инна крикун
Родительское собрание «Развитие любознательности у дошкольников в домашних условиях»
Цель:
• дать родителям знания о сущности детских вопросов, их видов;
• формировать потребность грамотно отвечать на детские вопросы, не подавляя детской инициативы и любознательности.
Оборудование: цветные косынки, мультимедийная презентация, книги, конверты, доска магнитная, пазлы с выводами, карточки с заданиями, памятки для родителей.
Ход собрания
Сегодня мы проведём родительское собрание в виде игры "Сто к одному".
Публикация «Родительское собрание „Развитие любознательности у дошкольников в домашних условиях“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Родители уже поделились на две команды: Ромашка и Ягодка.
По ходу совместной деятельности мы основные выводы будем вывешивать на доску.
На столах лежат конверты с заданиями. На задания отведено определённое количество времени.
Наша дискуссия - о развитии любознательности у детей.
Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок вырос умным и любознательным. Ребенок по своей натуре уже любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька, зажатая в руке, превращается в воду, что бумага рвется, мнется, шелестит, что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.
Стремление познать часто подводит детей: то нечаянно режут салфетки, т. к. хотят узнать, можно ли это разрезать, потрошат заводские игрушки с целью узнать, что там внутри, и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растёт. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? для чего? из чего сделано? Недаром их называют почемучками. Любопытство и любознательность! Как вы думаете, уважаемые родители, одинаковы ли по значению слова любопытство и любознательность? (Ответы родителей) слайд
Любопытство - мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям. Спрашивать из пустого любопытства. Праздное любопытство.
Любознательность - стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес по всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.
Итак, начинаем нашу игру.
Уважаемые родители, обратите внимание на экран, на экране написано несколько вопросов, которые нередко задают дети.
- Задание командам: выбрать три самых популярных вопроса. На выполнение задания даётся 30 сек.
1. Откуда берутся дети?
2. Откуда берётся гром?
3. Почему движутся облака?
4. Почему наступает ночь?
5. Почему зима?
6. Почему нельзя есть снег?
7. Зачем надо учиться?
- Итак, время закончилось, команды отвечают поочерёдно.
Какой первый по популярности вопрос выбрали команды :?
- Какой второй вопрос вы выбрали?
- Какой третий вопрос выбрали команды?
А сейчас внимание на экран. Слайд
Хорошо! Эти вопросы выявили в результате анкетирования родителей, наблюдений за детьми. Если у вас нет совпадений с нашими вопросами, то вам дети их ещё зададут.
Как вы думаете, нужно ли отвечать на все вопросы ребёнка? Какой же мы сделаем вывод?
Слайд Нужно относиться к любым вопросам детей с уважением, не отмахиваться от них, давать им краткие и доступные ответы. (Вывод вывешивается на доску)
А как же отвечать на детские "почему", чтобы интерес заключенный в вопросе не угасал, а развивался?
Возьмите конверт № 2.
Представьте такую ситуацию: Мать с пятилетней дочкой идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Дочь спрашивает: "Мама, почему идёт дождь?" Давайте посмотрим на экран и узнаем, что ответила мама.
На слайде появляется ответ мамы: "Ты плачешь и небо плачет".
Согласны ли вы с таким ответом? (Нет). Вопрос обеим командам: Как бы Вы ответили ребёнку? На обсуждение вопроса даётся 30 сек. (Ответы родителей)
Молодцы, уважаемые родители! Ваши ответы соответствуют возрасту этой девочки. А ответ: "Ты плачешь и небо плачет" можно дать ребёнку трёх лет. Вашему вниманию я предлагаю следующую ситуацию.
Возьмите конверт № 3.
Находясь на прогулке на лугу, шестилетняя Катя увидела красивую бабочку с оранжевыми крылышками: "Мама, как называется эта бабочка?" Мама не знала, что ответить, но предложила дочери внимательно рассмотреть и запомнить внешний вид бабочки. Вопрос командам: "Для чего мама предложила это ребёнку?". На обсуждение даётся 30 сек. (Ответы команд)
Уважаемые родители, чтобы ответить на возникающие вопросы, можно обратиться к книге.
Слайд Этим вы воспитываете у дошкольника уважение к знаниям. Ребенок начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, среди которых наиболее интересный и увлекательный - чтение книги.
А мы с вами делаем следующий вывод: отвечая на вопрос ребенка, постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.
Прилавки в книжных магазинах переполнены литературой для детей, и в этом изобилии достаточно трудно сориентироваться.
