Наталья Терехова
Родительское собрание с элементами тренинга «Секреты психологического здоровья дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: побудить родителей проявлять заботу о психическом здоровье ребенка.
Задачи:
1. Выявить факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка;
2. Практически освоить способы налаживания и оздоровления взаимоотношений «ребенок-взрослый»;
3. Научить способам эффективной коммуникации для разрешения проблем.
Необходимый материал: магнитофон и запись спокойной музыки, таблица факторов, влияющих на психологическое благополучие ребенка в семье.
Публикация «Родительское собрание с элементами тренинга „Секреты психологического здоровья дошкольника“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Ход встречи
1. Приветствие.
-Добрый вечер, уважаемые родители! Нашу встречу мне хотелось бы начать с приветствия. Для этого выберите сами, с помощью какой части тела – локтя, плеча, колена – мы скажем друг другу «Добрый вечер». Здороваться будем молча, используя только прикосновение.
(Участники встают в круг лицом друг к другу. Психолог начинает приветствие, коснувшись локтем локтя рядом стоящего или положив свою ладонь на его плечо. Если участники выбирают «колено», то упражнение выполняется сидя. Каждый взрослый по очереди дотрагивается своей рукой до колена рядом сидящего.)
- Спасибо. Хорошо! Тема сегодняшней встречи «Секреты психологического здоровья дошкольника».
2. Вступительное слово о психологическом здоровье.
Здоровье – это полное физическое, социальное и психологическое благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Психическое здоровье ребенка – это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень населения понизился, ускорился темп жизни. Из-за постоянной загруженности родителей, дефицита внимания, базовые потребности ребенка в любви, ласке не удовлетворяются. В результате этого нарастает напряженность, агрессивность, озлобленность у детей, что говорит об отсутствии психологической безопасности в семье.
Психолог обращает внимание родителей на плакат, а они высказывают свое мнение:
«Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью,
какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна,
что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет
или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы.»
А. Н. Острогорский
Каждый человек по-своему видит, слышит, чувствует, думает, имеет индивидуальные возможности, способности, черты характеры и т. д. Каждый человек проходит свой путь развития:
0-3 года;
3-5 лет;
6-10 лет;
11-14 лет;
15-17 лет.
3. Практическое задание для родителей.
- Вспомните себя в каждый из этих периодов. Напишите, кто оказал на вас наибольшее влияние?
-Чему Вы научились?
(В конце работы обсуждаются результаты).
Таким образом, на разных этапах формирования на личность влияют близкие люди (члены семьи) и социум (воспитатели, друзья). И насколько удовлетворены наши потребности в общении и признании на каждом возрастном этапе, зависит психоэмоциональное благополучие, психологическое здоровье.
Рассмотрим факторы, влияющие на психоэмоциональное благополучие ребенка в семье.
-Что вы знаете о важности следующих факторов, влияющих на развитие ребенка? Если этот фактор кажется вам важным, поставьте напротив него знак «+». Если нет, то «-«. Запись на доске или плакате:
№п/п Факторы, влияющие на развитие ребенка Да Нет
1 Планирование беременности
2 Ожидание ребенка определенного пола
3 Постоянство материнской заботы
4 Режим питания
5 Наказание
6 Поощрение
7 Стиль воспитания в семье
8 Порядок рождения в семье
9 Имя ребенка. Группа крови
С помощью этой таблицы психолог анализирует приведенные факторы, обсуждает их с родителями, организует исследование.
4. Мини-лекция «Как воспитывать детей с разной группой крови»
Группа крови, как и прочие наследственные признаки, передается от родителей детям на генетическом уровне. Комбинации генов отцов и матери образуют несколько пар. На сегодняшний день официально регистрируются четыре группы крови, которые принято обозначать как: первая (О, вторая (А, третья (В) и четвертая (АВ).
Первая группа крови. Большинство детей этой группы послушны и ласковы, исключительно чувствительны. Будучи отвергнутыми, теряют уверенность в себе и могут вырасти с чувством враждебности к обществу. С одной стороны, для детей этой группы характерны романтичность, идеализм, с другой – ранний практицизм, умение оценить выгоды и потери. Следует поощрять у них мечтательность и страсть к сочинительству. Самое опасное у детей первой группы – это проявление раннего эгоизма. Необходимо с раннего возраста настойчиво прививать им чувство коллективизма и объяснять необходимость думать о других. Любят подражательные игры. Стараются любым способом заполучить понравившуюся игрушку.
