Наталья Куксанова
Родительское собрание «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»
Задачи:
-раскрыть родителям суть понятия «психологическое здоровье»;
Публикация «Родительское собрание „Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
-акцентировать внимание родителей на взаимосвязи родительской установки с эмоциональным благополучием и личностным развитием ребёнка;
-стимулировать рефлексию родителей над собственными воспитательными установками;
-организовать обмен опытом в области взаимодействия с детьми;
-учить родителей понимать и принимать своего ребёнка, формировать у них осознание его индивидуальности, уважительное отношение к личности ребёнка;
-пропагандировать положительный опыт семейного воспитания
-формировать у родителей ответственное отношение к воспитанию физически и психологически здорового подрастающего поколения.
Оборудование: магнитная доска, листы бумаги, карандаши, бланк «Негативные родительские установки», памятки «Простые истины в общении с ребёнком» и «Принципы общения с детьми»,перечница с негативными родительскими установками, шары с проблемными ситуациями для обсуждения, чемодан игрушечный, мягкая игрушка (солнышко, таблички с высказываниями о семье.
Форма проведения – групповая дискуссия с элементами тренинга
Ход собрания
Во время прихода родителей звучит музыка :«Родительский дом», «Прекрасное далёко», «Улыбка» и др.
На доске листы с высказываниями «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л. Н. Толстой, «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому» и определение:
Психологическое здоровье – состояние душевного благополучия (комфорта, адекватное отношение к окружающему миру, отсутствие болезненных психических явлений (фобий, неврозов)
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на первом родительском собрании. Надеюсь, что сегодняшняя встреча принесёт всем нам радость общения и заставит задуматься об очень важных вопросах воспитания детей. (Представиться, рассказать о работе)
А чтобы нам познакомиться и настроиться на работу, мы выполним одно простое упражнение
Упражнение «ИМЯ» (содействовать сплочению группы, создать доброжелательную атмосферу) Представляем, что мы с вами отправляемся в путешествие. Назовите своё имя и дополните фразу «Я отправляюсь в путешествие и возьму с собой…» - назовите предмет, начинающийся на первый звук вашего имени. Например, «Я Елена, я отправляюсь в путешествие и беру с собой ежедневник». Слова пишутся на бумажках и складываются в чемоданчик. (сказать о том, что этот полезный багаж пригодится нам чуть позже)
Тема нашей беседы «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей». И, поскольку главный специалист по ребёнку – это семья, я предлагаю провести нашу встречу в форме открытого диалога, чтобы сообща искать ответы на конкретные вопросы по воспитанию детей.
Эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору я взяла слова Л. Н. Толстого, которые вы видите на доске. Также на доске есть двустишье о роли семьи и одно из самых простых определений психологического здоровья. (пояснить определение)
Портрет психологически здорового ребёнка : (спросить у родителей — рисуем словесный портрет)
обладает уверенностью, адекватной самооценкой;
способен к сопереживанию;
испытывает чувство привязанности, любви в ответ на аналогичные
чувства родителей;
общителен, стремится к взаимодействию со сверстниками;
доброжелателен к людям.
Психологическое здоровье или нездоровье ребёнка связано с психологической атмосферой семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.
В семье с благоприятным психологическим климатом (погода в доме) каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Основным условием воспитания является личный пример родителей. Если ребёнок ежедневно видит в семье тёплые, заботливые, уважительные отношения, то он обязательно перенесёт их в свою жизнь. (прочитать стихотворение Себастиана Бранта целиком)
Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются :
стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу;
беседовать на интересующие всех темы;
вместе выполнять домашнюю работу;
подчеркивать достоинства и добрые дела каждого;
открытость семьи, гостеприимство.
Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребёнка, формированию чувства уверенности и защищённости, выработке у него положительных качеств, хорошего отношения к другим людям.
Что считается неблагоприятным психологическим климатом в семье?
Во многих семьях родителям не хватает времени на общение с детьми. Или общение не является приятным и продуктивным. Если взрослые члены семьи постоянно ссорятся, скандалят, испытывают тревожность, напряженность, отчуждение, то это негативно сказывается в первую очередь на детях, на их поведении, отношении к окружающим, успеваемости. У малыша могут развиваться признаки стрессового состояния. (отдельная тема)
• трудности с засыпанием, неспокойный сон;
• частая усталость;
• участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания, драки и т. д.);
• участившиеся случаи невнимательности, рассеянности;
• беспокойство, непоседливость;
• частое проявление упрямства, капризов;
• навязчивые привычки - сосание пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец, игра с половыми органами;
• стойкое нарушение аппетита или, наоборот, переедание;
• стремление к уединению;
• невротические проявления - моргание глазами, подергивание плеч, дрожание рук и т. д. ;
• дневное или ночное недержание мочи.
Одним из главных условий полноценного развития ребёнка является психологическая защищённость- осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Взрослым следует научиться контролировать свои действия и поступки. Взвешивать каждое слово, научиться любить и понимать своих детей, и результаты не заставят себя долго ждать.
(сказать о том, что материал «Принципы общения с ребёнком» появится в раздевалке, предложить ознакомиться)
Острое блюдо
Давайте вспомним негативные реплики родителей, высказывания, оценки, услышанные, а, может и когда-то сказанные лично Вами, и попробуем их перефразировать. (из перечницы на блюдце высыпаем бумажки, родители берут по очереди и предлагают варианты) -см. бланк
Работа над собой и воспитание ребенка - сложные процессы. Давайте немного передохнём) — летят шары (внутри важная информация; кто поймает, тот счастливчик). Для закрепления только что услышанного сегодня на собрании предлагаю рассмотреть жизненные ситуации и найти правильное педагогическое решение. Задание для родителей : найти выход из проблемной ситуации, используя позитивные установки.
Обыгрывание проблемных ситуаций.
1. Ребенок шалил за столом и, несмотря на ваше предупреждение, пролил молоко.
(Родители высказываются, психолог подводит их к выбору наиболее оправданного варианта ответа. Педагогически правильное решение ситуации: «Ничего, бывает. Иди, принеси тряпку и убери за собой».)
2. У вас важный разговор с приятельницей/приятелем. Ребенок постоянно вас перебивает.
( Педагогически правильное решение ситуации: «Я понимаю, тебе хочется поиграть со мной. Этот разговор для меня очень важен. Нарисуй пока что-нибудь для меня, я скоро освобожусь и мы поиграем».)
3. Вы торопитесь на работу. Ваш ребенок медленно одевается и отказывается надевать приготовленные вещи.
( Педагогически правильное решение ситуации: «Я тороплюсь, мне бы не хотелось опаздывать. Тебе нужна моя помощь?»)
4. Время обеда, ваш ребенок играет на компьютере и еще не ел. Вы накрываете на стол, а Ваш сын (6 лет) отказывается присоединиться ко всем: «Мам, ну я не хочу. Я еще не доиграл в игру».
( Педагогически правильное решение ситуации: «Хорошо, если ты сейчас не голоден, я поставлю твою порцию в холодильник, а потом ты ее сам разогреешь и поешь. Только мне бы очень хотелось пообедать вместе с тобой».)
Это было не очень простое задание. Чтобы поднять себе настроение, давайте возьмём солнышко (мягкая игрушка).Представьте своего ребёнка, его лицо, глаза, улыбку. Продолжите фразу: «Мой ребёнок лучший, потому что…» (солнышко передаётся по цепочке или по кругу).
А в обратном направлении продолжаем фразу «Чтобы у меня вырос хороший сын (дочь, я могу (буду,должна….»
Наше недолгое путешествие приближается к концу, и в завершении нашей встречи я предлагаю заглянуть в наш чемодан и «разобрать» багаж. (родители берут по одной бумажке из чемодана и придумывают — как использовать предмет в общении с детьми, в воспитании, развитии и т. п.)
И пусть тот опыт, который вы сегодня приобрели, поможет вам в общении с детьми.
Подарок-Простые истины в общении с ребёнком (этот список м / б в разы больше)
ФИЛЬМ «БУМЕРАНГ» 17. 55 Аплодисменты: хорошо поработали…
Бланк «Негативные родительские установки»
(вторая и третья графы заполняются родителями; здесь представлены примерные ответы)
Негативные установки
Последствия
Позитивные установки
Горе ты мое!
Заниженная самооценка, чувство вины, отчуждение, конфликты.
Радость ты моя!
Нытик, плакса!
Внутренняя озлобленность, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах, безынициативность.
Поплачь, станет легче!
Ты копия своего папочки!
Неадекватная самооценка, упрямство, противоречивость, трудности в общении с родителями.
Папа у нас замечательный! Мама у нас умница!
Неумейка! Откуда у тебя только руки растут!
Страхи, заниженная самооценка, неуверенность, низкая мотивация к деятельности.
Попробуй еще раз, и у тебя обязательно получится! Давай попробуем вместе.
Ты обидел маму! Ты плохой, вот уйду от тебя к другому мальчику.
Отчуждение, тревожность, страхи, чувство одиночества, нарушение сна.
Я тебя все равно люблю! Но мне очень неприятно - постарайся не поступать так больше.
Займись чем-нибудь, отстань.
Отчуждение, озлобленность.
Иди ко мне, давай подумаем, чем мы займемся.
Только и слышу: «Купи! Купи!» Надоел со своими просьбами!
Агрессия, капризы, истерики.
Мне бы хотелось купить тебе, но у меня нет денег.
Простые истины в общении с детьми
Спрашивайте у ребё нка:
-О чём ты думаешь?
-Какое у тебя самое приятное воспоминание за день?
-Как думаешь, что будет, если…
-Почему ты думаешь это случилось?
Показывайте детям:
-Как сделать что-то вместо того, чтобы запрещать это делать.
-Как из бумаги сделать веер, из коробки — домик, из травы — человечков, из фантиков — кораблик и т. п.
-Как резать еду.
-Как складывать бельё.
Рассказывайте детям:
-Историю их рождения.
-Какие они были в младенчестве.
-Как вы выбирали ему имя.
-О себе в их возрасте.
-Какие ваши любимые цвета.
-Когда вы держите их за руку и сжимаете её 3 раза, то этот секретный код означает - «люблю тебя».
-Какой у вас план на день.
Порадуйте своего ребё нка:
-Сделайте сюрприз и спрячьте в его комнате.
-Положите шоколад в блины.
-Выложите еду или закуску в форме улыбки, цветка, корабля и др.
-Играйте с ними на полу.
Говорите своему ребё нку:
-Я люблю тебя!
-Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой.
-Если бы я мог (могла) выбрать любого ребёнка на Земле, я бы всё равно выбрал (а) тебя.
-Мне понравилось сегодня с тобой играть.
-Моё любимое воспоминание за день, когда мы с тобой что-то делали вместе.
Дарите ребё нку минуты радости:
-Смотрите на вашего ребёнка добрыми глазами.
-Улыбайтесь, когда ваш ребёнок заходит в комнату.
-Отвечайте взаимностью на проявление любви ребёнка к вам.
Выделите время, чтобы:
-Вместе понаблюдать за работой строителей, дворников и др.
-Посмотреть на птиц, насекомых, облака, закат.
-Ваш ребёнок помог вам готовить.
-Выполнять задания в темпе вашего ребёнка.
-Просто посидеть рядом с ним, пока он играет.
Принципы общения с ребенком
• Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
• Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.
• Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему.
• Не сравнивайте ребенка с другими детьми, каждый имеет свой путь развития, а сравнивайте его поступки и достижения с ранее приобретенными.
• Будьте вежливы с ребенком, и тогда он усвоит именно такую манеру взаимодействия.
• Чаще говорите ребенку, что вы его любите. Пусть он знает, что Вы любите его за то, что он есть, а не за то, что он убирает игрушки, съедает кашу и т. д.
• Установите определенные правила в семье, следуйте им ежедневно, это поможет избежать большого количества нотаций.
• Запретов должно быть немного, они нужны для ощущения безопасности Вашему ребенку. Не запрещайте ребенку то, что еще вчера ему было позволено.
• Наказывая ребенка, не будьте чрезмерно строги, не ущемляйте достоинства малыша.
• Расширяйте поведенческий репертуар ребенка, проигрывая с ним различные ситуации, Вы строите доверительные отношения, учитесь понимать его, сочувствовать, сопереживать. А он в свою очередь, начинает лучше понимать Вас.
• Будьте терпеливы, не допускайте чрезмерных вспышек в ответ на неудовлетворяющее Вас поведение ребенка;
• Обнимайте ребенка не менее 4, а лучше 8 раз в день.