Поэтому многие родители вынуждены решать вопрос о том, как выбрать книгу для ребёнка, чтобы она была и красивая, и полезная, и понравилась малышу. (Даются книги разного формата и разной толщины).
- Выберите, пожалуйста, одну книгу, которую вы бы приобрели для ребёнка 4-5 лет. Время на задание 30 сек. (Ответы родителей)
- Почему вы выбрали именно эту книгу?
Мы можем сделать следующий вывод: По формату книжки лучше выбирать небольшие, чтобы ребёнок сам мог справиться с переворачиванием страниц и был в состоянии переносить книгу с места на место.
Самое главное в книге –это содержание.
В библиотеке ребё нка хорошо иметь разные книги:
- рассказы,
-литературные сказки,
-народные сказки,
-стихи,
- фольклор,
- былины.
Возьмите конверт № 4.
Определите последовательность знакомства детей с жанрами произведений. На выполнение заданий даётся 30 сек.
- Посмотрите на экран (слайд) и проверьте сами себя. На первом месте стоят потешки. Уже до года ребёнок слышит потешки "Идёт коза рогатая", "Ладушки-ладушки" и т. д. Именно поэтому первыми произведениями для ребёнка является фольклор.
- Согласно исследованиям, дети раннего возраста предпочитают стихотворные произведения. Доказано, что успешность восприятия детьми рифмованного текста на 22 % выше того же варианта прозаического.
- Следующим жанром, с которым мы знакомим детей, являются народные сказки. Сказки читаются в любом возрасте.
- После этого в круг детского чтения вводятся литературные сказки.
- И уже начиная с 4-х летнего возраста детям читают короткие рассказы. Но нельзя вводить только те тексты, которые дают образцовые, назидательные примеры для ребёнка, и тем более не надо призывать его следовать им, иначе у крохи возникнет представление о литературе не как об искусстве, а как о поведенческих рецептах.
- Самым сложным жанром для восприятия являются былины. Поэтому их используют для чтения детям подготовительной группы.
Итак, хочется сделать вывод: в библиотеке ребёнка должны быть книги разных жанров, начиная с народного фольклора до детской научной литературы (энциклопедии).
Очень эффективно развивается любознательность детей с помощью загадок. Они учат нестандартности мышления: отыскивать сходство между самыми отдаленными, внешне несходными вещами.
Замок похож на маленькую собачку, потому что не пускает в дом. Луковица напоминает деда, одетого в сто шуб.
Обязательно, после того, как ребенок предложит свой ответ (пусть даже неправильный, спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ? Как правило, дети охотно запоминают загадки, чтобы самим загадывать их. Замечательно, если дети научатся сами придумывать загадки, а вы должны им в этом помочь. Я предлагаю вам поучиться придумать загадки по схемам.
Возьмите конверт № 5.
Придумайте загадку и загадайте её команде напротив.
Не стремитесь получить от ребенка предполагаемую отгадку, поощряйте нешаблонные ответы. Важнее, что, задумываясь над отгадкой, ребенок учится наблюдать окружающий мир, выделять существенные признаки предметов, у него развивается любознательность, потребность задавать вопросы. Послушайте загадку: сидит девица в темнице, а коса на улице. Что это? (Морковь). Слайд
Это шаблонный ответ детей, хотя отгадкой может и репа, и редиска, и свёкла, и редька.
Возьмите конверт № 6
и прочитайте загадку. На экране вы видите шаблонные ответы на них. Я предлагаю за 30 сек. подобрать как можно больше отгадок к этим загадкам:
Послушаем отгадки на загадку "Одевают обувь резиновую, кормят маслом и бензином". (Автомобиль, трактор, автобус, грузовик, мотоцикл)
А сейчас отгадки на загадку "Зимой и летом одним цветом". (Ель, сосна, туя, кедр, пихта) Слайд
У нас ещё один вывод: Используйте загадки в развитии любознательности, они обогащают ребенка новыми знаниями, побуждают к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.
Мы все прекрасно понимаем, что наступил век информатики. Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь и в жизнь наших детей. Дети с раннего возраста тянутся к этому загадочному предмету. Ребенок с пеленок наблюдает, как мама работает за компьютером, а папа эмоционально давит на клавиши с криками: "Ура! Наши победили!"
Интерес малыша с возрастом растет, он не хочет быть уже сторонним наблюдателем работы взрослых за компьютером, он хочет сам прикоснуться к святыне. Как вы думаете, уважаемые родители, является ли компьютер средством развития любознательности? В нашем обществе существуют разные мнения по этому поводу.
Давайте разберёмся, компьютер - это добро или зло?
Возьмите конверт № 7.