Елена Свириденко
Родительское собрание «Развитие познавательных способностей и интересов детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель Формирование знаний родителей о методах развития познавательных способностей и интересов детей.
Задачи
• Создать условия для совместного обсуждения способов развития познавательных способностей детей
• Сформировать представления о критериях определения любознательности ребенка
Публикация «Родительское собрание „Развитие познавательных способностей и интересов детей“» размещена в разделах
• Сформировать представления о значении развивающей среды и родительской позиции в развитии познавательных интересов и способностей дошкольников.
• Организовать выставку – обмен познавательной литературы для дошкольников
Предполагаемый результат:
Родители :
• принимают активное участие в обсуждении проблемы
• владеют понятиями «познавательные способности», «познавательные интересы», «любознательность»
• знают по каким критериям можно определить любознателен ли ребенок.
• владеют знаниями о создании необходимой среды, способствующей развитию познавательных способностей ребенка.
• Принимают участие в организации обменного пункта познавательной литературой
Дети:
• Получают поддержку родителей в процессе познавательной деятельности
Педагоги:
• Владеют навыками проведения собрания в формате «Круглый стол» с использованием фасилитативных технологии
•
Материал и оборудование:
Сигнальные карточки красного, зеленого и желтого цвета по количеству участников, таблицы – памятки для заполнения по количеству участников, выставка познавательной литературы для детей, выставка пособий и игр для детей, выставка примерного оборудования для детского экспериментирования.
Предварительная работа:подготовить вопросы для обсуждения, составить таблицы памятки для заполнения в ходе собрания, разработать содержание таблицы,, подготовить презентацию, провести консультацию для родителей – экспертов, подготовить плакат «Слово дня»
Ход собрания.
1. Организационная часть
1.1Приветствие «»
1.2 Игра «Горячий стул»
- Уважаемые родители, в качестве небольшой разминки предлагаем вам игру «Горячий стул»
Один из участников собрания садится на стул и пробует ответить на вопросы, которые задают наши дети. Если он затрудняется ответить, его сменяет следующий участник. Вопросы могут задавать все желающие.
Примерные вопросы:
-Почему кошка черная?
-Куда садится солнце?
-Зачем дует ветер?
-Кто придумал радугу?
Спасибо за участие.
- Игра показывает, насколько иногда бывает трудно нам взрослым отвечать на детские вопросы и является яркой иллюстрацией одной из ведущих потребностей ребенка – дошкольника. Эта потребность – познание. Именно познанию, развитию познавательных способностей и интересов ребенка и посвящена наша встреча за круглым столом.
Для организации обсуждения нам нужно выбрать экспертный совет. Сегодня в качестве экспертов за стол приглашаются: воспитатель группы Ирина Николаевна и «родители» Валентина Михайловна и Анастасия Александровна.
Все остальные становятся заинтересованной и активной аудиторией.
Уважаемые эксперты, займите свои места.
Уважаемая аудитория, вы получаете сигнальные карточки, с помощью которых сможете выразить свое отношение к мнению и высказываниям экспертов. :
Зеленая карточка – вы совершенно согласны с высказанным мнением.
Красная карточка – вы категорически не согласны и готовы высказать свое мнение.
Желтая карточка – в целом вы согласны с мнением экспертов, но можете дополнить его.
Кроме того, все участники нашей встречи получают таблицы,в которой вы постараетесь отразить содержание важное для вас, для понимания проблемы и развития наших детей. Эти таблицы станут вашими памятками и подсказками в вопросе развития познавательных способностей ребенка.
2. Основная часть.
Деятельность ведущего Деятельность экспертов Деятельность аудитории
1,Приглашает участников к обсуждению первого вопроса.
-Уважаемые эксперты, прежде чем говорить о развитии познавательных способностей попробуем определить, значение этого понятия. Пожалуйста, выскажите свое мнение.
- Ув. аудитория, оцените ответы экспертов. Может быть, есть другое мнение.
- Что значит познавательные способности?
Подводит итог. Озвучивает определение понятия:
- Итак, познавательные способности – это (слайд 1, 2)
Познавательные способности - это свойство мозга изучать и анализировать окружающую действительность, находя способы применения полученной информации на практике.
Это хорошо развитые свойства познавательных процессов, которые обнаруживаются и развиваются в процессе успешного разрешения проблем и задач.
В структуре познавательных способностей выделяют сенсорные (основа - восприятие, интеллектуальные (основа - мышление, творческие (основа - воображение) снимание, память, выступают как условие успешной реализации способностей.
Познавательные способности имеют свойство развиваться, что определяет степень усвоения человеком новых знаний
2. Предлагает перейти к обсуждению следующего вопроса. :
- Одним из важнейших условий развития познавательных способностей ребенка является его любознательность.
-уважаемые участники, предлагаю подумать, что же такое любознательность?
Слово экспертам.
-ув. аудитория, оцените, ответы экспертов. выскажите свое мнение.
