Любовь Кузнецова
Родительское собрание «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Группа: подготовительная к школе
Форма: Семинар – практикум
Тема: «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»
Публикация «Родительское собрание „Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе, целями и задачами годового курса по обучению грамоте; создание условий для совершенствования системы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на подготовку детей к школьному обучению.
Предварительная работа:
1. Подготовка пригласительных для родителей воспитанников
2. Подготовка памяток для родителей воспитанников.
3. Выставка литературы и дидактических пособий по подготовке детей к школе.
Структура родительского собрания :
1Вступительное слово
2Ознакомление родителей с задачами курса «обучение грамоте»
3Практическая игровая часть с родителями
4 Проект решения собрания
Ход:
1ч Вступительное слово
Здравствуйте, уважаемые родители!
Очень приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие.
Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения.
Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть взрослые, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей.
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом.
Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Вопросы для обсуждения:
-Чем отличается звук от буквы?
33 буквы, из них 10 – гласных, 21 – согласная и две буквы никаких звуков не обозначают, они нужны для вспомогательных целей. Это мягкий знак «ь» и твердый знак «ъ»
43 звука - 37 согласных звуков, 6 гласных
- Какие звуки называются гласными?
- Сколько гласных звуков? Назовите их. всего 6 [а], [о], [у], [э], [ы], [и]
- Какие звуки называются согласными? согласных 37 звуков.
- Какие согласные всегда твердые? ([ж], [ш], [ц]) Всегда мягкие? ([й’], [ч’], [щ’]).
-Всегда глухие [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].
-Всегда звонкие, соответственно, непарные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [ж’ :]
- Что такое слог? (часть слова)
- Что такое предложение? (слова связанные между собой по смыслу)
2ч. Ознакомление родителей с задачами курса «обучение грамоте».
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает :
определение количества звуков в слове,
фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие,
определение места звука в слове.
Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.
Вопрос
-Скажите, что такое звуки? (Звуки — это то, что мы слышим и произносим).
-А что такое буквы? (Буквы мы пишем и читаем).
-Какие бывают звуки? (Гласные звуки и согласные).
-Сколько гласных звуков? Назовите их. всего 6 [а], [о], [у], [э], [ы], [и]
- Мы детям объясняем, что гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно.
Их обозначаем красным цветом.
-Обратите внимание, что гласных букв больше, чем гласных звуков
(10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ].
Вопрос:
-Какие звуки называются согласными? согласных 37 звуков
-Согласные звуки петь не могут. Воздух свободно выйти из рта не может, ему мешают то губы, то зубы, то язык.
-Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.
-Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом. –
-Чтобы детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего большого гнома со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом гнома младшего маленького с веселым, мягким характером.
Старший гном живет в доме с синей крышей и дружит с твердыми согласными звуками. Младший гном живет в доме с зеленой крышей и дружит с мягкими звуками.
Запомните, что
- Согласные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы (е, ё, и, ю, я).
-Согласные звуки являются твёрдыми, если за ними следуют другие гласные (а, о, у, ы, э).
Вопрос:
- Какие согласные всегда твердые? ([ж], [ш], [ц])
- Всегда мягкие? ([й’], [ч’], [щ’]).
-Давайте поиграем в игру «Фонарики»
Для данной игры у каждого ребё нка по три квадратика: красный, синий и зелёный.
«А сейчас берите в руки фонарики и показывайте красный глазок, если услышите … Какой звук? Правильно, гласный.
А если будет твёрдый согласный звук, то вы покажете … Какой глазок фонарика? Конечно, синий.
Мягкий согласный? Зелёный.
Начнём.
Звуки: [ИИ], [АА], [В’], [К], [ОО], [Л’], [ЫЫ]
Игра «Посели в домики».
-Скажите, в какой домик вы поселите картинку?
Ваши дети на занятиях отвечают таким образом: «Я поселю мишку в домик с зеленой крышей, потому что в слове «мишка» первый звук [мь], он мягкий».
-Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими.
-Глухой звук образуется без участия голосовых складок.
-Детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков горло молчит, а при произнесении звонких звуков горло работает.
-Часто, чтобы различить эти звуки, дети прибегают к тактильному контролю (ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие вибрации).
Или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.
Давайте поиграем в игру «Звенит – не звенит».
Если в начале слова вы услышите звонкий согласный — поднимите карточку с колокольчиком,
если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут.
Слова: Ракета, пила, бабочка, точка, дочка, кочка, бочка, почка.
Звуко-буквенный анализ слова.
Чтобы ребенку было легче выполнить звукобуквенный анализ слова, мы используем схемы.
Н – Р: для анализа слова мама ребё нок должен произнести его 4 раза: «Мама, мАма, маМа, мамА».
Если звук не тянется, его следует подчеркнуть силой голоса, повторами.
Сначала предлагать произносить
слова из двух гласных (ау, уа);
слова из двух звуков (ум, ах, ус);
слова из трех звуков (дым, мир);
слова из двух открытых слогов (ваза, мама);
слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);
слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);
слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);
слова из трех открытых слогов (Лариса, работо)
1На картинке изображается предмет, слово – название которого должно быть проанализировано.
2Под картинкой клетками по числу фонем чертится графическая схема фонемного состава слова.
3 Кроме картинки с графической схемой фонемного состава слова ребёнок получает звуковые схемы.
4Выделяя на основе интонационно подчёркнутого проговаривания фонему за фонемой, ребёнок фиксирует каждую фонему, ставя фишку в очередную клетку и последовательно заполняя фишками всю схему.
5Теперь каждый звук подпишем буквой.
Задание:
-Попробуйте теперь самостоятельно сделать звуко-буквенный анализ слова РОЗА.
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
Игра «Определи место звука»
Взрослый показывает детям предметные картинки (произносит слова, например, со звуком «и», дети должны определить место звука в слове (начало, середина, конец) и положить фишку на соответствующий сигнал светофора.
СТР 44 Колесникова
«Какое слово спряталось».
По схемам-моделям, показанным на наборном полотне или на доске, определить какие слова спрятались.
(стул, стол, слон) (молоко, голова)
Буквы являются графическим символом звуков.
-Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.
В результате получается «кэотэ», вместо «кот».
Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.
-В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к….
Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.
Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:
- «На что похожа буква?»
- В ряду букв обвести в круг заданную букву.
-Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т. п.
- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
Предложение.
Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.
Составить предложение по опорной картине из 2,3,4,5 слов
Стр 48 Колесникова
Составление предложений по графической схеме
Перед каждым – графическая схема предложения – необходимо придумать предложение, соответствующее данной схеме.
Составление графической схемы предложения
Минивикторина.
Вопросы:
Задание
1. Сколько букв в слове деньги.
2. Сколько звуков в слове «пульт».
3. Поделите слово парикмахерская на слоги.
4. Назовите первый звук в словах грач, щетка, яблоко, пенек, облака.
5. Назовите последний звук в словах печь, земля, столб, лень, громко.
6. Назовите слово из 5 слогов.
Задание 2
Выполнить звуковой анализ слова и подобрать другие слова к данной схеме.
А калина
Б кепка
Заключение
А теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи.
Предлагаю вам оценить себя по достижению цели встречи.
Выбрать сигнальную карточку «зеленую» - «владею достаточной информацией по подготовке к обучению грамоте»,
«желтый» – «владею не достаточным объемом информации»,
«красный» - «не владею…»
Родителям раздаются памятки по теме.