Наталия Титова
Родительское собрание «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сообщить родителям знания по проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать рекомендации.
Ведущий. Дети очень быстро растут. И вот ваш ребёнок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу. И не случайно, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни – учеба, образовательная деятельность. Он отвечает за неё перед учителем, школой, семьёй. Усвоение знаний становится основной целью.
Публикация «Родительское собрание „Скоро в школу“» размещена в разделах
• Что же является важным в подготовке к школе?
Подготовка к школе- процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует с младшего возраста, и не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.
Ученые выделяют разные виды готовности к школе.
Прежде всего, важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособится к условиям школы, притупить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учится. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с очередным кризисом психического развития, с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как несоответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться, тем способам приобщения к жизни взрослых, который ему дает игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба - как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.
Но не только возможность учиться привлекает детей. для дошкольников большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни : звонки, перемены, отметки, то, что можно сидеть за партой, носить портфель и др. Такой интерес тоже важен, поскольку в нем выражено стремление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других людей.
Важная сторона психологической готовности ребенка к школе - достаточный уровень его волевого развития. Ученику приходится включать произвольное внимание, произвольную память, поскольку в учении есть и обязательные, «скучные» моменты. Произвольность познавательной деятельности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу, она еще не достигает полного развития. Ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объёму материал и т. д.
Вопрос:
• Какими качествами должен обладать, по вашему мнению, будущий первоклассник?
• Игра: «Какими качествами должен обладать первоклассник?»(с родителями)
Важно подчеркнуть, что это нравственно- волевые качества: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность, от которых зависит, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится для него в тяжелое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами. Несобранны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что дается им без усилий. Иногда родители жалуются, что уже в начале учебного года ребенок не желает идти в школу. Ему надоело учиться.
Готовность к школе предполагает и определенный уровень умственного развития. Ребенку необходим определенный запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не только образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует, что ребенок запомнил текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий. Иногда взрослые радуются, когда ребенок считает до стаи даже более. Не нужно увлекаться счетом до бесконечности. Важно познакомить ребенка с понятием числа как выражения количественной стороны любых явлений, помочь овладеть решением простейших арифметических задач и особенно умением их самостоятельно составлять, пусть в пределах пяти. Это относится к детям старшего дошкольного возраста. Бывают случаи, что ребенок решает сложные примеры и задачи, выходящие за пределы первого десятка, на элементарный вопрос педагога: «Что больше один или два», не может ответить. Часто дома дети пользуются калькулятором или компьютером, они просто запоминают результаты, а счетная деятельность у них не развита.
Проводите с детьми наблюдения, беседы, позвольте ему почувствовать себя первоклассником. Например, наблюдайте вместе за облаками, находите, находите в них сходство с фигурами людей и животных; «измеряйте» глубину лужи, наблюдайте за явлениями природы.
Особое место в подготовке детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками— грамотой, счетом, решением арифметических задач. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может повлиять на успешность школьного обучения. Важно, чтобы ребенок умел слышать звуки слова, осознавать их звуковой состав. Чтение должно быть слитным или по слогам. Побуквенное чтение затрудняет работу учителя, так как ребенка придется переучивать. Так же обстоит дело и со счетом-- умение считать окажется полезным, если оно опирается на понимание математических отношений, значение числа и бесполезным, если этот навык усвоен механически.
Одна из важнейших задач подготовки детей к школе— развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребенка.
Но каждый взрослый должен помнить, что в общении с ребенком должно строиться на доверии и уважении. Существуют общие правила, на которые ориентируется взрослый, формируя личность будущего школьника :
• Подходить к каждому ребенку с «оптимистической гипотезой», т. е. опираться на лучшее в нем, верить в его возможности.
• Поддерживать в ребенке все положительное, вызывать активное стремление стать лучше: научиться новому, больше узнать, быть хорошим учеником.
• Отказаться от сравнения отстающего ребенка с другими детьми. Не противопоставлять их друг другу, сравнивать ребенка с самим собой, т. е. его новые достижения сравнивать с прежним уровнем. Это ориентирует ребенка на вполне достижимую цель, дает ощущение роста своих возможностей.
• Избегать постоянных негативных высказываний в адрес ребенка. Предпочтение отдавать спокойному замечанию.
• Постоянно обогащать личный опыт ребенка в разных видах деятельности, в общении, в познании, т. е. неуклонно развивать их самостоятельность и творческие проявления.
• Дать каждому ребенку возможность ощутить радость роста своих сил, возможностей, достижений.
• Всем своим поведением (тоном речи, действиями, жестами, взглядом) дать почувствовать ребенку заинтересованное отношение к нему: радость в случае успеха, огорчение – в случае неправильного поступка, озабоченность- в случаи неудачи. Это создает ребенку ощущение защищенности, уверенности в своих силах.
Нашим девизом, должно стать: «Я хочу понять ребенка. Хочу показать, что понимаю его. Хочу выразить свое понимание, отбросив автоматическую критику и осуждение».Чувствуя искреннее внимание к себе со стороны взрослого, ребенок проникает доверием к нему и с готовностью выполняет все его требования, внимательно относиться к его оценкам.
Ведущий:
А сейчас предлагаем родителям проявить свои интеллектуальные способности.
• Реши задачку!
• Скажи по-другому.
• Демонстрационный материал по элементарной математике и грамоте (показ, объяснения).
Затем ведущий сообщает:
«Дети, к нам в гости должна прийти гостья. Она сейчас появиться. Раздаются звуки музыки. Входит гостья. На ней длинное платье, украшенное геометрическими фигурами, цифрами и знаками. Здоровается с детьми.
Гостья. Я пришла к вам из страны математики и приготовила интересные задачи. Решите-ка их.
• Ребус— «Голова всему начало»
• Шуточные задачки.
1. Сколько ушей у 3 мышей?
2. Сколько лап у 2 медвежат?
3. У 7 братьев по одной сестре. Сколько всего сестер?
4. В первой коробке 10 карандашей, во второй— столько, сколько в первой, а в третьей столько же, сколько во второй. Сколько карандашей в третьей коробке?
5. Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, которая вмещает только одного человека, но переправились оба. Как это получилось?
• Запомни и нарисуй.
• Веселые загадки.
• Собери бусы.
• Подбери слово.
• Придумай слово по схеме.
• Наоборот.
• Выбирай—не зевай!
Гостья : Интересно было у вас. Вы находчивые, сообразительные ребята, хорошо играете. Я уверена, что вы будете успешно учиться в школе. Но пришла пора прощаться. На память о нашей встрече я подарю сувениры (детям— школьные принадлежности, родителям—памятки).
Методическая литература:
А. В. Козлова «Работа ДОУ с семьей».
О. Л. Зверева «Родительские собрания в ДОУ».
Н. Винокурова «Магия интеллекта».
И. Ю. Матюгин И. А. Бонк «Как развивать внимание и память вашего ребенка».
Е. В. Колесникова «Развитие Звуко- буквенного анализа».
Е. А. Нефедова О. В. Узорова «Готовимся к школе».
Г. И. Бабаева «У школьного порога».