Подводит итог: любознательность – это (слайд № 3)
Любознательность –это стремление к познанию, интерес, лишённый рационального зерна, но лежащий в основе любого открытия, желание узнать и понять все, что можно о жизни, себе и окружающем мире.
3. Предлагает участникам ответить, могут ли они назвать своего ребенка любознательным. Как это можно определить?.
Предоставляет слово экспертам.
Предлагает соотнести критерии, озвученные экспертами со своим личным опытом. Предлагает занести данные в таблицу в колонку «норма» .
Нормы развития любознательности :
1.
2.
3.
4предлагает перейти к обсуждению способов, стимулирующих развитие познавательных способностей ребенка.
Способности развиваются только в деятельности и при создании благоприятных условий. Следовательно, нам взрослым необходимо определить те способы (методы, которые будут стимулировать развитие познавательных способностей детей, его познавательную деятельность.
- уважаемые эксперты, какие актуальные методы развития познавательных способностей детей вы можете назвать?
По ходу высказывания экспертов предлагает аудитории проиллюстрировать названные методы примерами.
В случае затруднений, обращается к экспертам
Подводит итог:
- Итак, к способами развития познавательных способностей ребенка относятся :
• Игры
• Экспериментирование и опыты,
• Конструирование интересующих ребенка объектов
• Наблюдение,
• Чтение литературы,
• Просмотр познавательных видео и мультфильмов,
•
Предлагает заполнить колонку «Способы и методы» в таблице
4. Приглашает к обсуждению следующего вопроса:
-Сейчас мы подходим к очень важному вопросу, вопросу родительского отношения к стремлению ребенка исследовать и познавать окружающий мир.
- предлагает аудитории для обсуждения пример ситуации (ребенок во время прогулки приходит к маме с мокрыми руками, в заляпанной одежде, с налипшей к обуви грязью и рассказывает как он вырыл ямку, в ямке скопилась, вода, а потом водичка вытекла через «дырочку» и еще попрыгала по камешкам) :
- какой будет первой реакция мамы?
-как вы поступите в подобной ситуации?
- как следует поступить в подобном случае?
Предлагает экспертам обсудить высказывания «родителей».
-Новизна объектов и способов действий нередко приводит к ошибкам, и последствиям, которые часто огорчают и родителей, и детей. И как следствие, приводят к запретам и ограничениям со стороны взрослых. Кроме того, как мы видели на примере игры, часто детские вопросы просто ставят родителей в тупик.
- как не погасить детскую любознательность? Каким образом оказать содействие ребенку в развитии у ребенка любознательности, желании исследовать окружающий мир, и как следствии развитию его познавательных интересов и способностей?
Слово экспертам - попробуйте сформулировать основные положения родительской позиции.
Предлагает участникам заполнить колонку «Родительская позиция»
Содержание колонки :
5. Предлагает перейти к рассмотрению следующего вопроса.
Человек может выжить в достаточно суровых условиях, но для полноценной жизни все - таки требуется благоприятная среда. Так и для полноценного развития познавательных способностей ребенка нужна и важна развивающая среда. По силам ли взрослым создать такую среду.
- уважаемая аудитория, как создать развивающую среду для ребенка?
-что для этого нужно?
А сейчас послушаем наших экспертов.
По ходу высказывания экспертов демонстрирует слайд с названием сайтов, обращает внимание на выставку литературы, и оборудования. пособий.
Предлагает аудитории оценить и дополнить высказывания экспертов, заполнить колонку.
6. Подводит итог встречи: удалось ли вам составить для себя таблицу-помощник? Благодарит всех участников за работу Отвечают на вопрос.
Озвучивают определение понятия.
Отвечают на вопросы, дают определение любознательности.
Озвучивают критерии любознательности. (И. Н.)
Называют методы развития познавательных способностей детей.
Приводят примеры игр, опытов, экспериментов, произведений для чтения детям.
Оценивают высказывания аудитории, предлагают свои варианты. Формулируют позицию родителей
Предлагают варианты создания развивающей среды
Рассказывают о познавательной литературе (А. А., предлагают организовать обменный пункт познавательной литературы «Приноси и забирай» (А. А., предлагают оборудование и варианты проведения исследовательской деятельности (В. М.)
Оценивают высказывания экспертов, дополняют их.
Дополняют, опровергают, уточняют или поддерживают.
Отвечают, оценивают любознательность своих детей
Заполняют таблицу
.
Оценивают высказывания экспертов.
Заполняют таблицу
Оценивают ответы экспертов. Приводят свои примеры.
Решают проблемную ситуацию, предлагают свои варианты действий.
Заполняют таблицу
Дополняют предложения экспертов.
Предлагают обратить внимание на познавательные сайты (В. В.)
Заполняют таблицу
3. Заключительная часть.
-Уважаемые участники, в заключение предлагаю выбрать слово дня, слово собрания.
. Перед вами плакат с разными словами, отражающими тематику. нашей встреч. Выберите слово, которое наиболее точно отражает ваше мнение, впечатления о собрании и поставьте около него любой знак.