Оксана Вольф
Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста»
Сценарий
родительского собрания в старшей – подготовительной группе
на тему: «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста»
Форма проведения: Игра-путешествие
Публикация «Родительское собрание „Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Цель: привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи речевого развития детей.
Задачи:
- раскрыть особенности и проблемы речи во всестороннем развитии личности ребёнка;
- познакомить с речевыми играми для их использования в домашних условиях.
Предварительная работа:
1. Анкетирование родителей по теме собрания.
2. Изготовление памятки «Как читать детям».
3. Оформление мини - выставки настольно печатных игр по развитию речи.
4. Подготовка атрибутов к драматизации сказки «Теремок».
5. Создание мультимедийной презентации по теме собрания.
Повестка.
1. Вступительное слово воспитателя.
2. Игра - путешествие по островам «Речевого развития».
3. Подведение итогов.
1. Вступительное слово воспитателя по теме собрания.
(1 сл.) Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу.
Тема собрания «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста», которая действительно заслуживает внимания.
Годовой задачей нашего детского сада является речевое развитие дошкольников. Поэтому мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка.
(2 сл.) Одно из основных условий нормального развития ребенка дошкольного возраста - своевременное и полноценное формирование речи. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей, общение со взрослыми и сверстниками – все это способствует интеллектуальному развитию ребенка и формированию гармонично развитой личности. Любое нарушение и любая задержка в ходе развития речи ребенка сказывается на его поведении и его деятельности.
До поступления наших детей в школу осталось совсем немного времени. И важно, чтобы будущие школьники умели рассуждать, объяснять, доказывать, правильно строить предложения, иметь богатый словарный запас.
(3 сл.) Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький. Как вы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас?
И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как ребенок выражает свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас? Если «да»: Мы очень рады, что вас беспокоит это вопрос, эта проблема. Если «нет», не задумываемся: Очень жаль, поэтому вопросу развития речи детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?
(4 сл.) Какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу? Давайте подберем подходящие характеристики.
Грамотной
Понятной
Выразительной
Осмысленной
Богатой
Это идеал. А что же получается на самом деле?
В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.
(5 сл.) Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:
Односложная речь - состоящая из одних простых предложений.
Бедная речь - недостаточный словарный запас, в основном бытовой тематики, употребление слов-паразитов, нелитературных слов и выражений.
Безграмотная речь - грамматические ошибки при согласовании слов, образовании новых слов.
Бессвязная речь - неспособность построить пересказ, рассказ на предложенную тему, описать предмет, картинку.
Невыразительная речь – неумение использовать интонации.
Нечеткая речь – неправильное произношение звуков родного языка.
Возникает очередной вопрос: «Что же делать?» Ответ однозначен, заниматься речевым развитием детей не только в детском саду, но и дома.
- Что мы делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?
(6,7,8 сл.) Работа по развитию речи в старшей группе предусматривает решение следующих задач:
Формирование словаря:
• осуществлять словарную работу, расширяя и уточняя знания детей об окружающем;
• обогащать речь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения, профессии, растения, животных, птиц; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов, эмоции, чувства, переживания; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду, характеризующими настроение человека, его отдых;
• упражнять детей в подборе существительных к прилагательному;
• помогать детям употреблять слова активно, правильно, в точном соответствии со смыслом.
Грамматический строй речи:
• продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными и прилагательные с существительными;
• помогать замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить;
• знакомить с разными способами образования слов;
• упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал);
• учить правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах;
• упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Особое место занимает развитие фонематического слуха (учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки, определять место звука в слове).
Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребенка обязательно принесет положительные результаты. Ведь уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно использовать речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи. Современно исправляя речевые ошибки, родители оказывают большую помощь своему ребенку. Помощь ребенку можно оказать, в том числе и в игровой форме.
Работа по развитию речи ребёнка в дошкольном учреждении осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
И сейчас мы предлагаем вам окунуться в детство и на мгновенье превратиться в детей. Мы отправляемся в путешествие на острова «Развития речи».
(9 сл.) 2. Игра - путешествие по островам «Речевого развития»
(10 сл.) Остров «Игровой»
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.
Игра «Подберите эпитеты к словам»
-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)
-родитель (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
-ребенок (веселый, добрый, радостный и т. д.)
(11 сл.) Игра «Назови предмет»
«Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает».
(Перебрасывая мяч различными способами, педагог задает вопрос, на который взрослый, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч воспитателю. Педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему родителю, ожидая ответа от него).
1. Что бывает круглым? (мяч, шар, сыр)
2. Что бывает длинным? (шарф, пальто, шнурок)
3. Что бывает гладким? (стекло, зеркало) и т. д.
(12 сл.) Словесная игра «Почемучка» (педагог проводит игру с родителями)
Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.
(13 сл.) Игра «Скажи наоборот»: Прилагательные: (мокрый - сухой, добрый - злой, горячий - холодный, кривой - прямой). Существительные: (день - ночь, добро - зло, мальчик – девочка, богатство - бедность). Глаголы: (бежать - стоять, смеяться - плакать, кричать - молчать, открывать - закрывать).
(14 сл.) Остров «Художественное слово»
В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего, формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом, напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту - всё это способствует формированию и развитию речи.
Художественные тексты являются хорошим помощником родителями педагогам в развитии речи ребёнка. Рассказывайте, читайте детям сказки, стихи, рассказы.
А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.
Большую роль в развитии речи детей играет развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи.
Мы предлагаем вам, уважаемые родители, обыграть знакомую всем сказку: «Теремок». (Раздать маски)
Хотим вручить Вам памятки «Как читать детям» (раздать родителям).
1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать, ребёнку слушать рассказ или сказку.
2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.
3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.
4. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.
5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка.
6. Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному.
7. Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.
(Отправляемся на следующий остров)
(15 сл.) Остров «Скороговорок»
Скороговорки появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и взрослых. Это было увлекательной народной игрой – быстро, чисто и правильно произносить самые сложные сочетания звуков или длинных слов.
Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки речевого аппарата, делая его более подвижным (развитие речевого аппарата необходимо для правильного звукопроизношения); способствуют развитию дикции и правильной, внятной, выразительной речи. К тому же многие скороговорки сами по себе весьма забавны. Некоторые из них содержат смысловые и логические противоречия, которые интересно разбирать вместе с детьми. Смысл скороговорок становится прекрасной основой для расширения и обогащения словаря ребёнка. Также скороговорки помимо речи позволяют развивать логику и воображение, совершенствовать память и внимание детей.
Но мы для Вас, уважаемые родители, приготовили скороговорки для взрослых. (Раздать родителям карточки)
(16 сл.) Итог. А сейчас предлагаем Вам вернуться в детский сад, и поделиться своими впечатлениями, нам очень важно услышать Ваше мнение о нашем путешествии, на каком острове вам было тяжелее всего справляться с заданиями. Может у вас возникли вопросы вовремя нашего путешествия, а кто-то хочет поделиться семейным опытом речевого развития своего ребенка?