Абитова Гелуся
Родительское собрание в средней группе «Норма речевого развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Норма речевого развития
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности.
Становление речи у детей начиная с самого раннего детства.
Мы остановимся более подробно на четырех этапах:
1-й — подготовительный (с момента рождения — до года);
2-й — преддошколъный (от года до 3 лет);
3-й — дошкольный (от 3 до 7 лет);
Публикация «Родительское собрание в средней группе „Норма речевого развития“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2022
4-й — школьный (от 7 до 17 лет).
Подготовительный этап
Ребенок появляется на свет, и свое появление он знаменует криком. Крик —первая голосовая реакция ребенка. И крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата. Мама (пеленая ребенка….) разговаривает с ним.
С этого момента начинается общение с ребенком и на следующих этапах жизни мама разговаривает с ним.
- Период «гуления» отмечается у всех детей. Уже в 1,5 месяца, а затем — в 2—3 месяца голосовые реакции ребенок проявляет в воспроизведении таких звуков, как а-а-бм-бм,бум, агу, бль, у-гу, бу и т. д. Именно они потом явятся основой для становления членораздельной речи.
В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа гн-агн, ля-аля, рн и т. д. Ребенок в процессе «гуления» как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, по несколько раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие. Гулит ребенок тогда, когда он сухой, выспавшийся, накормлен и здоров. Если рядом находится кто-то из родных и начинает «разговаривать» с малышом, тот с удовольствием слушает звуки и как бы «подхватывает» их. На фоне такого положительного эмоционального контакта малыш начинает подражать взрослым.
Далее в норме «гуление» постепенно переходит в лепет.
В 7-8,5 месяцев дети произносят слоги типа ба-ба, дя-дя, деда и т. д., соотнося их с определенными окружающими людьми. Лепет — это не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определенными лицами, предметами, действиями. «Ма-ма» (мама) — говорит ребенок, и это относится именно к маме., мяу –для него становится обозначение кошки, му – корова и т. д. Причем взрослый в своём обращении употребляет как «полные»слова (кошка, собака, корова и, так и «лепетные», например, это Кошка…она как кричит МЯУ мяу…это корова…она как кричит …мууу (это звукоподражание….собака как лает …ав-ав…. Очень важно. Вот они гласные звуки.
Речь взрослого обязательно какая? замедленная, четкая.
В процессе общения со взрослыми ребенок постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить звуковые элементы звучащей речи.
В 9-10 месяцев расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми.
В 8,5—9 месяцев лепет носит модулированный характер с разнообразными интонациями.
Очень полезно петь ребёнку простые песенки, в которых имеются повторения одних и тех же слов, например, баю бай, ладушки ладушки.
Взрослые помогают развивать у ребенка понимание названий действий, конечно простыми словами сначала….дай, на, упал, иди, открой, закрой….
Очень полезно многократное называние и показ одних и тех же предметов…. возбуждается интерес у ребенка.
Очень полезно показывать и отыскивать ту или иную игрушку или предмет…Где зайка?. покажи где киса?
Всё это воспитывает у ребёнка понимание речи, то есть понимание значения слов, даже если он ещё не может их произнести.
Понимание речи-это залог будущего активного словаря.
К 1 году у ребенка появляются первые слова.
Преддошкольный период
В этот период расширяется объем лепетных слов, повышается внимание ребенка к речи окружающих, усиливается его речевая активность.
После полутора лет наблюдается рост активного словаря детей, появляются первые предложения, состоящие из аморфных слов-корней:
— Папа, ди (папа, иди).
— Ма, да кх (мама, дай кису).
К 1, 5 годам ребенок может сказать 10-15 до 20 слов.
К 2 годам – от 30 слов до 50 и выше
К 3 годам от 100 слов и выше. до 300 может
Таким образом, в течение полутора лет происходит количественный скачок в расширении словаря детей.
Уже к 2,5—3 годам дети пользуются трех-четырехсловными предложениями, используя изменения слов (грамматические формы) (иди — идет — идем — не иду; кукла — кукле —куклу).
Вот здесь на что нужно обратить внимание!
С 2 х лет важно рассматривать картинки, конечно простые по содержанию, крупные, красочные….игрушки, животные…и пояснять ребёнку их содержание.
Маленькими детьми книжный текст трудновато воспринимается, поэтому пересказ.
