Оксана Ключникова
Родительское собрание «Роль учителя-логопеда в формировании готовности воспитанников к школе»
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Преемственность детского сада и школы - содержательная и двусторонняя связь. Преемственность с позиции школы : это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка. Пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.
Публикация «Родительское собрание „Роль учителя-логопеда в формировании готовности воспитанников к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Преемственность с точки зрения детского сада: это ориентация на современные требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе. Развитие детей, поступающих в школу, определяется как «готовность к школьному обучению». В это понятие входит несколько компонентов:
— интеллектуальная готовность;
— мотивационная готовность;
— эмоционально-волевая готовность;
— коммуникативная готовность.
Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь дошкольнику преодолеть нарушения речи еще в детском саду, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности воспитанника и его поведении. Дошкольнику необходимо овладеть полноценной речью, потому что неразвитая речь препятствует полноценной социализации и адаптации к школьной среде. В период поступления в школу интенсивно расширяется круг общения, приоритетными участниками общения начинают выступать уже не родители, а сверстники, поэтому воспитаннику требуется полноценно владеть речью для общения с одноклассниками и педагогами.
Проблемы с речью, бедность словаря, неумение связно рассказывать и пересказывать, недостаточное владение навыками фонематического анализа и синтеза, недостатки звукопроизношения приводят к тому, что дошкольник испытывает трудности при обучении в школе.
В настоящее время существуют определенные критерии речевой готовности воспитанника к школьному обучению, предъявляемые к языку как основному средству общения:
Ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Эти целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
• ясное произношение всех звуков родного языка;
Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
• полная сформированность фонематических процессов;
Ребенок дифференцирует слова, отличающиеся друг от друга одним звуком. (коза-коса, поток-потек, может установить наличие заданного звука в слове, выделить первый и последний звуки в слове, подобрать слова на заданный звук;
• готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи;
умение выделять начальный гласный звук из слова;
анализ гласных из трех звуков типа «ауи»;
анализ обратного слога гласный - согласный типа «ап»;
слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
определять количество и последовательность звуков в слове
называть слова на заданный звук.
Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
• умение ребенка говорить, меняя динамику и темп речи;
• использовать в речи средства интонационной выразительности;
• должен быть сформирован уровень культуры речевого общения;
• ребенок должен уметь вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;
• уметь объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения.
Но, к сожалению речевое развитие первоклассника зачастую далеко от идеала, и нам встречаются такие нарушения, как:
• несформированность звуковой стороны речи;
• незаконченность формирования фонематического восприятия;
• бедность словарного запаса;
• нарушения в грамматическом оформлении речи;
• ситуативный характер речи, преимущественно в форме диалога;
• низкий уровень операций обобщения, способности выделять существенные признаки предметов и явлений;
• слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические связи между понятиями.
Исходя из того, что речевое развитие ребёнка начинается до школы, в его коррекции участвует учитель – логопед.
Целью деятельности учителя-логопеда является : оказание своевременной помощи детям, имеющим нарушения в развитии устной речи.
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом :
• Своевременное выявление нарушений развития речи детей. Определение уровня и характера нарушений;
• Обеспечение системы средств и условий для устранения у детей речевых недостатков;
• Устранение дефектов звукопроизношения и развитие фонематического слуха;
• Развитие навыков звукового анализа и синтеза (формирующего предпосылки к овладению письма и чтения);
• Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса;
• Формирование грамматического строя речи;
• Развитие связной речи.
Основные направления работы учителя-логопеда :
• - диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями речи, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;
Диагностическая работа
Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. То есть, коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный).
• - коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков речи детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФН, ФФНР, ОНР.
Основной формой коррекционного обучения в детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе.
Индивидуальные занятия позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника. Основная задача индивидуальных занятий заключается в формировании звуковой стороны речи. В индивидуальные занятия включается комплекс артикуляционных и дыхательных упражнений, коррекция произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия, работа над становлением грамматического строя речи, развитие навыка построения связных высказываний. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в речи.
На индивидуальных занятиях у учителя-логопеда есть возможность установить эмоциональный контакт с воспитанником, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корректировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.
Подгрупповые логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства логопатов. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников; В настоящее время работа с родителями, имеющими детей с нарушениями речи, является и актуальным, и наиболее сложным направлением в работе учителя-логопеда. Это обусловлено тем, что растёт количество детей, имеющих тяжелые речевые нарушения, которые часто сочетаются с неврологическими и другими заболеваниями. Проблема многих современных родителей — это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении воспитанников в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Успех коррекционной логопедической работы в условиях ДОУ во многом зависит от слаженности в работе логопеда с педагогами детского сада. Только тесный контакт учителя-логопеда и педагогов может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.
Во взаимодействии с педагогами применяются такие формы работы как :
— мастер-классы, на которых при необходимости знакомим или закрепляем навыки проведения артикуляционных, дыхательных, пальчиковых гимнастик;
— консультации, проводимые ежемесячно, с целью информирования педагогов о новых подходах в коррекционной работе с воспитанниками;
— посещение занятий воспитателей с целью выявления уровня логопедизации педагогического процесса;
— проведение открытых логопедических занятий с целью обмена коррекционно-педагогическим опытом.
- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с нарушениями речи.
Это направление проводится для оказания помощи родителям, педагогам по вопросам устранения речевых недостатков и предупреждения вторичных нарушений.
Задачи данного направления:
-Профилактика вторичных нарушений в развитии ребёнка;
-Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам воспитания детей с нарушениями речи;
-Привлечение педагогов и родителей в процесс коррекции недостатков звукопроизношения.
Для реализации выше изложенных задач мы используем следующие организационные формы работы :
- выступление на родительских собраниях, на педсоветах, на методических объединениях, анкетирование родителей, мастер-классы, консультирование по запросам.
Основной формой коррекционного обучения в детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе.
Поэтому можно выделить два основных направления в работе взаимодействия с семьей:
Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, мастер-классы, консультации;
Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.
Таким образом, неоспоримым является вклад логопеда в готовность ребенка к школьному обучению, и в целом к процессу школьной адаптации.