Дарья Куличенко Аржанникова
Родительское собрание «Подготовка ребенка к школе» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
По теме «Подготовка ребенка к школе»
Возрастная группа: Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
- Познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адаптации к школе) их причинами и способами коррекции.
Публикация «Родительское собрание „Подготовка ребенка к школе“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Расширить представление родителей о видах готовности ребенка
- Познакомить с психологическимиособенностями будущих первоклассников
- Ознакомить с образовательным процессом в школе
Приглашённые гости:
- Педагог - Психолог: Тема «Психологические особенности будущих первоклассников»
- Логопед: Тема «Скоро в школу!»
-Физ-инструктор: Тема «Физические особенности будущих первоклассников»
Форма проведения: Родительский вечер
Секретарь:
Председатель:
Ход:
Представление воспитателям темы и участников собрания
Анкетирование «Мой ребенок»
1. Имя, фамилия ребенка
2. В чём, на Ваш взгляд, заключается готовность ребёнка к школе (нужное подчеркнуть):
- Умение читать и писать
- Умение считать
- Умение логически мыслить
- Психологическая готовность
- Ответственность и самостоятельность
- Умение общаться в коллективе сверстников и со взрослыми
3. Какую помощь может оказать Вашему ребёнку детский сад?
4. В чём Вы видите свою роль в подготовке детей к школе?
5. Рассказываете Вы ребёнку о своей работе: да, нет, иногда
6. Есть у ребёнка какие-либо постоянные небольшие обязанности: если да, то какие
7. В чём Вы видите наибольшие затруднения: ребёнок не хочет выполнять трудовые поручения; задания взрослого забывает; не доводит начатое до конца; не проявляет себя при выполнении работы; готов бросить дело при затруднении; сомневается (подчеркните, допишите недостающее)
8. Как Вы думаете, является ли для ребёнка трудом следующее (нужное подчеркните)
- Мыть посуду
- Мастерить поделку из бумаги
- Поливать растения
- Стирать носки
- Убирать игрушки
- Строить из кубиков дом
-Вышивание
- Сервировка стола
9. Ваши вопросы на которые вы желаете получить ответы на собрании?
Выступление:
1. Воспитатель «Адаптация ребенка к школе»
Адаптация ребенка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики. В начале школьного обучения почти у всех первоклассников наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, раздражительность, снижение аппетита, плохой сон, повышенная утомляемость. Это закономерные реакции организма ребенка на изменение привычного образа жизни, которые постепенно проходят.
Ребята очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых, они стремятся быть самостоятельными. К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения.
Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребёнка – будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребёнка могут стимулировать такие стереотипы воспитания:
1. «Вот пойдёшь в школу, там тебе» «Ты, наверное, будешь двоечником» (Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)
2. «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником» (Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)
3. «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребёнка, часто такой непосильный психологический груз приводит ребёнка к неврозу.)
4. «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)
5. «Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребёнка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности т др.)
Не надо заставлять своего ребёнка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребёнок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью.
Мы должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми – семьёй. Родители могут создать такую обстановку, которая не только подготовит ребёнка к успешной учёбе, но и позволит занять ему достойное место среди первоклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
2. Воспитатель «Виды готовности к школе»
1. Физическая готовность
С видом этой готовности вас ознакомит физ- инструктор
2. Интеллектуальная готовность
Современные концепции реформирования начальной школы свидетельствуют о смене парадигмы образования с информационной на смысловую. Приоритетным направлением последней является развитие мышления, понимания, рефлексии в ходе собственной деятельности учащихся. В связи с этим, интеллектуальную готовность к школьному обучению можно рассматривать как соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, обеспечивающий переход к учебной деятельности.
Мышление – высшая ступень в развитии духовной, теоретической деятельности человека. Мы исходим из того, что мышление функционирует в соответствии с тремя основными принципам природосообразности, культуросообразности и дополнительности.
Анализируя природу мышления дошкольника традиционно к контексте основных видов деятельности выделяют наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое.
3. Эмоционально-волевая готовность
С этой сферой вас ближе ознакомит Педагог – Психолог
4. Мотивационная готовность к обучению в школе
Формирование мотивов, побуждающих к учению, – одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Это и отношение к обучению как необходимому и важному делу, и интерес к учебным занятиям.
Мотив – побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющий направленность его активности.
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
- Положительных представлений о школе;
-Желания учится в школе, чтобы узнать и уметь много нового;
-Сформированной позиции школьника.
Наиболее адекватными для учебной деятельности являются учебно-познавательные мотивы, которые формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности и специально организованных мероприятий. Следует отличать мотив посещения школы от мотива обучения. Оба этих мотива в организации поведения и учебной деятельности могут действовать в одном направлении, а могут расходиться.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:
- Содержание учебного материала,
- Организация учебной деятельности,
- Коллективные формы учебной деятельности,
- Оценка учебной деятельности.
