Раднаева Ольга
Родительское собрание «Толерантность»
Родительское собрание «Как воспитать толерантного человека»
Актуальность:
Актуальность проблемы воспитания нового поколения обусловлена изменениями, которые настораживают наше общество. Это повышение агрессивности, недоброжелательности, нетерпимости, озлобленности, конфликтов. Поэтому формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия, терпимости является насущной необходимостью.
Публикация «Родительское собрание „Толерантность“» размещена в разделах
Дети до 7 лет - сензитивный период для воспитания нравственности и формирования толерантного поведения.
Работа в данном направлении будет более успешной, если:
- обеспечить организацию разнообразной совместной деятельности;
- создать условия для благоприятного психологического микроклимата;
- привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Только система работы позволит детям:
- успешно овладеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- усвоить элементарные моральные нормы и правила поведения;
- развить способность управлять своим поведением;
- сформировать доброжелательное отношение к окружающим.
Цель:
Познакомить родителей подготовительной группы с понятиями толерантность, воспитание толерантности, толерантный подход к игровой деятельности ребенка, разрешение конфликта с позиции толерантного подхода.
Задачи:
Образовательная
Рассказать и научить родителей быть толерантными в отношениях : с детьми и с окружающими.
Развивающая
Развить интерес к вопросам толерантного подхода к процессу воспитания.
Воспитательная
Научить применять полученные знания в процессе воспитания детей, во взаимоотношениях.
Ход собрания.
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас. Спасибо, что Вы пришли на эту встречу. Вопрос, который станет предметом нашего обсуждения – это «Как воспитать толерантного человека?». И на сегодняшнем собрании предлагаю обсудить эту нравственную тему.
Вопрос:
-Как вы думаете и что, по - вашему мнению, означает слово толерантность? (О тветы родителей.)
Толерантность – понятие достаточно новое.
Слово «толерантность» происходит от латинского глагола - переносить, выдерживать. В русском языке «толерантность» - способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
Толерантность :
- уважение друг к другу;
- любовь, прощение;
- понимание непохожего на вас человека;
- дружба, взаимопонимание между разными людьми.
- терпение друг к другу;
- принятие и понимание представителей иных культур;
- умение общаться между людьми;
- гуманное отношение к окружающим, терпение к недостаткам других, а также признание индивидуальности каждого человека;
- когда все люди живут в мире и согласии с самим собой и другими.
А сейчас, я предлагаю немного поиграть.
Игры на воспитание толерантности.
«Чем мы похожи»
Все сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Марина, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
"Комплименты"
Ведущий кидает одному человеку мяч и говорит ему комплимент. Потом этот человек кидает мяч другому и тоже говорит комплимент. Комплименты должны услышать все члены группы.
А сейчас я приглашаю вас разбиться на равные 6 подгрупп (количество подгрупп и в них участников может быть разным) и присесть за столы. Каждой подгруппе выдается карточка, на которой написана проблемная ситуация. Необходимо, если это возможно, прийти к какому-то единому решению.
Примеры проблемных ситуаций:
Если вы стали свидетелем наказания Вашего ребёнка воспитателем группы, то, как Вы себя поведёте в данной ситуации?
Кому принадлежат приоритеты в правовом воспитании ребё нка: семье или детскому саду?
Ваш ребенок пытается отобрать у другого ребенка игрушку. Другой ребенок отчаянно сопротивляется. Что вы будете делать?
Ваш малыш весь день никого не слушает. Когда вы попытались с ним поговорить, он демонстративно отвернулся и продолжил заниматься своим делом. Ваши действия?
В магазине ваш ребёнок увидел игрушку, и она срочно понадобилась. Вы не стали покупать игрушку. Ребёнокв магазине устроил истерику. Ваши действия?
Психологи считают, что ребенок проявляет свою агрессивность чаще там, где агрессию взрослых он видел постоянно, и где она стала нормой его жизни. Самое главное – это пример семьи, семейный микроклимат. Если родители делят между собой трудности и радости, то ребенок подражает таким формам взаимоотношений, прежде всего к близким, а потом и ко всем остальным. Одобрение, похвала помогают ребенку убедиться в правильности своих действий, вызывает желание повторить их.
Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов и определить тип воспитания в вашей семье.
Тест: «Пытаетесь ли вы понять своего ребенка?»
Вы оценили наедине с собой свою собственную толерантность и, возможно, теперь измените отношение к своему ребенку. Если мы не заполним его душу чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным. Ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь.
А сейчас предлагаю вам решить педагогические ситуации с позиции толерантности.
Решение педагогических ситуаций:
Ситуация №1
“Конфликт опасен, если он неразрешим”
Мама:
- Вася, играй тише. Почему у тебя опять беспорядок (и тут же добавляет, а вчера ты сломал машину и испачкал фломастером стол! Иди в угол!
Мама в истерике, объяснения ребенка не принимаются.
Вопрос родителям :
- Как разрешить проблему? Не слишком ли много претензий сразу в один момент.
Ответ родителей.
Разрешение конфликта с позиции толерантности :
Мама:
- Вася, не шуми пожалуйста, ведь уже поздно и все твои игрушки устали и хотят спать. Положи каждую на свое место и пожелай им спокойной ночи. А мы с тобой возьмем карандаши, альбом и нарисуем волшебные сны для твоих игрушек.
Итог: Ваш малыш с интересом выполнит просьбу мамы. Мама довольна. Конфликт исчез, не успев появиться.
Вывод:
Когда на человека, в данном случае на ребенка “сваливается” сразу несколько обвинений ему трудно их усвоить и принять к сведению. Мама и сын не могут разобрать подробно каждый предмет конфликта, создается “затор из проблем”, ссора неизбежно затягивается и в нем не видно конца.
Причина конфликта это- поведение мамы в конфликте. Необходимо: уточнить причину конфликта и не расширять число предметов, следует отнести “сокращение числа претензий в один раз”. Ни в коем случае не кричать и не унижать достоинства ребенка. Помните! Что ребенок тоже личность, хотя и маленькая. И он требует к себе уважения и понимания.
Ситуация № 2.
“Оставь проблему за дверью, стань образцом подражания и восхищения для своего ребенка”
Миша (с радостью) :
- Папа, идем кататься на каток. Смотри, Сережа со своим папой уже там. Ты же мне вчера обещал.
Папа (проблемы на работе) :
- Отстань! Ну и что, что обещал. Мне сейчас не до тебя.
Паша (настаивает) :
- Ну, пожалуйста.
Папа (отталкивает Мишу) :
- Какой же ты бестолковый, займись своим делом!
Вопрос: Какую ошибку допустил папа? Как нужно поступить?
Ответы родителей.
Объяснение с позиции толерантности :
Мише не так важно пойти на каток, он мог бы пойти один, но для него очень важно, что бы с ним пошел папа, потому что дети, а особенно мальчики стремятся во всем подражать и быть похожими на своих отцов, гордиться и восхищаться ими.
Совет папе: оставить проблему за дверью, пойти на каток с сыном, что поможет отвлечься от проблемы на некоторое время. Тем самым вы не усугубите ситуацию и не создадите еще один конфликт.
Воспитатель.
Хотелось бы, чтобы в вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Послушайте, пожалуйста, китайскую притчу «Ладная семья»
«Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь,
прощение,
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел
владыка и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
А сейчас я предлагаю собрать цветок толерантности. Для этого нужно подобрать слова - синонимы к слову толерантность. (родители пишут на лепестках слова и собирают цветок)
Наша встреча близится к концу. Мы вместе должны помочь нашим детям овладеть навыками общения. Однако вряд ли можно говорить о том, что у наших детей в результате наших совместных усилий толерантная позиция сформируется быстро. Процесс этот не завершается никогда. И это позволяет нам надеется на успех.
Именно мы должны научить наших детей быть терпеливыми, уметь любить и прощать.
Спасибо за внимание и в заключении мне бы хотелось закончить словами Фредерика Саломона Перлза
Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!
А если нет – ну что ж, печально
Раздача памяток
Решение собрания :
1. Обсудить в семейном кругу, вместе с детьми, проблему толерантного поведения.
2. Пресекать некорректное поведение детей по отношению к окружающим, разъяснять детям недопустимость подобного поведения.