Александра Кураева
Родительское собрание в старшей группе «Развитие речи наших детей»
▼ Скачать + Заказать документы
"Развитие речи детей в старшей группе"
Цель: Повышения уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 1
Публикация «Родительское собрание в старшей группе „Развитие речи наших детей“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
В: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «Развитие речи наших детей». Почему я решила обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребёнка? До школы осталось немного времени.
В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.
Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов. Мало дети посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом.
Слайд 2.
В. В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи. Словарь ребенка увеличивается от двух сотен до нескольких тысяч слов. Совершенствуется в том числе, звуковая сторона речи. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Слайд 3 (Занятия по развитию речи)
В. Работа по развитию речи ребёнка в д. /с. осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
В методике обучения родному языку можно выделить несколько групп методов обучения. Метод обучения — способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение детьми знаний, умений и навыков.
Слайд 4
Наглядный метод. К группе наглядных методов обучения относятся наблюдение, демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы).Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.
-Уважаемые родители, представьте, что вы дети, а я ваша-мама. Я буду предлагать вам задания и упражнения по развитию речи, а вы выполнять их. Итак начнем!
Игра «О картинке я вам расскажу»
Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений об особенностях внешнего вида, строения предметов.
Оборудование: Большие карты, на которых изображены 6 картинок. К каждой карте прилагается набор из 6 маленьких предметных картинок-дубликатов: воробей, самолет, ель, стакан, корова, бусы; кот, табурет, торт, чашка, грузовик, яблоко; еж, лицо, кресло, кастрюля, корабль, ботинки; автобус, рубашка, чайник, стул, дуб, туфля.
Содержание: Перед каждым ребенком – карта с 6-ю изображениями живых существ, предметов различных лексических категорий. Взрослый задает вопрос: «У кого самолет? У кого чайник?» Ребенок находит соответствующую картинку обратной стороной к детям: «Картинку вам не покажу. О картинке я вам расскажу». Описание дается следующим образом.
У этого предмета есть:
• Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);
• Нитка, бусины (бусы);
• Ствол, ветки, иголки, корни, кора, шишки (ель);
• Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль);
• Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет);
• Рукава, воротник, манжеты (рубашка);
• Спинка, сиденье, ножки (стул);
• Подошва, каблук, шнурки, мех, задник, нос (ботинки);
• Кабина, кузов, колеса, руль, фары (грузовик)
• Тесто, крем, фрукты, шоколад (торт);
• Кожица, мякоть, семечки, лист (яблоко);
• Дно, крышка, стенка, ручка, носик (чайник);
У него есть:
• Ствол, ветки, листья, корни, кора
• Глаза, лоб, нос, брови, рот, щеки (лицо);
• Голова, туловище, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть (кот);
• Голова, туловише, глаза, лапки, перья, крылья, клюв (птица);
• Голова, туловище, лапки, иголки (еж);
• Голова, туловище, лапы, хвост, рога, вымя (корова).
Словесные методы.
Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа. Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т. д. ; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям. Рассказ - это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказ детей - это может быть пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы.
«Разбуди кота»
Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.
Материал. Элементы костюма животных (шапочка)
Ход.
Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит, на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).
Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т. д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.
"Закончи предложение"
Цель: употребление сложноподчинённых предложений.
· Мама положила хлеб. куда? (в хлебницу)
· Брат насыпал сахар. куда? (в сахарницу)
· Бабушка сделала вкусный салат и положила его. куда? (в салатницу)
· Папа принёс конфеты и положил их. куда? (в конфетницу)
· Марина не пошла сегодня в школу, потому что. (заболела)
· Мы включили обогреватели, потому что. (стало холодно)
· Я не хочу спать, потому что. (ещё рано)
· Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода)
· Мама пошла на рынок, чтобы. (купить продукты)
· Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись от собаки)
"Назови три слова"
Цель: активизация словаря
Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
· Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
· Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т.
Практические методы. Цель этих методов - обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.
Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная) — универсальный метод закрепления знаний и умений.
НАЗОВИ ЛАСКОВО
Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.
Оборудование: мяч
Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Шуба теплая - шубка тепленькая
Лиса хитрая - лисичка хитренькая
Заяц белый - зайчик беленький
Сапоги чистые - сапожки чистенькие
Ветка короткая - веточка коротенькая
Шишка длинная - шишечка длинненькая
Ворона черная - вороненок черненький
Снег белый - снежок беленький.
ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.
Материал: текст стихотворения.
Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.
Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.
Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!
В детском саду уделяется большое внимание развитию речи, но без помощи родителей, без вашего тесного общения с ребенком, без вашего примера красивой, грамотной речи, нам не удастся справиться со всеми трудностями. Ведь именно у вас, в первую очередь, ребенок учится говорить, именно вам он подражает в своем общении.