Таким образом, в норме, к концу преддошкольного периода дети общаются между собой и окружающими, используя простого распространенного предложения.
Наиболее благоприятный и интенсивный период в развитии речи ребенка падает на первые 3 года жизни.
Если условия для развития речи в это время неблагоприятны (не было общения с ребенком, игры, чтение и пересказ, гиперопека, т. е. не дают самостоятельности ребенку и все делают за него, кормят долго протертой пищей и тем самым не развивают жевательные мышцы, а следовательно и артикуляцию….нет речевой инициативы, то формирование речевой функции искажается, что в дальнейшем требует определённой работы.
В три года у ребёнка часто остаются неправильное произношение свистящих, шипящих, сонорных, которые могут самостоятельно исправиться к 4-5 годам.
Трехлетние дети могут смягчать звуки, заменЯть одни звуки другими (сяпка-шапка, колёва-корова).
В это время очень важно говорить с ребёнком чётко произнося все звуки в слове, чтобы он услышал правильное звуковое оформление слова и научился правильно говорить.
В возрасте пяти-шести лет высказывания детей достаточно пространные, улавливается определенная логика изложения. Нередко в их рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.
В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи- умение воспроизводить слова различной слоговой структуры. (Если у кого-то из детей и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов. При этом достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного «поучить» его правильно произносить это слово, и он быстро введет это новое слово в самостоятельную речь.)
Развивается навык слухового восприятия, который помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих.
Таким образом, к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
Дошкольный возраст.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4 _- 5 ЛЕТ.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.
Словарь: Словарный запас достигает 2000 слов. Ребенок знает и использует в речи много существительных, глаголов, прилагательных. Словарный запас обогащается наречиями, обозначающими пространственные и временные признаки: «скоро, потом, вокруг». Используют обобщающие слова. В активной речи появляются слова второй-третьей степени обобщения: «ёлочка – дерево – растение». Называют животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Могут подбирать к словам антонимы.
Словообразование и словоизменение: Развивается способность к словообразованию. Продолжается словотворчество. Пользуются суффиксами, обозначающими людей по их профессии. Ребенок переносит грамматические признаки формы одного слова на форму другого слова. Это может быть и нормативно, может быть неправильно: «сильно - сильнее, громко - громчее».
В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. К 5 годам ребенок правильно усваивает все возможные варианты образования множественного числа предметов. Встречая новое слово, может изменить его неправильно, но после того, как взрослый подскажет правильный вариант, быстро усваивает грамматическую норму для нового слова : «стол - столы, зеркало – зеркалы, …зеркала»
Связная речь: В 4 года связная речь полностью еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность. Пересказывают знакомые сказки с помощью взрослых. Хорошо запоминают стихи наизусть. Могут составить рассказ по картинке или серии картинок. В своих высказываниях дети начинают пользоваться структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. В 5 лет дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений. Пятилетний возраст - это начало формирования внутренней (планирующей) речи. Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений. Относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (“Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют”).
Речевой слух (фонематический слух) : Начинают различать далекие по артикуляции звуки (Р и А и т. п.). Различает слова паронимы (лак – лук). Замечают неправильное произношение в собственной речи. Начинают изменять голос, например при пересказе сказки. Начинают дифференцировать гласные и согласные звуки, далее - мягкие и твердые согласные и, наконец, шипящие и свистящие звуки. Способны к выполнению заданий на фонематический слух, анализ, синтез – определяют наличие звука в слове, определяют место звука в слове (начало, середина, конец).
Звукопроизношение: К пяти годам исчезают почти все возрастные неправильности произношения. У части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих (с-ш, з-ж, если они недавно появились в речи, а также может наблюдаться отсутствие вибрантов Р, Р’.
Родители!
Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:
Нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
v. Желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
v. Общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;
v. Следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
v. Исправляйте ошибки в речи, но не наказывайте за ошибки, не передразнивайте, не допускайте раздраженного тона. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.
А теперь о том как в дошкольном образовательном учреждении ведется работа по развитию речи.
Образовательная программа в саду направлена на то, чтобы в том числе и развивать речь ребёнка.
1. Встреча детей
2. Занятия развитие речи
3. Режимные моменты
4. Прогулка
5. Игры.
6. Физкультурные занятия
7. Музыкальные занятия…
Т. е. воспитатели и все специалисты всегда работают над развитием речи детей….