Ванда Саакян
Родительское собрание с элементами мастер-класса «Учимся, играем, экспериментируем, познаем»
▼ Скачать + Заказать документы
«Учимся, играем, экспериментируем, познаем».
Актуальность:
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольников. В экспериментально – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Публикация «Родительское собрание с элементами мастер-класса „Учимся, играем, экспериментируем, познаем“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Цель:
- расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей младшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности;
-познакомить и заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами;
-развивать познавательную активность детей через занимательные опыты и эксперименты;
Задачи:
- расширить знания родителей о значении экспериментировании в развитии детей дошкольного возраста;
- воспитывать в детях стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть ее красоту;
- формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком – дошкольником;
- способствовать приобретению родителями практических знаний и навыков по развитию познавательно – исследовательской деятельности детей;
-дать практические рекомендации родителям по развитию познавательно – исследовательской деятельности детей.
Планируемый результат:
- знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста дома.
Форма поведения: круглый стол.
Участники: родители, воспитатель, дети.
Ход собрания:
Уважаемые родители! Спасибо за то, что вы пришли на нашу встречу. И ее мне хочется начать с прекрасного стихотворения:
Сын пришел к отцу с вопросом.
Пап! Папа! Вот смешно!
Почему, скажи мне, просом,
Называется зерно?
Почему сосед новатор?
Что такое экскаватор?
Почему шагает он?
Как без спичек жили раньше?
Почему бывает дым?
Отец: Да отстань же ты, отстань же,
С почемучканьем своим.
Сын: Папа!
Ведущая: Вернулся вкоре…
Сын: А бывал в пустыне ты?
А приплыть в любое море
Могут, думаешь, киты?
Почему с ушами заяц?
Пап, а что такое грань?
Отец: После, некогда, отстань!
Ведущий: Снова сын пришел к папаше…
Сын: Где луна бывает днем?
Папа, папа, а когда же
Мы с тобой в театр пойдем?
Ведущий: А в ответ сверкнула вспышка:
Отец: У меня свои дела!
Ведущий: И, вздохнув побрел сынишка,
От отцовского стола.
Почему? Когда же? Где же?
Всякий раз ответ один.
Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.
Но однажды в час вечерний,
У почтенного отца,
От волнения, огорченья,
Изменился цвет лица.
Вопрошал родитель сына :
Отец: Вызов в школу? Почему?
Что такое? В чем причина Совершенно не пойму!
У других, посмотришь, детки,
Только радуют сердца.
Почему твои отметки –
Огорченье для отца?
Почему разбил стекло ты?
Поцарапал в школе дверь?
Почему же дни заботы,
Причиняешь мне теперь?
Почему других ты хуже?
В толк никак я не возьму?
Отчего же? Почему же?
Ведущий: В самом, деле, почему?
(Обсуждение ситуации)
Вывод: Все мы не хотим, чтобы такая ситуация сложилась в наших семьях, произошла с нашими детьми. Что же сегодня мы можем сделать для наших детей не только в семьях, но и в группе. Давайте разбираться.
1. Что такое экспериментирование?
Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения, какого – нибудь результата.
Цель экспериментальной деятельности :
- углубить представления о живой и неживой природе;
- учить самостоятельно, поводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Дошкольники – природные исследователи. Дети очень любознательные, постоянно стремятся к эксперименту, самостоятельно находят решения в проблемной ситуации. Его интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька растаяла, то ледяная дорожка, посыпанная песком, больше не скользит. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к незнакомому, который проявляется в его постоянных вопросах.
Вызывает интерес уже само слово «Эксперимент». Взрослые люди экспериментируют в своей жизни постоянно: меняют место работы, создают семьи, меняются внешне и т. д. Многие думают, что ребенок и эксперимент – понятия далекие друг от друга. Но так ли это на самом деле? Крошечный малыш экспериментирует, едва родившись : заплачу – мама подойдет, засмеюсь – засмеется и она. Впоследствии эксперимент приобретает практический характер. Всем мама знакомы рассыпанная крупа, разбросанные вещи, посуда, песок в карманах, камешки и монетки во рту у ребенка. А ведь все это значит, что ребенок растет и познает мир.
Память и мышление ребенка еще не устойчивое, когда ребенок переживает на собственном опыте что – то, вот тогда он может запомнить и осознать. Я думаю, что не каждая мама позволить своему ребенку залезть по локоть в муку, замесить тесто, растворить килограмм сахара в кастрюле с водой, принести домой сосульку, чтобы она растаяла, или попробовать раскрасить окно в комнате гуашью.
Вот по этой причине, я работаю по данной теме: для всестороннего развития ребенка, для достижения наилучших результатов в процессе познания окружающего мира. С детьми мы играем, проводим опыты, экспериментируем.
В процессе игр – экспериментов у детей развивается :
- мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);
- внимание и память (запомню – расскажу маме дома);
- воображение (Что случиться со снегом в группе? Полетит ли пакет? Что будет с воспитателем если притащить в группу ящерицу);
- речь;
- мышление (вода на морозе превращается в лед, значит в тепле растает);
- во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи (если Айла не может отделить горох от фасоли – София или Лейла предложит всегда свою помощь);
- дети учатся анализировать произошедшее, не только во время игр, но и позже. Они гордятся своими успехами, делятся опытом с родителями и сверстниками.
