Ольга Балаева
Родительское собрание «Народные сказки — это часть общенародной культуры культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Балаева Ольга Ивановна Воспитатель
МАДОУ Детский сад №53 «Теремок» Г. Белово
«НАРОДНЫЕ СКАЗКИ – ЭТО ЧАСТЬ ОБЩЕНАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ».
Сказки возникли в не незапамятные времена. Рассказывание сказок было распространённым увлечением на Руси, их любили и дети, и взрослые. Сказки наилучшим образом отвечают запросам детей, соответствуя детской психологии. Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебному преображению окружающего мира – все это ребенок радостно встречает в сказке.
Публикация «Родительское собрание „Народные сказки — это часть общенародной культуры культуры“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Речевой этикет, культура общения
- Родительские собрания в детском саду
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Народные сказки – это часть общенародной культуры, они являются выражением мировоззрения народа, его философских, социальных и моральных представлений. За простыми сюжетами, повествующими о приключениях царевичей, жизни зверей, столкновении бедного крестьянина с барином проступает большой и сложный мир, где сталкиваются добро и зло, любовь и ненависть, правда и лож, бедность и богатство и где непременно торжествует истина и добро. Она всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она не повествовала. В сказке для детей кроется особое очарование, открывается какие-то тайники древнего миропонимания. Они находят в сказочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто очень ценное для себя, необходимое для роста их сознания.
Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики к малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательно, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему происходит так, а не иначе.
Ребенок, услышав и представив подобные образы, легко учиться понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в них и в себе.
Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпрепровождение, как приятное, доступное ребенку занятие: напротив они очень существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности
Сказка учит детей, во-первых, безопасному поведению, подчеркивая, что не стоит одному пускаться в неизвестные путешествия и уходить далеко от дома, во-вторых, показывает, что на пути могут встречаться люди с разными характерами и поведением и очень важно научиться с ними договариваться и понимать их намерения, и в – третьих, что жизнь сложна и возможны очень серьезные проблемы, вызывающие чувство потери и безысходности.
• Сказка должна прочитываться не в паузах между занятиями, не мимоходом и не перед сном, а в специально отведенное для семейного чтения время;
• Если у ребенка появились вопросы, не спешите на них отвечать, спросите, как он сам понимает это слово или выражение;
• Если ребенку непонятно событие или явление, описанные в сказке, постарайтесь, прежде всего записать это «непонимание», что на досуге разобраться: что его заинтересовало и каких объяснений он ждет от вас;
• Порой именно в таких вопросах и кроется проблема вашего ребенка, поэтому не спешите читать дальше или «сворачивать» разговор, если ребенок «застрял» на чем-то, необычайно для него важном, постарайтесь его выслушивать и понять;
• Если в результате семейного чтения принимают участие старшие члены семьи, бабушка или дедушка, окажите им уважение и выслушайте их вместе с вашим ребенком, даже если их суждение будет расходиться с вашим;
• Задумайтесь, если ваш ребенок попросил вас и назавтра повторить ту же сказку или главу из книги – это не случайно, выполните его пожелание и постарайтесь понять: что именно заставляет ребенка еще и еще раз переживать сказочное событие, что его так глубоко затронуло?
• Время, затраченное родителями на ритуал семейного чтения, не уйдет впустую, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, понимать, чувствовать и сопереживать!
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ЧЕМ ЯВЛЯЕТСЯ СКАЗКА ДЛЯ ВАС?».
1. Чем является сказка для вас?___
___
2. Бывали ли в вашей жизни сказочные ситуации?___
3. Повлияли ли сказка на ваше интеллектуальное развитие?___
___
4. Назовите свою любимую русскую народную сказку?___
___
5. На какого сказочного персонажа похож Ваш ребёнок?___
___
Почему?___
6. Используете ли Вы в своей речи русские народные пословицы,
поговорки? ___
___
7. Читаете ли Вы сейчас русские народные сказки?___
___
ИГРА «ПОЛЕ ЧУДЕС»
ЗАДАНИЯ:
1. Закончите сказки
Ответы: 1. Тут и сказке конец, а кто слушал молодец.
2. Добро побеждает зло;
3. И затеяли мир на весь мир;
4. Я там был, мёд, пиво пил.
2. На какие виды делятся сказки?
Ответы: 1. волшебные;
2. бытовые;
3. о животных.
3. В каких сказках встречается волк?
Ответы: 1. «Лисичка сестричка и серый волк»
2. «Колобок»
3. «Волк и семеро козлят»
4. «Теремок»
5. «Иван-царевич и серый волк»
6. Глупый волк»
7. «Старик и волк» и т. д.
4. Вспомните песни или частушки о животных, птицах и т. д.
5. Игра «Кто быстрее соберёт картинку»
6. Слуховой диктант (одному родителю завязывают глаза, а второй говорит где что рисовать).
7. Какие права Колобка ущемляются в сказке «Колобок»?
Ответы: 1. Право на свободу.
2. право на жизнь.
8. Что пропагандируют герои сказки «Репка»
Ответ: коллективизм