Вторая группа крови. Эти дети упрямы и непоседливы. Их характерная особенность – повышенная внимательность как к окружающим. Они чрезвычайно чувствительны к тому, что думают о них окружающие, поэтому внешне сдержанны и умеют себя контролировать. Обладают достаточной силой воли и твердостью, отстаивают свое «я». По сравнению с другими дети с этой группой крови более медлительны, поэтому в общении с ними требуется больше терпения. Но, занявшись делом, они стараются довести его до конца. Не подгоняйте, не торопите такого ребенка, иначе у него все будет валиться из рук.
Третья группа крови. Жизнерадостны, игривы и интересны своей непредсказуемостью. Эти дети они доставляют много хлопот, дети из разряда «неподдающихся». Все стандартные приемы – шлепки, крики, наказания – либо бесполезны, либо приводят к обратному результату. Им безразлично, как к ним относятся окружающие. Они редко заводят друзей, заняты только собой. Родителям следует особое внимание уделять формированию коммуникативных навыков, объяснять правила поведения в обществе.
Четвертая группа крови. Дети этой группы толковы и покладисты, робки, пугливы. Но многие из них застенчивы и испытывают необъяснимый страх перед людьми. Таким детям надо уделять особое внимание, соблюдать предосторожность, принуждая к чему-либо, не угрожать наказаниями. Вместо того чтобы отругать ребенка, поговорите с ним мягко и задушевно.
5. Исследование: может ли влиять порядок рождения на развитие ребенка? Каким образом?
Для проведения исследования родители делятся на группы : группа «младших», «старших», «средних», «единственных» детей.
Комментарий:
Старшему ребенку в семье свойственны ответственность, добросовестность, честолюбие. Он часто берет на себя часть родительских функций. Заботясь о младших детях в семье. Рождение следующего ребенка приводит к лишению его исключительной позиции в обладании любви и заботы матери и часто сопровождается ревностью к появлению соперника. Для старших детей характерна нетерпимость к чужим ошибкам.
Младшему ребенку в семье свойственны беззаботность, оптимизм, готовность принимать чужое покровительство. Для членов своей семьи он может так и остаться навсегда малышом. К его достижениям родители относятся менее требовательно. Младшие всегда становятся любимчиками, поэтому эмоционально стабильные, общительные. На них возлагают меньше обязанностей, но стереотипы поведения закладываются уже в этот период.
Средний ребенок часто вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить свое место в семье. Они хорошо ладят с людьми, со всеми дружелюбны.
Единственный ребенок оказывается одновременно самым старшим и самым младшим ребенком в семье. Эти дети часто имеют привязанность к родителям на протяжении всей жизни. Поскольку родители склонны возлагать большие надежды на своего единственного ребенка. Однако, находясь во власти родителей, под их постоянной опекой, у ребенка может сформироваться беспомощность.
Существует два типа единственных детей: рано взрослеющий и «маменькин сынок», особенно второй вариант распространен в семьях, где были проблемы с беременностью, поздние роды и т. д.
После комментария родители обсуждают в группах плюсы и минусы.
6. Методы общения с ребенком (рекомендации).
В воспитании ребенка огромную роль играет психологический микроклимат в семье, общение с ребенком. В общении с ребенком у родителей часто возникают проблемы.
Что может сделать родитель?
1. Попытаться непосредственно повлиять на ребенка.
2. Повлиять на самого себя.
3. Попытаться повлиять на обстоятельства.
Существует 2 формы сообщения в общении с ребенком «Я-сообщение», «Ты – сообщение».
Например:
Ты-сообщение
Родитель устал- Ты меня утомил – Реакция ребенка «Я –плохой».
Я-сообщение
Родитель устал – Я очень устал – Реакция ребенка «Папа устал».
Цель: «Я –высказывания» не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, чувство, потребность. В такой форме ребенок услышит и поймет гораздо быстрей. «Ты- высказывание» часто становится родительским посланием, прогнозом, которым ребенок руководствуется всю жизнь. Например –«Моя мама часто говорила, что в нашей семье все женщины несчастны» и т. п.
7. Рефлексия «Семейные заповеди».
Участникам предлагается написать список семейных заповедей, которых должны придерживаться родители для формирования психологической безопасности ребенка в семье. Затем происходит взаимообмен. Обсуждение.
Психолог подводит итог встречи: «Для многих родителей в настоящие время важнее профессиональная деятельность, наши повседневные заботы. А вопросы воспитания мы оставляем на потом. Поэтому прежде чем воспитывать, откройте двери в свое детство. Вспомните, какими были вы, чего ждали от своих родителей? Что вы испытываете, воспитывая своего ребенка? Превосходство или сочувствие к нему?
Но, самое главное, никогда не воспитывайте малыша в состоянии аффекта. Семь раз отмерьте и один раз отрежьте. Посмотрите на совершенное его глазами и с его позиции. Старайтесь стать ему родителем, о котором вы мечтали в детстве. Спасибо за внимании! До новых встреч!»