Во время игр – экспериментов дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предположения. Проверять их опытным путем и делать выводы. От своих открытий они испытывают действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы.
Важное значение имеет то, что в процессе эксперимента ребенок имеет возможность удовлетворить свою любознательность: Почему? Зачем? Как? Откуда? Почувствовать себя ученым, первооткрывателем.
2. Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?
Во – первых, самому быть любопытным.
Во – вторых, давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.
В – третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований.
В – четвертых, не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.
В – пятых, старайтесь отвечать на многочисленные вопросы ребенка.
Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку хотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
3. Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях?
1 опыт: «Сода и шарик»
Вам понадобятся:
• Бутылка
• Стакан уксуса
• 4 чайных ложки соды
• Воздушный шарик.
Инструкция:
1. Наливаем стакан уксуса в бутылку.
2. Засыпаем соду в шарик.
3. Надеваем шарик на горлышко бутылки.
4. Медленно ставим шарик вертикально, высыпая при этом соду в бутылку с уксусом.
5. Наблюдаем за тем, как надувается шарик.
Объяснение
Если добавлять соду в уксус, то происходит процесс, называемый гашение соды. Во время данного процесса выделяется углекислый газ, который и надувает наш шарик.
2 опыт: «Лава-лампа»
Вам понадобятся:
• Растительное масло
• вода
• пищевой краситель
• шипучая таблетка (парацетамол).
Инструкция:
1. Стакан на 1/3 наполнить водой
2. Добавить пищевой краситель,
3. Добавить растительное масло
4. Медленно опустить шипучую таблетку
Объяснение
Вода и масло не могут смешиваться и отталкивают друг друга. При этом вода плотнее масла и располагается внизу. А если на дно добавить шипучку, часть воды подхватить всплывающим газом и вода начнет всплывать сквозь масло, создавая эффект бурлящей лавы.
3 опыт: «Зубная паста для слона»
Вам понадобятся:
• стакана воды
• Марганцовка 1ч. л
• Жидкое мыло 1 ст. л.
• Перекись водорода
• Стеклянная колба
• Одноразовые перчатки
Инструкция:
1. В воде развести марганцовку. Перелить раствор в колбу.
2. Добавить жидкое мыло. Перемешать деревянной палочкой.
3. Осторожно, но быстро влить перекись.
4 опыт: «Виноград и газировка»
Вам понадобятся:
• газировка
• виноградинка
Инструкция:
1. Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в не виноградинку.
2. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет, так будет продолжаться несколько раз. Она чуть тяжелеет воды и опустится на дно. Но на нее сразу, же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Пока вода не «выдохнется».
Объяснение
У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться в воду, мускулы сжимаются и сдавливают пузырь, объем уменьшается, рыба опускается вниз. А если надо подняться на поверхность – мускулы расслабляются, пузырь наполняется воздухом и рыба всплывает.
5 опыт: «Молочная радуга»
Вам понадобятся:
• молоко
• краситель
• фейри
• ватная палочка
Инструкция:
1. Налейте немного молока в тарелку.
2. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя.
3. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку, а теперь возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и прикоснитесь ею в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет. Настоящий взрыв цвета в тарелке!
Объяснение
И молоко, и моющее средство состоит из частичек. При прикосновении таких разных частичек происходит процесс. При котором частички молока начинаются двигаться и вместе с тобой проводят в движение наши краски. И поэтому получается такая радуга.
Есть очень много разных простеньких, но не менее занимательных опытов. Сегодня мы не будем их разбирать, но немного затронем:
1. Солевые кристаллы.
Это совсем несложно, но займет несколько дней. Приготовьте перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется) и осторожно опустите в него затравку, скажем, проволочку с маленькой петелькой на конце. Через какое – то время на затравке появятся кристаллы.
2. Тайные послания.
Сделать такое письмо дома можно 2 способами: • Обмакнуть перо или кисточку в молоко и написать послание на белой бумаге. Обязательно дайте высохнуть. Прочесть такое письмо можно, подержав его над паром или прогладив утюгом. • Напишите письмо лимонным соком или раствором лимонной кислоты. Чтобы его прочесть, растворите в воде несколько капель аптечного йода и слегка смочите текст
3. Хлорофилл в листьях.
4. Капустные листы.
5. Радуга скиттлс.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с вами и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Вы должны осознавать, что вы воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Стройте свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление и узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»
Ральф У. Эмерсон, американский поэт и философ.
Что бы я хотела добавить в конце: Я раздам вам памятки, на которых указана литература, содержащая тонну разных опытов с детьми. И если в эти выходные вы проведете со своим ребенком хоть один опыт и скинете мне фото – я буду считать, что не зря потратила свое и ваше время.
Скажем спасибо нашим юным исследователям. Благодарим вас за внимание!