Астафьева Татьяна
Родительское собрание на тему «Профилактика дисграфии дислексии у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников»
Цель: Познакомить родителей с понятием «дисграфия» и «дислексия» и с профилактической работой по преодолению этих нарушений.
Публикация «Родительское собрание на тему „Профилактика дисграфии дислексии у дошкольников“» размещена в разделах
По результатам обследования речи детей общим для всех является нарушение звукопроизношения, а также нарушение, которое называется общее недоразвитие речи. Для данного нарушения характерны такие особенности:
• нарушение звукопроизношения;
• недоразвитие фонематического слуха;
• бедный словарный запас;
• несформированность грамматического строя речи и связной речи;
• нарушены психические процессы: память, внимание, мышление и восприятие.
Конечно, в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный.
У детей, имеющих речевые нарушения, как правило в школе наблюдаются нарушения процесса письма - дисграфия и нарушения процесса чтения – дислексия, и как следствие неуспеваемость по русскому языку. Поэтому в чтобы предупредить дисграфию и дислексию мы проводим длительную и кропотливую работу, чтобы ребенок не затруднялся в учебном процессе. Обучение грамоте и обучение чтению - это профилактика и предупреждение дисграфии и дислексии.
Содержание и особенности занятий по обучению грамоте. Обучение грамоте и чтению происходит на базе уже изученных, отработанных в произношении звуков. Поэтому чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепиться в речи. Задача логопеда - поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть.
На занятиях они овладевают понятиями «звук», «буква». Между понятиями существует разница «звук» мы произносим и слышим, а «букву» мы видим и пишем. Также «слог», «слово», «предложение». Дети узнают и учатся различать гласные и согласные звуки, гласные (нет преграды для воздушной струи, а согласные (встречают преграду). Важно, чтобы согласные звуки произносились чисто, не как буквы, без призвуков гласных не «МЭ» или «РЭ», а «М» и «Р». Согласные звуки по твердости и мягкости, звонкости и глухости. Звонкость согласного звука можно проверить приемом приложения тыльной стороной ладони к горлу: если при произнесении звука горлышко дрожит, то звук звонкий.
Существует схематичное цветовое изображение звуков. Гласные схематично изображаются красным цветом, твердые согласные синим цветом, а мягкие согласные зеленым цветом - также как в школе.
Занятия проводятся с опорой на наглядный материал: это схемы слогов, слов, предложений, таблицы, разрезные азбуки. Дети учатся определять позицию звука в слове т. е. место звука в слове (в начале, середине, и в конце; если звук не первый и не последний - значит он стоит в середине, количество звуков в слове, слогов в слове (хлопками). Обучаются звукобуквенному анализу: определяют количество слогов, количество звуков, называют первый звук в слове, дают ему характеристику, например - что он согласный, глухой, твердый и т. д.
Сначала дети выполняют звукобуквенный анализ простых слов, например «сок», затем многосложных слов, например «капуста». Из разрезных азбук выкладывают слоги, слова, преобразуют их, заменяя или переставляя буквы, читают.
К концу учебного года дети умеют:
Составлять слова из заданных слогов, читать и объяснять смысл прочитанного;
Определять количество слогов в слове;
Определять количество слов в предложении и их порядок;
Знают правило заглавной буквы (имена, клички животных, названия городов, рек, стран, пишутся с заглавной буквы);
Знают правило написания предложения (начинается предложение с заглавной буквы, между словами должно быть расстояние, в конце предложение ставиться точка).
Занятия по обучению грамоте – одна из важных сторон работы с детьми в логопедической группе. На занятиях дети овладевают навыками чтения, звукобуквенного анализа слов. Это поможет им избегать ошибок при чтении и на письме в школе, сформирует навык речевого самоконтроля, что позволит благоприятно адаптироваться к школьной жизни. Спасибо за внимание!