Елена Белослудцева
Родительское собрание «Преодоление фонематических нарушений у дошкольников с ОНР» (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
3). Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
При уточнении правильной артикуляции звука например [С], обращается внимание на работу артикуляторных органов при его произнесении: губы растянуты в улыбке, кончик языка располагается за нижними резцами. Для закрепления зрительного образа звука детям предлагаются изображения - символы;
- губы, растянутые в улыбку;
- язык с опущенным вниз кончиком.
Публикация «Родительское собрание „Преодоление фонематических нарушений у дошкольников с ОНР“ (продолжение)» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие фонематического слуха
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Формирование умения кинестетически ощущать положение кончика языка (приподнят или опущен) осуществляется в процессе сравнения звука [С] со звуком [Т]. С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука образуется центральная узкая и холодная воздушная струя, голосовые складки не вибрируют. Слуховой образ звука сравнивается с неречевым звучанием (с вытекающей из крана струйкой воды). Положение языка при произнесении звука [С] подкрепляется определенным положением руки.
4). Выделение звука среди ряда других звуков, слогов, слов. Детям предлагается ряд звуков (слогов) из которых нужно выделить заданный звук (например, поднять флажок, если слышится звук [С]. После формирования правильного произношения этого звука проводится его выделение из слога при произнесении. Слоги не должны включать оппозиционных звуков.
Так же дети определяют наличие или отсутствие данного звука в слове. Даются задания:
- поднять руку на заданный звук
- отобрать картинки (а позднее и назвать) в названии которых имеется соответствующий звук.
5). Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождения местоположения заданного звука.
В первую очередь необходимо научить детей выделять первый ударный гласный в словах. Используя схему слова (полоску, разделенную на три части: начало, середина и конец) и символ гласного звука, можно предложить детям следующие задания:
• Назвать первый звук в именах детей: Аня, Оля, Уля, Ира, Игорь, Осип, Ася,.
•Прослушать слова, назвать звук, который слышится в начале слова: осень, уши, астры, имя, ужин,
•Рассмотреть картинку и определить с какого звука начинается название (все звуки в названии картинки ребенок должен чётко произносить).
•Подобрать картинку, название которой начинается с заданного звука.
• «Найди общий звук». Взрослый называет слова на какой-либо один гласный звук. Ребёнок определяет, какой звук встречается во всех словах и где он слышится. Аналогично следует детей научить выделять последний звук в словах, а затем научить определять местоположение заданного звука (в начале, в середине, в конце).
Только после отработки отдельного звука по указанному плану проводится его сопоставление с другими звуками (изолированно, в слогах, словах, предложениях, что вы видели сегодня на занятии. Сравнивать можно только те звуки, которые достаточно упрочились в речи детей.
Литература. 1. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стёртой дизартрии) : Учебное пособие/Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - СПб: Изд-во ГГПУ им. А. П. Герцена ; Изд-во «СОЮЗ», 2001
2. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками; Учебное пособие/ Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Земина. - М. : «Академия»,2003