Natali Spogreeva
Родительское собрание «Наши пальчики играют»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 г. Облучье»
Наши пальчики играют
(мастер-класс)
Провела воспитатель
первой категории
Спогреева Н. И.
2018год.
Родительское собрание
Наши пальчики играют
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
(мастер-класс)
Цели:
1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.
2. Познакомить родителей с техникой оригами, которую осваивают дети для развития мелкой моторики рук.
3. Показать уровень развития мелкой моторики у детей на примере открытого занятия
4. Дать практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук
Форма проведения: мастер-класс.
Участники: воспитатель, родители, дети.
Оборудование: выставка детских работ по оригами; Список рекомендуемой литературы (выполнен в виде памяток для родителей) :
Советы родителям
(памятка)
Очень надеемся, что работа, начатая в группе, будет продолжена и дома, поэтому позвольте дать Вам несколько советов:
1. До занятий необходимо приготовить бумажные квадраты нужного размера и цвета, убедиться в том, что место работы удобно для ребенка и хорошо освещено.
2. Начните знакомство с техникой оригами с самых простых фигурок, предлагая ребёнку повторять Ваши действия с бумагой.
3. Демонстрировать складывание фигурки можно только при условии внимательного отношения со стороны ребёнка и отсутствие отвлекающих факторов – в состоянии эмоционального комфорта.
4. Не скупитесь на похвалу, найдите слова ободрения в случае неудачи, настройте ребёнка на то, что в следующий раз всё получится гораздо лучше.
5. Применяйте свои артистические способности, исполняя роль ученика, и Ваш маленький «учитель» с радостью придёт к Вам на помощь
6. Помните, что занятие не должно длиться дольше 30 минут
7. При появлении усталости используйте потешку, сопровождая её пальчиковой гимнастикой :
Наши пальцы не ленились,
Над фигуркой трудились.
Уголочки загибали
И немножечко устали.
Мы легонечко их стряхнём,
Снова складывать начнём.
Предварительная работа: подготовка пригласительных для родителей в виде игрушки, выполненной в технике оригами руками детей; организация выставки детских работ, подготовка памяток для родителей, оформление помещения.
Повестка собрания :
1. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи (выступление учителя-логопеда)
2. Познание мира посредством оригами – изящно, конкретно, эффективно (выступление воспитателя)
3. Пальчиковый тренинг с детьми и родителями
4. Открытое занятие по изобразительной деятельности «В гостях у Волшебного квадратика»
5. Итоги работы за второй период обучения.
Ход собрания
1. Выступление воспитателя.
Влияние мелкой моторики рук на развитие речи
Еще век назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка. Ученые-физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. И проекция кисти руки занимает почти треть площади участка коры головного мозга, отвечающей за двигательную активность! Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активизации процессов в речевом центре. Таким образом, развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков.
Наши предки, забавляя детишек играми в ладушки и в «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием! Поглаживания, похлопывания и разминание пальчиков, которые происходят во время этих забав, активизируют нервные окончания на ладошке, что автоматически ведет к стимулированию работы речевого центра. К сожалению, многие мамы, увлекшись ранним развитием детей по Доману и Зайцеву, посчитали «сороку-белобоку» никому не нужным изобретением стародавних времен и перестали играть с детьми в игры «дореволюционных бабушек». И совершенно напрасно. Можно не учить детей читать до года – этот навык прекрасно формируется и в старшем дошкольном возрасте безо всякого ущерба для интеллектуального развития, а вот развитие мелкой моторики у детей может происходить только в раннем возрасте. С течением времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше.
Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идет формирование навыков письма и практически не встречается дисграфия.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения:
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
«Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают по столу»
«Слоненок» - средний палец выставлен вперед (хобот, а указательный и безымянный – ноги. Слоненок «идет» по столу.
«корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз
Выполняя различные пальчиковые упражнения, дети приобретают хорошую подвижность кистей рук, гибкость, у них исчезает скованность движений.
Кроме пальчиковых упражнений, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом: «Дорисуй и нарисуй сам», «Обведи узоры», «Продолжи узор» и так далее.
Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые, замкнутые формы.
Изготовление игрушек, разных поделок из природного и бросового материала расширяет представления детей об окружающем мире, развивает внимание, способствует совершенствованию сенсомоторики, согласованности в работе глаза и руки, координации движений, их точности.
2. Выступление воспитателя.
Познание мира посредством оригами – изящно, конкретно, эффективно
Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло к себе внимание многих педагогов России, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в том числе и коррекционных.
С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психических процессов, речевых функций, а также особое развивающее и оздоравливающее воздействие на организм ребёнка. Развитая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка.
Это подвело к мысли о необходимости освоить и широко использовать в практике конструирование из бумаги по методу оригами, как эффективного средства развития психических процессов, коррекции речи и формирования познавательных интересов, потребностей и способностей детей старшего дошкольного возраста.
Конструирования из бумаги по методу оригами – продуктивный вид деятельности. Изготовленные поделки дети могут забирать домой, дарить малышам и т. д. Коллективные работы находят своё место в оформлении интерьера группы и дошкольного учреждения.
Самая главная заповедь Мастера: «Не бойтесь. Боящийся – не совершенен. Какому бы делу вы ни решили посвятить себя, то, чему научились у простого бумажного листа, никогда вас не оставит».
Важно понять, что главное – не изготовление количества фигурок, а привлечение ребёнка к этой увлекательной и полезной деятельности, обучение детей способам работы с бумагой.
3. Пальчиковый тренинг с детьми и родителями
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? Мы расскажем. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)
Две синицы, воробей, шесть щеглов и голубей, дятел в пестрых перышках.
(На каждое название птицы дети загибают по одному пальчику.)
Всем хватило зёрнышек.
(Опять сжимают и разжимают кулачки.)
4. Открытое занятие по изобразительной деятельности «В гостях у Волшебного квадратика».
Воспитатель приглашает родителей принять участие в занятии вместе с детьми.
Тема: Ворона (оригами).
Цели: учить детей складывать стороны квадрата к середине; делать разрез по обеим сторонам от нижнего согнутого угла по сгибу; загибать клюв, лапки; оформлять свою работу (наклеивать круглые глаза, клюв); продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги; совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; развивать глазомер, мелкую моторику.
Коррекционные цели: закрепить знания о зимующих птицах, обобщающее слово; учить подбирать определения.
Материал: квадрат черного цвета 15x15 см, цветная бумага, кисть, клей, салфетки, ножницы.
Ход занятия
- Ребята, сегодня к нам в гости пришёл опять Волшебный квадратик.
- А скажите, пожалуйста, почему этот квадратик называют волшебным?
- Иветта, как ты думаешь?
- Какие поделки вы уже делали?
- Надоело Квадрату дома сидеть. Заскучал он, думал, думал, чем бы ему заняться, и придумал для вас загадку:
Как откроет рот – кошмар!
Слышно только: кар-кар-кар!
(Ворона.)
- А ворона какая птица? (Зимующая.) А почему мы говорим, что это птичка? (Строение тела)
- А здорово было бы полетать! Но как? И стал он складываться. Давайте мы поможем Квадрату.
Алгоритм выполнения оригами «Ворона» :
1. Квадратный лист бумаги складываем по диагонали цветной стороной наружу, разворачиваем.
2. Складываем к линии сгиба стороны квадрата.
3. Затем складываем противоположные углы. Отгибаем углы.
4. Делаем надрезы по получившимся при складывании углов линиям.
5. Отгибаем «лапки» вверх и немного в стороны по линиям разреза.
6. Заготовку складываем пополам по уже намеченной диагональной линии. Отгибаем «клюв».
7. На клюв наклеиваем треугольник, по бокам головы наклеиваем круглые глаза.
- Дети, во что превратился Волшебный квадратик?
- Как называется эта птица? Какая она?
Пальчиковая гимнастика
Ай, ду-ду-ду-ду-ду-ду!
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу,
Во серебряную!
- Ребята, Волшебному квадратик так понравились наши работы, и он предложил нам украсить группу. (Работы можно разместить на заранее приготовленные места на выставке детских работ, подготовленной для родителей.)
Игра «Ворон»
Вот под ёлочкой зелёной
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар!
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар-кар-кар!
Только к ночи замолкают
И все вместе засыпают.
Кар-кар-кар!
Итог занятия (знакомство с выставкой, комментарии родителей).