Ольга Молчанова
Родительское собрание «Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по нравственному воспитанию ребёнка в семье.
Задачи:
- Довести до сознания родителей необходимость нравственного воспитания;
- Повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания своих
детей;
Публикация «Родительское собрание „Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
- Пробудить у родителей интерес к процессу образования в детском саду.
Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что, отложив все дела, Вы пришли на эту встречу.
Сегодня мы предлагаем Вам поговорить о главных человеческих качествах, о нравственности.
Прежде всего, я хотела бы вам раздать семечко. Подержите его пожалуйста у себя до конца нашего собрания /звучит детская песенка/ :
Точка, точка, запятая,
Минус рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик -
Получился человечек:
Что увидят эти точки?
Что построят эти ручки?
Далеко ли эти ножки уведут его?
Как он будет жить на свете?
Мы за это не в ответе.
Мы его нарисовали - только и всего.
Что вы! Что вы! Это важно!
Чтобы вырос он отважным,
Чтобы мог найти дорогу.
Это трудно, это сложно,
Но иначе невозможно.
Только так из человечка
Выйдет ЧЕЛОВЕК.
Сейчас я предлагаю Вам послушать одну притчу.
Притча:
«Один мудрец, великий по знанию жизни и души человеческой, повелел однажды своему ученику: «вырви это дерево из земли» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже, однако глубокие корни, дерево. Беспрекословно исполняя послушание, ученик приступил к делу, но, не смотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Мудрейший, сказал он, ты приказал мне сделать невозможное!» Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревце, которое послушник без особенных усилий тотчас вырвал с корнем. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым.
Если это повествование применить к воспитанию, то смысл будет такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их с юных лет».
Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Но, нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения, не одна семья не похожа на другую. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества.
Рассуждая, мы часто говорим о нравственном и безнравственном в нашей жизни. Так что же мы вкладываем в это понятие - нравственность? Как вы это понимаете?
Родители высказывают свое мнение. Ответы: доброта, любовь, честность, справедливость, дружелюбие, щедрость, бескорыстие, гуманность.
Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Будет нравственность, почти наверняка будет духовность, не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания.
Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности закладываются в семье. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании
основную, долговременную и важнейшую роль.
Именно в семье происходит нравственное воспитание человека. И от отношения родителей к детям, от родительской чуткости, внимания и любви зависит гармония в отношениях между родителями и детьми. Ребенок, который знает, что его дома ждут любящие отец и мать, которые всегда поддержат его, не станет убегать из дома или совершать асоциальные поступки. Ребенок с детства наблюдает за отношениями между родителями, которые становятся для него образцом, отношений между мужчиной и женщиной положительным или отрицательным, поэтому родители должны следить за собой, и устранить все недостатки в себе, чтобы потом не воспитать их в ребенке, чтобы ребёнок не скопировал образец со своих родителей. Ведь ребенок учится и хорошему и плохому у родителей. Родители должны помнить золотое правило – прежде, чем требовать от ребенка того или иного, этого же нужно требовать от себя. Это не значит, что родители должны быть идеальными, но они должны всегда работать над собой и тогда ребенок наблюдая это, будет подражать родителям.
Это стихотворение было написано немецким сатириком Себастьяном Брантом еще в XV веке. И, несмотря на то, что произведению уже несколько столетий, оно вполне актуально по сей день.
"Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Там где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным - пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова…Легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Мы дали жизнь нашим детям, а, значит, мы ответственны за их настоящее и будущее.
Мы должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Семья - это основа нравственного воспитания, именно в ней формируются нравственные приоритеты. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, формируются семьёй и в семье.
Большое внимание на ребенка оказывает климат семьи. Семейный климат меняется, чередованием "солнечных и пасмурных дней". Главное - как проживают эти дни все члены семьи. Если родители делят между собой трудности и радости, то ребенок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять гуманное отношение, прежде всего к своим близким, а затем и ко всем остальным.
Поведение и деятельность ребенка осознанны и эмоционально насыщенны, если в их основе лежит заботливое внимательное отношение к другим людям, помощь и взаимопонимание, отзывчивость и доброжелательность.
Учитывая всё вышесказанное можно сделать следующие выводы.
Родители составляют первую общественную среду ребёнка.
Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно.
Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
(Практическое задание родителям «Загибаем лист»)
Возьмите листок бумаги. А сейчас я попрошу Вас вспомнить моменты
когда вы ругали своих детей злобно, не выдержано.
Загибаем лист. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребёнка. А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.
(Вывод)
Вы расправили листок, но на нём так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребёнка на всю жизнь остаются травмы, от непонимания и несправедливости к нему /помните всегда это, учитесь слушать и слышать своего ребёнка/.
Самые важные воспитатели для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Я предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Счастье – это просто»
• Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?
/обсуждение/.
Подведение итогов.
В начале собрания, я вам раздала семечко. Достаньте его сейчас, пожалуйста. Это семечко напоминает возникновение и рост наших детей. Подобно этому семечку из наших детей вырастает культурные или дикие растения. И как с этим семечком, которое кто-то зажал с силой в руках так, что оно рассыпалось, кто – то положил в карман и забыл, а кто-то вообще отложил в сторону и забыл, вот так и мы поступаем со своими детьми. Или проявляем полное безразличие, или периодически вспоминаем и начинам воспитывать, или зажимаем его так, что ему не продохнуть, ломаем его. В наших силах удержать своего ребенка целым и невредимым, вырастить из него полноценную ЛИЧНОСТЬ.
Душевная копилка ребенка работает непрерывно и очень важно, что мы в нее бросаем.
Желаю вам удачи в воспитании детей родительской Любовью и Мудростью. Пусть в деле воспитания вам всегда сопутствует успех, потому что вы и ваши замечательные дети этого достойны
Всем большое спасибо за участие в сегодняшнем нашем разговоре.