Мартынкина Галина
Родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании школьника. Воспитание сознательной дисциплины»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в 3 классе от 19.03.2021г.
Подготовила и провела : Мартынкина Г. А.
Тема: «Роль семейных традиций в воспитании школьника. Воспитание сознательной дисциплины.»
Публикация «Родительское собрание „Роль семейных традиций в воспитании школьника, Воспитание сознательной дисциплины“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель: познакомить родителей с методами воспитания у детей сознательной дисциплины через семейные традиции.
Оформление: Презентация: название темы родительского собрания; кластер (графическая организация понятий и умозаключений вокруг ключевого слова); синквэйн (способ изложения своих идей и чувств в пятистрочной форме,притча
Ход проведения.
1. Приветствие участников собрания, объявление темы собрания.
2. Этап «Вызов ассоциаций».
Предложить родителям назвать ассоциации, которые возникают у них в связи со словом
«традиции» и «дисциплина». Родители называют ассоциации, а учитель записывает их в столбик на доске.
3. Этап «Осмысление». Вступительное слово педагога.
Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, уклад жизни, обычаи.
Конечно же, мы понимаем, что соблюдение традиций, которые бывают редко в году, недостаточно, нужны такие традиции, которые позволят быть рядом с ребенком каждый день.
В моей семье есть добрая традиция каждый вечер ужинать всей семьей, ждать друг друга и не опаздывать.
- Что могут дать такие совместные ужины для воспитания ребенка?
Ответы родителей.
Дети учатся уважать семью, друг друга.
Видят искренний интерес к себе и членам семьи.
Учатся общаться.
Вместе обсуждают семейные проблемы и находят пути их решения.
- В какой момент ужина правильно начать разговор о семейных делах?
Ответы родителей.
Учитель: Правильно. Во время чая, когда все сыты и расслаблены.
- Какие проблемы моно обсуждать со своими детьми за вечерним ужином?
- А какие семейные ежедневные традиции есть в ваших семьях?
- А какие могут появиться в ваших семьях?
- Хорошей традицией во многих семьях является чтение на ночь. Сколько нужно времени, чтобы почитать сказку ребенку перед сном?
5 минут уходит, если читать медленно лист печатного текста.
5 минут мало или много?
Что можно воспитать в ребенке за 5 минут ежедневного спокойного общения?
Учитель записывает на доске то, что предлагают родители.
5 минут общения каждый день позволяют воспитать ЧЕЛОВЕКА!
Послушайте, пожалуйста, притчу.
На скамейке во дворе огромного дома сидели отец с сыном. Отцу примерно 65 лет, а сыну 30. Сын читал газету. Вдруг откуда-то прилетел соловей, сел на цветы. Отец спросил сына: – Сынок, что это?
Сын: – Соловей, папа.
Соловей прыгал с одного цветка на другой.
Отец снова спросил: – Сынок, что это?
Глубоко вздохнув, стряхнув газету, с ленью в голосе сын снова ответил: – Это соловей.
Через какое-то мгновение прилетела птичка и села на газон. Отец снова спросил у сына: – Сынок, что это?
Теперь уже со злостью, опрокинув газету на скамейку, с грубым голосом сын ответил: – Папа, ты уже достал со своим глупым вопросом. Ты что никогда соловья не видел, и не знаешь, что это за птица? Это соловей. Со-ло-вей. Ясно?
Отец ничего не сказал, встал и ушел в дом. Через какое-то время он пришел с тетрадкой в руке. Это был его дневник. Открыв нужную страницу, дал его сыну и сказал: – Читай…. Громко!
Сын прочитал: – Сегодня я и мой пятилетний сыночек сидели во дворе на скамейке. Вдруг прилетел соловей. Сын меня 29 раз спрашивал “Что это?”. Я улыбался, обнимал его каждый раз, когда он мне задавал один и тот же вопрос. Мне доставало удовольствие каждый раз объяснять своему маленькому наивному человечку, что это соловей. Прочитав эти строки, сын вздохнул, в глазах навернулись слезы. Он обнял отца, поцеловал его в лоб и тихо прошептал: – Прости меня, папочка, прости меня глупого. А отец все глубоким взглядом смотрел на соловья, который беззаботно прыгал от одного цветка на другой.
Что вы думаете об этом?
Ответы родителей.
Для того чтобы ребенок всегда чувствовал привязанность и любовь родителей, нам необходимо хотя бы один или два часа проводить вместе с детьми. И тогда мы сможем передать своим детям то лучшее, что мы имеем в наших семьях.
Игра “Волшебный сундук”.
Учитель: Представьте себе, что перед нами большой вместительный волшебный сундук.
(Учитель руками изображает, как он открывает сундук.)
