ПЕРМЯКОВА АЛЕВТИНА
Родительское собрание «Территория игры — пространство жизни и взаимодействия семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребностям ребёнка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взрослым.
Подготовительный этап.
1. Написать приглашение для родителей.
2. Подготовить конспект.
3. Подготовить игры : д/и «Найди спрятанную игрушку», контейнер с крупой, распечатка «найди тень игрушки», мелкие игрушки с деревянных вставлялок, д/и «Запоминайка», кубики для с/р игры «Строительство», листы бумаги и ручки на каждого.
Публикация «Родительское собрание „Территория игры — пространство жизни и взаимодействия семьи“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
4. Организовать зоны для показа игр.
Воспитатель. Здравствуйте, Уважаемые родители. Сегодня мы поговорим об играх ваших детей дома. Тема собрания «Игра –пространство жизни и взаимодействия семьи».
Данная тема эта выбрана не случайно, ведь каждый из вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества.
Основная часть.
Воспитатель. Игра – специфический, чисто детский мир жизни ребёнка. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьёзной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша – это машина времени: она даёт ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет.
Великий педагог А. С. Макаренко говорил: «Каков ребёнок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет».
Игра для ребёнка – способ познания окружающего мира. Ключевые понятия игровой деятельности, это:
Интерес Удовольствие Развитие
Ни к какой деятельности, ребёнок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходят легко, с удовольствием. Если вы хотите развивать необходимые способности малыша, научить его думать, понимать речь взрослых, действовать с предметами, играйте с ним как можно чаще.
Воспитатель. Уважаемые родители, давайте попробуем выполнить следующее задание: напишите на листе бумаге возможности игры. Как Вы думаете, чему они могут научить ребёнка? Какие процессы развивает?
(Родители работают в группах, результат озвучивается).
Возможности игры огромны :
1. Развивают познавательные процессы личности - внимание, память, восприятие, мышление, воображение.
2. Тренирует наблюдательность и ум.
3. Развивают творческие способности детей.
4. Формируют эмоционально-чувственную сферу личности дошкольника;
5. Способствуют познанию ребёнком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию.
6. Учат самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем волевым качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач.
Воспитатель. Игра – многогранное понятие, поэтому существует большое разнообразие игр.
Из всего этого многообразия я приведу лишь одну классификацию.
• Игры с правилами, это дидактические игры.
• Ролевые игры.
• Творческие игры.
Поговорим о некоторых играх и узнаем, чему они могут научить. Ведь каждая игра предполагает какой-то результат, обучение чему-то, развитие чего-то, поэтому рекомендую Вам следующее:
Используйте в играх с детьми фольклор: потешки, прибаутки, считалки, скороговорки, загадки, пословицы, сказки. Это сокровищница русской народной речи и мудрости.
Не забывайте о подвижных и спортивных играх. Игры этого типа, не только занимательны для малышей, но и чрезвычайно полезны. Они учат управлять своими движениями, принимать игровое правило и подчиняться ему, вводят ребёнка в воображаемую ситуацию и тем самым развивают его воображение, внимание, мышление.
Значительную часть времени мамы проводят на кухне. Постарайтесь использовать это время для общения с ребёнком. Например параллельно готовя, предложите поиграть в игры «Большой – маленький», «Какого цвета», «Придумай слово», «Переложи»; сочинить с вами сказку, проговаривание скороговорок и т. д
Прививайте детям любовь к игровым развлечениям – кроссвордам, головоломкам, шарадам. Они расширяют кругозор, развивают находчивость, смекалку, тренируют ум.
Обогащайте совместные прогулки на природе или прогулки с игровыми познавательными моментами. Изучайте окружающий мир вместе с детьми. Совместно разгадывайте тайны, придумывайте загадки, учить детей быть наблюдательными.
Вместе с детьми изучайте историю семьи, своей фамилии. Превратите это в увлекательную игру создания своей родословной.
Таким образом игра многогранна и может закрыть все потребности ребенка, что касается его развития.
Далее передаю слово нашему педагогу-психологу, Пермяковой Алевтине Николаевне.
Педагог-психолог. Здравствуйте, уважаемые родители, продолжим знакомиться с игрой. И поговорим еще о психологической основе игры. Психологической основой игры является господство чувства в душе ребёнка, свобода их выражения, искренний смех, слёзы, восторг, то есть естественная эмоциональная сущность ребёнка, которая ищет выражение, как в физической, так и в психической сферах. Если ребёнку предложить представить, что он тонкая берёзка, которая подставляет под лучи солнца свои тонкие веточки и покачивается от лёгкого ветерка, то он сделает плавные наклоны плавнее и выразительнее, чем по показу, так как соответствующее заданию образы и эмоции позволят ребёнку выполнять движения более точно и правильно. При этом у него формируются:
- умения различать собственные мышечные ощущения (плавность, темп, ритм, амплитуда движений, появляется моторная ловкость).
Благодаря этому развиваются и психические функции:
- умение направлять внимание на собственные эмоциональные ощущения и эмоции окружающих;
- умение управлять своими ощущениями.
Участвуя в играх, дети очень непосредственно бурно переживают все события игры, ведь, сколько бы не повторялась игра, она каждый раз проходит по – новому и таит в себе множество неожиданностей. Уже одно предвкушение игры часто вызывает у детей положительные эмоции, приятное волнение, ожидание радости. Сюжет игры (особенно ролевой) способствует эмоциональному самовыражению ребёнка. Дети легко перевоплощаются в цаплю, волка, птичку паровоз и т. д. И превращаясь в героев сказки, они не удивляются тому, что паровоз разговаривает со светофором, а лягушка с цаплей. Дети относятся к игре с наивной серьёзностью и оберегают её. Фантазия и реальность сливаются воедино. Играя, ребёнок вживается в различные образы, знакомится с многообразием социальной действительности. Вступая в общение, он познаёт свой внутренний мир и отношения людей, секреты их взаимодействий и переживает радость и неудачи. Сначала он только подражает, затем приходит период осмысления, чтобы в дальнейшем уже самостоятельно определять собственные социально – психологические мотивы, установки. Ориентиры. У детей лучше, чем у взрослых развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поэтому важно не упустить это благодатное время для развития ребёнка эмпатии, сострадания, общительности, доброты.
Предлагаю вам поиграть со мной. Игра «Продолжите фразу».
Психолог произносит начало фразы и просит продолжить её родителям.
Когда мой ребёнок играет один, то…
Если ребёнок просит поиграть с ним, а я чем-то занята то …
Отлично, благодарю за участие.
Далее я предлагаю поиграть в те игры, которые могут играть ваши дети и расскажу, что они развивают.
Д/И «Найди спрятанную игрушку»
Дидактическая задача. Учить ориентироваться в пространстве. Развивать логическое мышление, внимание, память. Развивать целенаправленность, коммуникабельность.
Ищем игрушку в комнате, в контейнере с крупой и складывать их в пазл, на листе бумаги (найди чья тень, игра запоминайки).
Родители располагаются за столами с уже подготовленными вариантами игр.
Сюжетно – ролевая игра «Строительство» Цель. Научить детей распределять роли и действовать согласовано принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры. Отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение, выразительность речи детей.
Роли: кто строит дорогу, кто строит дом, кто строит гараж, кто подает кубики для этого.
Нейрогимнастика – это программа, которая активизирует естественные механизмы мозга при помощи физических движений. Включая в ежедневные занятия с ребенком гимнастику для мозга, мы тем самым повышаем эффективность занятий и возможный результат. Эта методика позволяет:
• улучшить концентрацию внимания, памяти;
• эффективно развивать интеллектуальные и творческие способности;
• снять стресс, нервное напряжение;
• оптимизировать собственные резервы ребенка и др.
Все мы знаем, что мозг человека состоит из двух полушарий – левого и правого и каждое из них имеет свои специфические функции. При этом полушария развиты неодинаково. Для гармоничного развития обоих полушарий мозга и служит нейрогимнастика.
Родителям предлагаются поиграть в 3 упражнения.
1. «Перекрестные шаги» Для начала мысленно проведем линию ото лба к носу, подбородку и ниже. Она разделяет тело на правую и левую половины. Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга. Поэтому «перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота. 1. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. 2. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя. 3. А сейчас стоя соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4–8 раз.
2. «Ухо-нос» Левой рукой нужно взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в ладоши; затем меняем положение рук «с точностью до наоборот». Упражнение развивает межполушарное взаимодействие.
3. По принципу «Слон».
Колючие шарики по 1 каждому. Под стишок: спит спокойно старый слон, стоя он умеет он.
Правая рука вверху, левая вытянута. И под стишок передают мяч друг другу.
Заключение.
Участие родителей в играх детей необходимо, однако делать это надо очень бережно осторожно – игра не терпит грубого вмешательства. Не разучивайте сразу много игр, ведь ребёнок должен «наиграться», а дети младшего возраста любят повторять игры. Прежде всего, присмотритесь к играм вашего ребёнка. Игра прекрасное средство диагностики развития и поведения ребёнка. Игра помогает установить тесный контакт, близости и взаимопонимание родителей и детей. Приучайте ребёнка хранить игрушки и игровые предметы аккуратно, в специально отведённом для них месте.
Игра – обязательный спутник детства.
Ваша игра с ребёнком готовит его к жизни. Через игру он может, понять, что, во-первых, его не всегда ждёт успех; во-вторых, что для успеха надо работать, думать и много знать.
Желаю Вам интересных игр с вашими детьми.