Папки-передвижки

Родительское собрание «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»

Наталья Куксанова
Родительское собрание «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Родительское собрание «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»

Задачи:

-раскрыть родителям суть понятия «психологическое здоровье»;

Публикация «Родительское собрание „Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей“» размещена в разделах

-акцентировать внимание родителей на взаимосвязи родительской установки с эмоциональным благополучием и личностным развитием ребёнка;

-стимулировать рефлексию родителей над собственными воспитательными установками;

-организовать обмен опытом в области взаимодействия с детьми;

-учить родителей понимать и принимать своего ребёнка, формировать у них осознание его индивидуальности, уважительное отношение к личности ребёнка;

-пропагандировать положительный опыт семейного воспитания

-формировать у родителей ответственное отношение к воспитанию физически и психологически здорового подрастающего поколения.

Оборудование: магнитная доска, листы бумаги, карандаши, бланк «Негативные родительские установки», памятки «Простые истины в общении с ребёнком» и «Принципы общения с детьми»,перечница с негативными родительскими установками, шары с проблемными ситуациями для обсуждения, чемодан игрушечный, мягкая игрушка (солнышко, таблички с высказываниями о семье.

Форма проведения – групповая дискуссия с элементами тренинга

Ход собрания

Во время прихода родителей звучит музыка :«Родительский дом», «Прекрасное далёко», «Улыбка» и др.

На доске листы с высказываниями «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л. Н. Толстой, «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому» и определение:

Психологическое  здоровье – состояние душевного благополучия (комфорта, адекватное отношение к окружающему миру, отсутствие болезненных психических явлений (фобий, неврозов)

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на первом родительском собрании. Надеюсь, что сегодняшняя встреча принесёт всем нам радость общения и заставит задуматься об очень важных вопросах воспитания детей. (Представиться, рассказать о работе)

А чтобы нам познакомиться и настроиться на работу, мы выполним одно простое упражнение

Упражнение «ИМЯ» (содействовать сплочению группы, создать доброжелательную атмосферу) Представляем, что мы с вами отправляемся в путешествие. Назовите своё имя и дополните фразу «Я отправляюсь в путешествие и возьму с собой…» - назовите предмет, начинающийся на первый звук вашего имени. Например, «Я Елена, я отправляюсь в путешествие и беру с собой ежедневник». Слова пишутся на бумажках и складываются в чемоданчик. (сказать о том, что этот полезный багаж пригодится нам чуть позже)

Тема нашей беседы «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей». И, поскольку главный специалист по ребёнку – это семья, я предлагаю провести нашу встречу в форме открытого диалога, чтобы сообща искать ответы на конкретные вопросы по воспитанию детей.

Эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору я взяла слова Л. Н. Толстого, которые вы видите на доске. Также на доске есть двустишье о роли семьи и одно из самых простых определений психологического здоровья. (пояснить определение)

Портрет психологически здорового ребёнка : (спросить у родителей — рисуем словесный портрет)

обладает уверенностью, адекватной самооценкой;

способен к сопереживанию;

испытывает чувство привязанности, любви в ответ на аналогичные

чувства родителей;

общителен, стремится к взаимодействию со сверстниками;

доброжелателен к людям.

Психологическое здоровье или нездоровье ребёнка связано с психологической атмосферой семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.

В семье с благоприятным психологическим климатом (погода в доме) каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту.  Основным условием воспитания является личный пример родителей. Если ребёнок ежедневно видит в семье тёплые, заботливые, уважительные отношения, то он обязательно перенесёт их в свою жизнь. (прочитать стихотворение Себастиана Бранта целиком)

Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются :

стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу;

беседовать на интересующие всех темы;

вместе выполнять домашнюю работу;

подчеркивать достоинства и добрые дела каждого;

открытость семьи, гостеприимство.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребёнка, формированию чувства уверенности и защищённости, выработке у него положительных качеств, хорошего отношения к другим людям.

Что считается неблагоприятным психологическим климатом в семье?

Во многих семьях родителям не хватает времени на общение с детьми. Или общение не является приятным и продуктивным. Если взрослые члены семьи постоянно ссорятся, скандалят, испытывают тревожность, напряженность, отчуждение, то это негативно сказывается в первую очередь на детях, на их поведении, отношении к окружающим, успеваемости.  У малыша могут развиваться признаки стрессового состояния. (отдельная тема)

• трудности с засыпанием, неспокойный сон;

• частая усталость;

• участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания, драки и т. д.);

• участившиеся случаи невнимательности, рассеянности;

• беспокойство, непоседливость;

• частое проявление упрямства, капризов;

• навязчивые привычки - сосание пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец, игра с половыми органами;

• стойкое нарушение аппетита или, наоборот, переедание;

• стремление к уединению;

• невротические проявления - моргание глазами, подергивание плеч, дрожание рук и т. д. ;

• дневное или ночное недержание мочи.

