Кашперук Кристина
Родительское собрание с элементами тренинга в первой младшей группе «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми раннего возраста. Осознание родителями восприятия их собственными детьми, осознание стиля взаимодействия с ребёнком, создание ситуации сотрудничества, развитие творческого потенциала.
Задачи:
1. усиление способности родителей к пониманию ребенка в адаптационный период.
Публикация «Родительское собрание с элементами тренинга в первой младшей группе „Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Родительские собрания
- Младшая группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
2. изменение неадекватных родительских позиций;
3. оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.
Участники: родители первой младшей группы
Продолжительность занятия 1 час
Материал: бусы, нить, мешочек с орехами, цветные фишки, яблоко.
Ход встречи
Психолог: Добрый вечер, уважаемые родители. Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшнее родительское собрание с элементами тренинга, посвященный вопросу адаптации детей к ДОУ. Приятно видеть вас в нашем музыкальном зале, где ваши дети будут делать, первые шаги в мир физической культуры и музыки: двигаться, играють, танцевать, петь, общаться, учатся быть здоровыми. Мы сегодня с вами поговорим о наших детях, поиграем и пообщаемся. Многие из нас незнакомы, возможно, испытывают разные ощущения от того, что оказались здесь и сейчас. Но сначала давайте познакомимся. Знакомство пройдет в игровой форме.
1. Приветствие и знакомство участников:
Упражнение «Бусы».
Материал: нить, бисер по количеству присутствующих.
Содержание.
Психолог:
- Давайте познакомимся, у каждого из вас лежит по бисеру. У меня в руках нить, по кругу мы будем передавать нить, а вы в свою очередь нанизываете бусинку, при этом говорите пример: Здравствуйте, меня зовут. Оксана Валентиновна – психолог ясли – сада…У меня сын или дочь+, его или ее зовут…Ей …. лет» (подписания бейджиков)
Вот у нас в итоге получились красивые бусы. Эти бусы в течение всего совместно проведенного времени будут являться неким символом сплоченности, единства,
взаимопонимания.
2. Упражнение "Грецкий орех"
Психолог: Сейчас я перед вами из мешочка высыплю грецкие орехи, и каждый возьмет себе по одному. Вам дается несколько минут, чтобы вы запомнили свой орех, чтобы затем смогли его найти среди других орехов. Рассмотрите его внимательно, обратите внимание на его размер, форму, цвет, рисунок прожилок, дефекты.
(В центре круга из мешочка высыпаются орехи по числу участников, родители их разбирают.)
Инструктор: Теперь я пройду по кругу и соберу в мешочек орехи. Перемешаю. Высыплю обратно на пол. Найдите, пожалуйста, каждый свой орех.
По какому принципу вы нашли свой орех? (Цвет, форма, размер, дефекты и т. д.)
На первый взгляд все орехи похожи, но если приглядеться — одинаковых нет, а все очень разные и индивидуальные. Так и люди, и в частности дети: очень разные, запоминающиеся, у каждого свои неповторимые "черточки". Нужно их только почувствовать и понять.
В зависимости от темперамента, индивидуальных особенностей и предварительных мероприятий, проводимых родителями в период адаптации, ребенок по-разному привыкает к детскому саду.
Психолог: Как вы думаете, каким детям сложнее всего адаптироваться к детскому саду?
Родители высказываются.
Гораздо труднее и дольше адаптируются дети :
• Единственные в семье дети;
• Гиперопекаемые родителями или бабушками;
• Дети, привыкшие к тому, что их капризам потакают;
• Дети, пользующиеся исключительным вниманием взрослых;
• Дети, не имеющие элементарных навыков самообслуживания;
• Неуверенные в себе;
• Страдающие ночными страхами;
• Эмоционально неустойчивые;
• Пережившие психологическую травму (развод родителей);
• Дети, чьи родители слишком сильно переживают за ребенка в связи с поступлением ребенка в детский сад.
Поэтому родителям важно соблюдать некоторые правила
1. Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.
2. Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие.
3. Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. В процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.
4. Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.
5. Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. В случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.
Различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую. (В ходе выступления психолог прикрепляет к магнитной доске человечков разного цвета соответствующих уровню адаптации : зеленый-легкая адаптация, желтый-средняя, красный- тяжелая)
При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1—2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).
Во время средней адаптации сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.
Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
(В ходе выступления психолог прикрепляет к магнитной доске человечков разного цвета соответствующих уровню адаптации : зеленый-легкая адаптация, желтый-средняя, красный- тяжелая.) /
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ :
1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
2. Наличие у ребенка своеобразных привычек.
3. Неумение занять себя игрушкой.
4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны, впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребенка в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека.
Адаптационный период считается законченным, если:
• Ребенок ест с аппетитом;
• Быстро засыпает, вовремя просыпается;
• Эмоционально общается с окружающими.
• Играет.
Уважаемые родители перед вами лежат разноцветные фишки: красные, желтые и зеленые. Подумайте пожалуйста, на ваш взгляд какой уровень адаптации у вашего ребенка. Возьмите фишку соответствующего цвета, напишите на ней имя вашего ребенка и прикрепите на доску рядом с человечком того же цвета.
Хорошо, по мнению наших родителей у нас получился такой результат, легкий уровень -количество детей, средний уровень- количество детей, низкий уровень- количество детей.
Упражнение «Яблоко на блюдечке»
Цель: сплочение коллектива, снятия напряжения.
Педагог- психолог: Все мы знаем, что успешная работа зависит от психологического климата : в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других же — коллектив функционирует оптимально, и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал. Если климат благоприятный, то в коллективе коллеги относятся друг к другу доброжелательно, с заботой о каждом, доверяют друг другу. Сейчас мы посмотрим, сможем ли мы доверять друг другу. А сейчас давайте потеснее встанем в круг. Вытяните руки вперед. У меня в руках яблоко. Наша с вами задача прокатить яблоко по ладошкам и не дать ему упасть, как по блюдечку. А теперь в другую сторону. (Родители выполняют поручение)
Педагог-психолог: Скажите, что вы почувствовали, выполняя это упражнение? Попрошу каждого сказать хотя бы одно предложение.
(как важно, взаимодействовать друг с другом, помогать)
Мной как психологом ведется активная работа для успешного и комфортного пребывания ребенка в детском саду:
1. Наблюдение в течение дня.
2. Ведение листа адаптации, в котором отмечается настроение ребенка, прием пищи, общение с детьми и взрослыми.
3. Консультации по запросу родителей.
4. Коррекционные занятия с детьми
Видеоролик: Адаптация
Упражнение-рефлексия (с цветком)
«Что узнали нового? Что понравилось? Пожелания?