5. Готовность в сфере общения
С этой сферой вас ближе ознакомит Педагог – Психолог
3. Педагог – Психолог «Психологические особенности будущих первоклассников»
- Эмоционально-волевая готовность
Волевая готовность – это достаточно высокий уровень произвольно управляемого поведения, произвольной регуляции психических процессов, действий; овладение такой структурой деятельности и поведения, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность
Эмоциональная готовность – это способность ребенка переживать позитивные эмоции, связанные с учебной деятельностью, что создает благоприятный фон учению, снижает утомляемость, повышает учебную мотивацию.
Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию.
В этой сфере педагог в ДОУ работает на перспективу, так как эмоциональная сфера личности дошкольника:
- Обладает интенсивностью проявления эмоций,
- Непосредственности в проявлении эмоций,
- Быстрой переключаемостью, сменой настроений,
-Поверхностью эмоций.
- Готовность в сфере общения
По определению Е. Е. Кравцовой и Е. В. Проскуры, готовность ребенка к школе в сфере общения или социально-психологическая готовность – это умение ребенка строить свои отношения со взрослыми и сверстниками.
Готовность детей к школе в сфере общения включает:
- Развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми;
- Умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов;
- Развивающие способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
Развитие социально-психологической готовности к школе необходимо потому, что:
- Умение налаживать контакты с другими способствует облегчению процесса адаптации к школьной жизни, к новым социальным условиям.
- Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми является важным компонентом волевой готовности к школе. Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества: доброжелательность, уважение к товарищам, общительность и готовность проявить сочувствие.
Наличие этих черт способствует созданию эмоционально-положительного тона в общении.
4. Физ-инструктор: Тема «Физические особенности будущих первоклассников»
В современной науке хорошо изучены особенности развития ребенка до школы и имеются достаточно полные представления о том, какой он, будущий первоклассник, каким он должен прийти в школу, чтобы нормально расти и развиваться. Первоклассники сейчас такие разные не только по индивидуальным темпам роста и развития, но и по паспортному возрасту. Есть первоклассники-шестилетки, а есть семилетки.
Возраст от 6 до 7 – период существенных изменений в организме. На шестом седьмом году жизни годичные приросты длины тела составляют 8–10 см, а прибавление массы тела 2,2–2,5 кг.
В этом же возрасте происходит первое изменение пропорций тела, интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы.
В шесть-семь лет продолжает развиваться и совершенствоваться сердечно-сосудистая система, совершенствуется регуляция кровообращения. Поэтому система становится более уязвимой, т. е. организм более остро реагирует на малейшие неблагоприятные влияния внешней среды, которыми могут быть чрезмерные нагрузки. В этот период не завершены процессы развития системы органов дыхания, эндокринной системы, т. е. организм растет, развивается, совершенствуется.
В шесть-семь лет достаточно четко выражены индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка, которые проявляются в темпераменте. Дети с сильным типом нервной системы могут достаточно долго и напряженно работать или играть; у них как правило, высокий эмоциональный тонус, устойчивое внимание, хорошая способность ориентироваться в непривычной ситуации. Они достаточно быстро переключаются на новый вид деятельности, у них высокий темп и интенсивность работы. Дети со слабым типом нервной системы, напротив вялы, замедлены во всех действиях, медленно включаются в работу, долго переключаются и восстановляются; у них, как правило, медленный темп письма и чтения, они быстро отвлекаются и не могут долго и интенсивно работать.
Игра "Копилка первоклассника"
Родителям предлагается "наполнить" 2 копилки - трудности ученика и успехи ученика (2 непрозрачные баночки с наклеенными названиями разного цвета). Родители перечисляют, что по их мнению, может затруднить учебу детей, огорчить, или наоборот, обрадовать, принести удовольствие, помочь справиться с трудностями. Каждое высказывание сопровождается бросанием мелкого предмета в соответствующую копилку. Когда варианты иссякнут, предложить родителям "погреметь" копилкой и определить, где содержимого больше.
Если родители считают, что копилка успеха звонче, подвести к тому, что и успехов в жизни ученика больше. Если одинаково - то, несмотря на трудности, будет не меньше успехов. А если трудностей больше - добавить "фишек" в копилку успеха, упомянув то, о чем забыли родители.
Игра "Найди школьные предметы"
Психолог предлагает родителям картинки с изображением различных предметов. Среди них есть школьные принадлежности (картинка 1, школьная одежда (картинка 2, школьная мебель (картинка 3, школьные учебники (картинка 4). Необходимо школьные предметы обвести в кружок, все лишнее закрасить. Объяснить свой выбор.