Одним из главных условий полноценного развития ребёнка является психологическая защищённость- осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях.  Взрослым следует научиться контролировать свои действия и поступки. Взвешивать каждое слово, научиться любить и понимать своих детей, и результаты не заставят себя долго ждать.

(сказать о том, что материал «Принципы общения с ребёнком» появится в раздевалке, предложить ознакомиться)

Острое блюдо

Давайте вспомним негативные реплики родителей, высказывания, оценки, услышанные, а, может и когда-то сказанные лично Вами, и попробуем их перефразировать. (из перечницы на блюдце высыпаем бумажки, родители берут по очереди и предлагают варианты) -см. бланк

Работа над собой и воспитание ребенка - сложные процессы. Давайте немного передохнём) — летят шары (внутри важная информация; кто поймает, тот счастливчик). Для закрепления только что услышанного сегодня на собрании предлагаю рассмотреть жизненные ситуации и найти правильное педагогическое решение. Задание для родителей : найти выход из проблемной ситуации, используя позитивные установки.

Обыгрывание проблемных ситуаций.

1. Ребенок шалил за столом и, несмотря на ваше предупреждение, пролил молоко.

(Родители высказываются, психолог подводит их к выбору наиболее оправданного варианта ответа. Педагогически правильное решение ситуации: «Ничего, бывает. Иди, принеси тряпку и убери за собой».)

2. У вас важный разговор с приятельницей/приятелем. Ребенок постоянно вас перебивает.

( Педагогически правильное решение ситуации: «Я понимаю, тебе хочется поиграть со мной. Этот разговор для меня очень важен. Нарисуй пока что-нибудь для меня, я скоро освобожусь и мы поиграем».)

3. Вы торопитесь на работу. Ваш ребенок медленно одевается и отказывается надевать приготовленные вещи.

( Педагогически правильное решение ситуации: «Я тороплюсь, мне бы не хотелось опаздывать. Тебе нужна моя помощь?»)

4. Время обеда, ваш ребенок играет на компьютере и еще не ел. Вы накрываете на стол, а Ваш сын (6 лет) отказывается присоединиться ко всем: «Мам, ну я не хочу. Я еще не доиграл в игру».

( Педагогически правильное решение ситуации: «Хорошо, если ты сейчас не голоден, я поставлю твою порцию в холодильник, а потом ты ее сам разогреешь и поешь. Только мне бы очень хотелось пообедать вместе с тобой».)

Это было не очень простое задание. Чтобы поднять себе настроение, давайте возьмём солнышко (мягкая игрушка).Представьте своего ребёнка, его лицо, глаза, улыбку. Продолжите фразу: «Мой ребёнок лучший, потому что…» (солнышко передаётся по цепочке или по кругу).

А в обратном направлении продолжаем фразу «Чтобы у меня вырос хороший сын (дочь, я могу (буду,должна….»

Наше недолгое путешествие приближается к концу, и в завершении нашей встречи я предлагаю заглянуть в наш чемодан и «разобрать» багаж. (родители берут по одной бумажке из чемодана и придумывают — как использовать предмет в общении с детьми, в воспитании, развитии и т. п.)

И пусть тот опыт, который вы сегодня приобрели, поможет вам в общении с детьми.

Подарок-Простые истины в общении с ребёнком (этот список м / б в разы больше)

ФИЛЬМ «БУМЕРАНГ» 17. 55 Аплодисменты: хорошо поработали…

Бланк «Негативные родительские установки»

(вторая и третья графы заполняются родителями; здесь представлены примерные ответы)

Негативные установки

Последствия

Позитивные установки

Горе ты мое!

Заниженная самооценка, чувство вины, отчуждение, конфликты.

Радость ты моя!

Нытик, плакса!

Внутренняя озлобленность, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах, безынициативность.

Поплачь, станет легче!

Ты копия своего папочки!

Неадекватная самооценка, упрямство, противоречивость, трудности в общении с родителями.

Папа у нас замечательный! Мама у нас умница!

Неумейка! Откуда у тебя только руки растут!

Страхи, заниженная самооценка, неуверенность, низкая мотивация к деятельности.

Попробуй еще раз, и у тебя обязательно получится! Давай попробуем вместе.

Ты обидел маму! Ты плохой, вот уйду от тебя к другому мальчику.

Отчуждение, тревожность, страхи, чувство одиночества, нарушение сна.

Я тебя все равно люблю! Но мне очень неприятно - постарайся не поступать так больше.

Займись чем-нибудь, отстань.

Отчуждение, озлобленность.

Иди ко мне, давай подумаем, чем мы займемся.

Только и слышу: «Купи! Купи!» Надоел со своими просьбами!

Агрессия, капризы, истерики.

Мне бы хотелось купить тебе, но у меня нет денег.

Простые истины в общении с детьми

Спрашивайте у ребё нка:

-О чём ты думаешь?

-Какое у тебя самое приятное воспоминание за день?

