и окружающим. Мы хотим, чтобы наши дети были вежливыми, а они грубят. Мы хотим, чтобы они были аккуратными, а они вечно перепачканы. Мы хотим, чтобы они верили в себя, а они нервозны и беспокойны.
Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваются повседневно и иногда не придаём им должного значения. Хотя, по сути, эти мелочи мешают нам быть более счастливыми и правильно воспитывать наших детей.
Воспитание в семье!
Воспитатель:любить детей мало, надо знать их, а этому надо учиться. Многих родителей, как гром среди ясного неба, поражает поведение их детей в подростковом возрасте. Был вроде нормальный ребёнок и вдруг курит, грубит, хлопает дверью…
В. Сухомлинский, писал, что такие родители похожи на садовника, который, не зная, что за семя бросил в землю, через несколько лет пришёл посмотреть и очень удивился, что вместо розы вырос чертополох. «И ещё смешнее, - добавляет В. Сухомлинский, - было бы видеть манипуляции садовника. Если бы он начал подкрашивать, расписывать цветок чертополоха, пытаясь сделать из него цветок розы».
Нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы детства, что заложили в его душу от 10 – 11 лет.
Для успешного воспитания важны не только любовь к ребёнку, но и общий микроклимат семьи. От него зависит и прочность семьи, и душевные качества ребёнка, и даже наше долголетие.
Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же нужно ждать и от своих детей
В древней притче, говорится: «Сын схватил старенького сына и потащил его на съеденье крокодилам. Его сын побежал за ним. «Зачем?» - спросил отец. «Чтобы узнать дорогу, по которой придётся тебя тащить…» В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях. И дело даже не в вежливости, ибо она, по сути, проявление культуры. Речь идёт о нехватке культуры внутренней, нагляднее всего её уровень виден на детях.
Глядя на четырехлетнего ребёнка, можно ясно представить, какие у него родители, как и о чём они разговаривают друг с другом, какой микроклимат в семье, незря слово «культурный» имеет синоним «воспитанный».
Вопрос к родителям : «Как можно объяснить понятие – культурная семья?»
Воспитатель: в культурной семье ни кто, никогда ни на кого не накричит, даже не повышает голоса, ибо каждый в другом видят личность. Крик – признак нервозности, некультурности человека, и особенно сильно он действует на детей. Ребёнок считает, что его не любят, не считают за человека. Главное, тот кто кричит, опускается в его глазах. Культура ребёнка рождается в семье, её не смогут привить ни в детском саду, ни в школе, если дома царит грубость.
Рассмотрим следующую ситуацию: семья садиться ужинать, на столе красивая посуда, все друг другу улыбаются, хвалят еду, а выйдя из – за стола, благодарят хозяйку. Есть и другой вариант: «Ты опять жрёшь, как свинья» - кричат на шестилетнего ребёнка, полагая, что такими словами можно приобщить его к культуре. Некультурная семья отличается тем, что в ней никто никого не уважает, каждый думает только о себе, а при самом незначительном конфликте расцветает хамство. Иному отцу или матери ничего не стоит вырвать книгу у читающей дочери или дать подзатыльник сыну. Чаще всего сами себя они ни в чём не обвиняют, а задача более культурного члена семьи – беспрерывно пресекать хамство, не прощая ни одной грубости. Воспитывать человека со светлым ясным взглядом на мир – задача непростая. Вот почему добро и красоту ребёнок должен видеть вокруг себя постоянно.
Игровая сценка: «Все мы немножко бабушки» (из книги В. Леви «Искусство быть другим», за обеденным столом пятилетний Антон, папа, бабушка. Антон плохо ест, играет с вилкой. Бабушка сердится, требует чтобы Антон ел как следует. Папа слушает и ест. Сын спрашивает: «Папа, а почему бабушка такая скучная и ворчливая?» Далее следуют варианты ответов:
1. Мягко, вкрадчиво, отрешённо – видишь ли, сынок, исходя из принципа относительности, а также имея ввиду проблему психофизического параллелизма, все бабушки немножко ворчат м немножко скучные, а так же все мы немножко бабушки – немножко скучные и немножко ворчливые. Вот я сейчас на тебя поворчу немножко за то, что ты задал мне такой скучный вопросик. Когда мне было пять лет и у меня была бабушка, я никогда не задавал своему папе таких ворчливых вопросов, потому что у папы был большой ремешок, очень скучный…
2. Папа в роли «Доктора» - понимаешь, Антоша – слегка заговорщицки, человек становится скучным оттого, что с ним не играют. И ворчливым делается от того, что скучно и не играют с ним, ты согласен? Ты ведь тоже скучный и ворчливый, когда с тобой не играют, так? (Угу). Ну, вот, а если будешь с бабушкой играть побольше, и притом иногда слушаться, увидишь, она станет весёлый, правда, Анна Петровна? (Бабушка растерянно кивает). А вилку (ещё более заговорщицки, я бы на твоём месте из носа вынул - и навсегда, понимаешь? На всю жизнь.
Родители говорят, какой вариант наиболее подходит для ответа сыну или дочери, что бы они ответила на месте папы?
Речевой этикет!
Воспитатель: ребёнок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому, так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета.
Вот что писал, выдающийся педагог А. С. Макаренко о роли промера взрослых, окружающих ребё нка: «Ваше собственное поведение, решающая вещь. Не думайте. Что вы воспитываете ребёнка, только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и врагами, как вы смеётесь, читаете газеты – всё это имеет огромное значение для ребёнка». Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова. Понаблюдайте, как разговаривают дошкольники между собой во дворе, в детском саду, на игровой площадке. Вы без труда заметите тех, кто не говорит, а кричит, безусловно подражая кому – то из взрослых к его окружении. А часто ли вы обращаетесь к своему ребёнку не в форме приказания, просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете своё родительское одобрение по поводу проваленной вежливости. Среди детей (не только дошкольного возраста) распространенно употребление имё н собственных в пренебрежительной форме: Колька, Анька, Ленка. Этим они не обязательно выражают соответствующие данной языковой форме отношения. Но тому, кого так называют, это может быть (и справедливо) неприятно и даже обидно. А ведь мы зачастую сами подаём пример такого обращения. Нередко родители любовно называют своё чадо не иначе, как Колька, Ленка. Ребёнок конечно же не обижается, так как уверен в их любви. Но этим притупляется свойственное дошкольникам обостренное чувство языка. Да и пример для подражания ребёнок получает не из лучших. Выражения «Доброе утро» и «Спокойной ночи» являются неотъемлемыми составными речевого этикета ребёнка, как и слова «Здравствуйте», «До свидания», произносимые приветливо, с улыбкой. Ведь мимика и интонация имеют порой не меньший смысл, чем само содержание, высказывание. Так, се6рдито произнесённое приветствие, может быть воспринято, как выражение неприязни. Неплохо научить ребёнка «Здороваться» при посещении общественных мест. А поступаете ли вы так сами? Слова – приветствия настраивают обе стороны на дружелюбный лад. Такие слова, как: «Здорово», «Чао», «Здрасте», «Будь», которые так распространенны теперь среди подростков, молодых людей, могут проникнуть и в лексикон дошкольников. У3чить ребёнка подобным словам, вы, конечно, не станете, но уж, коль скоро он их перенял, объясните, что эти выражения применимы только в отношениях со сверстниками, но не с взрослыми. Приучите, ребёнка, когда ему понадобиться вещь, принадлежащая другому члену семьи, товарищу, спрашивать разрешение, например: «Мама, разреши взять твою косынку?», «Таня, можно взять твой карандаш?» Спрашивая разрешение, ребёнок тем самым выражает уважение к правам другого человека, а вежливая форма почти гарантирует успех. «Волшебное слово» - это меткое выражение, хорошо известно нашим детям. Но все им пользуются? Напоминайте вашему ребёнку, чтобы он не забывал о «волшебном слове», слове «пожалуйста», обращаясь с той или иной просьбой к взрослым или сверстникам, но есть ещё и слово «спасибо», которое ребёнок может усвоить уже к двум годам.
Вопрос к родителям : «В каких случаях ребёнок должен говорить взрослым «вы» и «ты»?
Воспитатель обобщает высказывания родителей.