В этом волшебном сундуке лежат самые разные сокровища и подарки. Думаю, там лежат и всевозможные семейные традиции. Каждый по очереди может подойти к сундуку и выбрать для себя понравившийся подарок. Этот подарок вы изображаете невербально, руками. А все мы постараемся догадаться, что вы выбрали.
Думаю, что вы взяли те традиции, которые позволят вам воспитать ваших детей достойными людьми.
Как семейные традиции влияют на поведение? Предположение родителей. Ответы родителей.
В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова записано: «Дисциплина - …обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам». Соответственно дисциплинированный – это человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный.
Если обратиться за разъяснением смысла данного понятия к мнению авторов «Энциклопедического словаря», то можно прочитать, что дисциплина – это «определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации».
Что включает в себя дисциплина? Какая семейная традиция может быть в моей семье? Что их формирует? На эти вопросы мы будем вместе искать и находить ответы.
4. Этап «Составление кластера».
Учитель предлагает родителям поразмышлять над тем, что такое дисциплина, что она в себя включает, и высказать своё мнение.
В центре слайда слово «дисциплина». Начинается коллективное обсуждение проблемы, в процессе которого на доске вокруг понятия «дисциплина» появляются ключевые слова.
В результате получается кластер:
Любовь близких.
Выделение этого понятия связано с тем, что:
1.1. Родители обеспечивают ребёнку возможность учиться.
1.2. Обладая умением слушать, слышать и понимать ребёнка, любящие и эмоционально уравновешенные родители создают благоприятную среду для нравственного развития сына и дочери, для формирования у ребёнка доброго и заботливого отношения к людям.
1.3. Родительский пример (положительный или отрицательный) влияет на формирование жизненного опыта детей.
1.4 Родители первыми знакомят своих детей с нормами и правилами поведения на улице, дома, в общественных местах и т. д.
1.5. Имея свой жизненный опыт, отец и мать организуют просветительную работу с детьми для того, чтобы их сын или дочь имели отчётливые представления, что такое хорошо и что такое плохо.
1.6. При помощи родителей моделируются ситуации поведения детей в различных местах.
Отсюда следует вывод: если у вас полная семья, хорошие супружеские отношения, и ребёнок чувствует любовь близких, то можно предположить, что он будет добрым, отзывчивым, дисциплинированным, умеющим и желающим совершать высоконравственные поступки.
Поощрения.
Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. «Я очень довольна твоими успехами», - говорит мама дочке. «Мне нравится твоя сила воли», - замечает отец в беседе с сыном. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребёнка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование его характера. Важно «вызывать» чувство удовлетворения, чтобы всё, что связано с исполнением норм и правил высокон6равственного поведения, сопровождалось положительными переживаниями. Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок….
Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе. Это очень важно, так как адаптационные механизмы привыкания к часто повторяющимся воспитательным приёмам и методам снижают эффективность их влияния на процесс развития личности ребёнка.
Наказания.
Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения норм нравственности. Педагогический смысл наказания заключается в пробуждении угрызений совести, чувства неудовлетворённости своим поведением, что должно сопровождать всякое нарушение этических норм и правил. Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к проступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д. «Не ожидала от тебя», - говорит грустно мама, и для ребёнка это уже является наказанием, ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения.
Но надо помнить, чем больше родители используют авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это всё оказывает влияние на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ожидать положительного результата.
Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок очень чувствителен к справедливости наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания, то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность. Пожалуйста, помните следующее:
1. Вы можете ошибаться.
2. Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно.
3. Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.
Просьбы.
Учитель спрашивает у родителей о том, как взрослый должен правильно попросить сына или дочь, чтобы ребёнок выполнил эту просьбу. Совместно составляются следующие правила:
1. Обращайтесь к ребёнку с просьбой вежливо, исключайте командный тон.
2. Старайтесь вызвать у ребёнка ответственное отношение к выполнению вашей просьбы.
3. Обращаясь с просьбой, давайте ребёнку инструкции её выполнения.
4. Не просите ребёнка выполнить то, что ему сделать не по силам. Сначала научите.
5. Не забывайте, пожалуйста, выразить родительскую признательность за выполненную просьбу.
6. Ввести семейную традицию
5 Этап «Подведение итогов»
Объяснить родителям как правильно составить синквэйн по теме «Дисциплина,традиции». Самостоятельно выполняют задание. По желанию несколько родителей зачитывают составленные синквэйны.
1 строка – тема (кто? что)
2 строка – описание темы (два прилагательных)
3 строка – действие темы (три глагола)
4 строка – отношение к теме (чувство, выражение фразой из четырёх слов)
5 строка – синоним темы (одно слово)
6. Решение собрания.
Выработанные правила и советы родителям о воспитании у детей сознательной дисциплины введя в семью семейные традиции считать пунктом решения собрания.