-Как думаешь, что будет, если…

-Почему ты думаешь это случилось?

Показывайте детям:

-Как сделать что-то вместо того, чтобы запрещать это делать.

-Как из бумаги сделать веер, из коробки — домик, из травы — человечков, из фантиков — кораблик и т. п.

-Как резать еду.

-Как складывать бельё.

Рассказывайте детям:

-Историю их рождения.

-Какие они были в младенчестве.

-Как вы выбирали ему имя.

-О себе в их возрасте.

-Какие ваши любимые цвета.

-Когда вы держите их за руку и сжимаете её 3 раза, то этот секретный код означает - «люблю тебя».

-Какой у вас план на день.

Порадуйте своего ребё нка:

-Сделайте сюрприз и спрячьте в его комнате.

-Положите шоколад в блины.

-Выложите еду или закуску в форме улыбки, цветка, корабля и др.

-Играйте с ними на полу.

Говорите своему ребё нку:

-Я люблю тебя!

-Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой.

-Если бы я мог (могла) выбрать любого ребёнка на Земле, я бы всё равно выбрал (а) тебя.

-Мне понравилось сегодня с тобой играть.

-Моё любимое воспоминание за день, когда мы с тобой что-то делали вместе.

Дарите ребё нку минуты радости:

-Смотрите на вашего ребёнка добрыми глазами.

-Улыбайтесь, когда ваш ребёнок заходит в комнату.

-Отвечайте взаимностью на проявление любви ребёнка к вам.

Выделите время, чтобы:

-Вместе понаблюдать за работой строителей, дворников и др.

-Посмотреть на птиц, насекомых, облака, закат.

-Ваш ребёнок помог вам готовить.

-Выполнять задания в темпе вашего ребёнка.

-Просто посидеть рядом с ним, пока он играет.

Принципы общения с ребенком

• Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.

• Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.

• Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему.

• Не сравнивайте ребенка с другими детьми, каждый имеет свой путь развития, а сравнивайте его поступки и достижения с ранее приобретенными.

• Будьте вежливы с ребенком, и тогда он усвоит именно такую манеру взаимодействия.

• Чаще говорите ребенку, что вы его любите. Пусть он знает, что Вы любите его за то, что он есть, а не за то, что он убирает игрушки, съедает кашу и т. д.

• Установите определенные правила в семье, следуйте им ежедневно, это поможет избежать большого количества нотаций.

• Запретов должно быть немного, они нужны для ощущения безопасности Вашему ребенку. Не запрещайте ребенку то, что еще вчера ему было позволено.

• Наказывая ребенка, не будьте чрезмерно строги, не ущемляйте достоинства малыша.

• Расширяйте поведенческий репертуар ребенка, проигрывая с ним различные ситуации, Вы строите доверительные отношения, учитесь понимать его, сочувствовать, сопереживать. А он в свою очередь, начинает лучше понимать Вас.

• Будьте терпеливы, не допускайте чрезмерных вспышек в ответ на неудовлетворяющее Вас поведение ребенка;

• Обнимайте ребенка не менее 4, а лучше 8 раз в день.

Публикации по теме:

«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст)«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) Цель:Создание условий в группе для речевого развития дошкольников 4-5 лет. Привлечение родителей к активному участию в образовательном.

«Сохранение психологического благополучия ребёнка в семье». Родительское собрание (средний дошкольный возраст)«Сохранение психологического благополучия ребёнка в семье». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) .

Родительское собрание «Когда в ответе родители, или Роль семьи в воспитании детей» Тема: Когда в ответе родители, или роль семьи в воспитании детей. Форма проведения – круглый стол. Цель. Активизировать и обобщить воспитательные.

Лэпбук «Витамины. Роль витаминов в сохранении здоровья человека»Лэпбук «Витамины. Роль витаминов в сохранении здоровья человека» Лэпбук "Витамины. Роль витаминов в сохранении здоровья человека". Название лэпбука «Витамины. Роль витаминов в сохранении здоровья.

Межмуниципальное открытое родительское собрание «Социализация семьи — ключ успешности детей с ОВЗ».Межмуниципальное открытое родительское собрание «Социализация семьи — ключ успешности детей с ОВЗ». 21 февраля в Доме Детского Творчества было проведено мероприятие с участием образовательных и общественных организаций города, а также семей,.

Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей»Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей» Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию.

Родительское собрание «Секреты психологического здоровья»Родительское собрание «Секреты психологического здоровья» Родительское собрание «Секреты психологического здоровья» Цель: установление системы взаимодействия «воспитатель – родитель – ребёнок.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Цели: • раскрыть перед родителями.

Родительское собрание «Закаливание детей — залог их здоровья»Родительское собрание «Закаливание детей — залог их здоровья» Цель: создание установки у родителей на совместную работу по сохранению и укреплению здоровья детей. Формирование у родителей устойчивой.

Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»
Опубликовано: 21 декабря 2020 в 19:35
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Куксанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД