Папки-передвижки

Родительское собрание «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»

Любовь Кузнецова
Родительское собрание «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Родительское собрание

Группа: подготовительная к школе

Форма: Семинар – практикум

Тема: «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»

Публикация «Родительское собрание „Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе, целями и задачами годового курса по обучению грамоте; создание условий для совершенствования системы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на подготовку детей к школьному обучению.

Предварительная работа:

1. Подготовка пригласительных для родителей воспитанников

2. Подготовка памяток для родителей воспитанников.

3. Выставка литературы и дидактических пособий по подготовке детей к школе.

Структура родительского собрания :

1Вступительное слово

2Ознакомление родителей с задачами курса «обучение грамоте»

3Практическая игровая часть с родителями

4 Проект решения собрания

Ход:

1ч Вступительное слово

Здравствуйте, уважаемые родители!

Очень приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие.

Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения.

Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть взрослые, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом.

Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Вопросы для обсуждения:

-Чем отличается звук от буквы?

33 буквы, из них 10 – гласных, 21 – согласная и две буквы никаких звуков не обозначают, они нужны для вспомогательных целей. Это мягкий знак «ь» и твердый знак «ъ»

43 звука - 37 согласных звуков, 6 гласных

- Какие звуки называются гласными?

- Сколько гласных звуков? Назовите их. всего 6 [а], [о], [у], [э], [ы], [и]

- Какие звуки называются согласными? согласных 37 звуков.

- Какие согласные всегда твердые? ([ж], [ш], [ц]) Всегда мягкие? ([й’], [ч’], [щ’]).

-Всегда глухие [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

-Всегда звонкие, соответственно, непарные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [ж’ :]

- Что такое слог? (часть слова)

- Что такое предложение? (слова связанные между собой по смыслу)

2ч. Ознакомление родителей с задачами курса «обучение грамоте».

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает :

определение количества звуков в слове,

фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие,

определение места звука в слове.

Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

Вопрос

-Скажите, что такое звуки? (Звуки — это то, что мы слышим и произносим).

-А что такое буквы? (Буквы мы пишем и читаем).

-Какие бывают звуки? (Гласные звуки и согласные).

-Сколько гласных звуков? Назовите их. всего 6 [а], [о], [у], [э], [ы], [и]

- Мы детям объясняем, что гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно.

Их обозначаем красным цветом.

-Обратите внимание, что гласных букв больше, чем гласных звуков

(10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ].

Вопрос:

-Какие звуки называются согласными? согласных 37 звуков

-Согласные звуки петь не могут. Воздух свободно выйти из рта не может, ему мешают то губы, то зубы, то язык.

-Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.

-Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом. –

-Чтобы детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего большого гнома со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом гнома младшего маленького с веселым, мягким характером.

Старший гном живет в доме с синей крышей и дружит с твердыми согласными звуками. Младший гном живет в доме с зеленой крышей и дружит с мягкими звуками.

Запомните, что

- Согласные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы (е, ё, и, ю, я).

-Согласные звуки являются твёрдыми, если за ними следуют другие гласные (а, о, у, ы, э).

Вопрос:

- Какие согласные всегда твердые? ([ж], [ш], [ц])

- Всегда мягкие? ([й’], [ч’], [щ’]).

-Давайте поиграем в игру «Фонарики»

Для данной игры у каждого ребё нка по три квадратика: красный, синий и зелёный.

«А сейчас берите в руки фонарики и показывайте красный глазок, если услышите … Какой звук? Правильно, гласный.

А если будет твёрдый согласный звук, то вы покажете … Какой глазок фонарика? Конечно, синий.

Мягкий согласный? Зелёный.

Начнём.

Звуки: [ИИ], [АА], [В’], [К], [ОО], [Л’], [ЫЫ]

Игра «Посели в домики».

-Скажите, в какой домик вы поселите картинку?

Ваши дети на занятиях отвечают таким образом: «Я поселю мишку в домик с зеленой крышей, потому что в слове «мишка» первый звук [мь], он мягкий».

-Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими.

-Глухой звук образуется без участия голосовых складок.

-Детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков горло молчит, а при произнесении звонких звуков горло работает.

-Часто, чтобы различить эти звуки, дети прибегают к тактильному контролю (ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие вибрации).

Или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.

Давайте поиграем в игру «Звенит – не звенит».

Если в начале слова вы услышите звонкий согласный — поднимите карточку с колокольчиком,

если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут.

Слова: Ракета, пила, бабочка, точка, дочка, кочка, бочка, почка.

Звуко-буквенный анализ слова.

Чтобы ребенку было легче выполнить звукобуквенный анализ слова, мы используем схемы.

Н – Р: для анализа слова мама ребё нок должен произнести его 4 раза: «Мама, мАма, маМа, мамА».

Если звук не тянется, его следует подчеркнуть силой голоса, повторами.

Сначала предлагать произносить

слова из двух гласных (ау, уа);

слова из двух звуков (ум, ах, ус);

слова из трех звуков (дым, мир);

слова из двух открытых слогов (ваза, мама);

слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);

слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);

слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);

слова из трех открытых слогов (Лариса, работо)

1На картинке изображается предмет, слово – название которого должно быть проанализировано.

2Под картинкой клетками по числу фонем чертится графическая схема фонемного состава слова.

3 Кроме картинки с графической схемой фонемного состава слова ребёнок получает звуковые схемы.

4Выделяя на основе интонационно подчёркнутого проговаривания фонему за фонемой, ребёнок фиксирует каждую фонему, ставя фишку в очередную клетку и последовательно заполняя фишками всю схему.

5Теперь каждый звук подпишем буквой.

Задание:

-Попробуйте теперь самостоятельно сделать звуко-буквенный анализ слова РОЗА.

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Игра «Определи место звука»

Взрослый показывает детям предметные картинки (произносит слова, например, со звуком «и», дети должны определить место звука в слове (начало, середина, конец) и положить фишку на соответствующий сигнал светофора.

СТР 44 Колесникова

«Какое слово спряталось».

По схемам-моделям, показанным на наборном полотне или на доске, определить какие слова спрятались.

(стул, стол, слон) (молоко, голова)

Буквы являются графическим символом звуков.

-Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.

В результате получается «кэотэ», вместо «кот».

Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

-В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к….

Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.

Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

- «На что похожа буква?»

- В ряду букв обвести в круг заданную букву.

-Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т. п.

- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Предложение.

Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.

Составить предложение по опорной картине из 2,3,4,5 слов

Стр 48 Колесникова

Составление предложений по графической схеме

Перед каждым – графическая схема предложения – необходимо придумать предложение, соответствующее данной схеме.

Составление графической схемы предложения

Минивикторина.

Вопросы:

Задание

1. Сколько букв в слове деньги.

2. Сколько звуков в слове «пульт».

3. Поделите слово парикмахерская на слоги.

4. Назовите первый звук в словах грач, щетка, яблоко, пенек, облака.

5. Назовите последний звук в словах печь, земля, столб, лень, громко.

6. Назовите слово из 5 слогов.

Задание 2

Выполнить звуковой анализ слова и подобрать другие слова к данной схеме.

А калина

Б кепка

Заключение

А теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи.

Предлагаю вам оценить себя по достижению цели встречи.

Выбрать сигнальную карточку «зеленую» - «владею достаточной информацией по подготовке к обучению грамоте»,

«желтый»«владею не достаточным объемом информации»,

«красный» - «не владею…»

Родителям раздаются памятки по теме.

Публикации по теме:

«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию свою новую работу из серии - развивающие сказки. Данную сказку можно использовать как обобщающее занятие по формированию.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие по обучению грамоте «АБВГдейка» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Хлус Наталья Сергеевна,воспитатель.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Конспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамотеКонспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте Занятие 1. Буква АЗадачи: закреплять правильное произношение звука А – изолированного и в словах, учить различать звуки на слух, произносить.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка»Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка» Развитие речи и обучение грамоте как основа успешного обучения в школе. Дошкольный возраст — важный период речевого развития ребенка, формирования.

Родительское собрание для старшего дошкольного возраста «Растить любознательных»Родительское собрание для старшего дошкольного возраста «Растить любознательных» Цели: раскрыть значение познавательного интереса ребёнка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность. Подготовила.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 28 января 2021 в 16:10
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Кузнецова (УИ 287479) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД