ЕЛЕНА КОЛЧАНОВА
Родительское собрание на тему «Мнемотехника как средство мотивации речевой активности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• ознакомление родителей с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники;
Задачи:
1. Раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»;
2. Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений, составлении пересказов, разучивание песен с детьми;
Публикация «Родительское собрание на тему „Мнемотехника как средство мотивации речевой активности детей“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
3. Дать задание родителям попрактиковаться в составлении мнемотаблиц;
4. Дать рекомендации родителям по использованию мнемотаблиц в домашних условиях, совместной с родителями и самостоятельной деятельности детей.
- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас, в родительской гостиной! (одеваю каждому родителю ленточки разного цвета).
СЛАЙД 1
Тема: «Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей».
СЛАЙД 2
- Я начну со слов К. Д. Ушинского
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка дошкольного возраста – это основа фундамента для ребенка. И рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
К 5 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, легко строя сложные развернутые предложения, логически обосновывая свои высказывания, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события, правильно произносить все звуки и многосложные слова.
СЛАЙД 3
На сегодняшний день многие детки имеют такие проблемы речевого развития :
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Неспособность грамматически правильно построить предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического основания своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи.
Плохая дикция.
В детском саду работа по развитию речи ребенка осуществляется во всех видах деятельности: на занятиях по развитию речи при рассматривании картин, заучивании стихотворений, составлении описательного рассказов при пересказе, а также на всех занятиях и режимных моментах: таких как утренняя гимнастика, прогулка и т. д.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления близкие их жизненному опыту.
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, мы в своей работе используем мнемотехнику на занятиях по развитию связной речи. Эти приемы позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.
СЛАЙД 4
Мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).
СЛАЙД5
Мнемоническое запоминание состоит из четырё х этапов:
закрепление в памяти
пересказ информации с опорой на символы
запоминание
кодирование в образы
СЛАЙД 6
Мнемотехника помогает развивать
зрительную и слуховую память
словарный запас
связную речь
воображение
зрительное и слуховое внимание
ассоциативное мышление
СЛАЙД 7
Как любая система мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже – мнемотаблицам.
Слайд 8
Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией. Мы их используем каждый день при определении погоды, изучении природы и жизни животных.
СЛАЙД 9
Мнемодорожка – несколько схематичных рисунков, расположенных линейно.
Используем при разгадывании загадок, составление предложений, разучивании пословиц.
Слайд 10
- Освоив работу с мнемоквадратами и мнемодорожками, переходим к работе с мнемотаблицами.
Мнемотаблица- это схема, в которой заложена определенная информация.
Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом глядя на эти картинки или схемы, ребенок легко запоминает информацию.
В младшем и среднем возрасте цветные мнемотаблицы используются.
СЛАЙД 11
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
СЛАЙД 12
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления;
- Развитие связной речи;
- Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
СЛАЙД 13
Работа по мнемотаблице состоит из трё х этапов:
- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
-Преобразование из абстрактных символов в образы.
-Пересказ сказки или рассказа с опорой на символы (образы).
СЛАЙД 14 (Видео занятия)
-Посмотрите, как мы используем этот метод на занятиях.
СЛАЙД 15
- Сейчас мы с вами попробуем разучить стихотворение с помощью мнемотаблицы.
-Слушайте:
Зайчик по лесу прыг-скок,
Спрятался он за кусток.
Сидит зайка под кустом,
Куст для зайца — это дом.
- После мы подбираем картинки к словам или словосочетаниям, я их уже подобрала
(выкладываю картинки)
СЛАЙД16
- А теперь давайте попробуем воспроизвести стихотворение по картинкам вместе.
- На современном этапе в рамках информатизации образования и использование компьютерных технологий в работе с детьми актуально создание «живых мнемотаблиц», которые можно скачать в интернете или с помощью компьютерной программы сделать самим. НАПРИМЕР….
СЛАЙД 17
ТРЕНИНГ по работе с мнемотаблицами (с родителями)
-Я предлагаю вам на практике применить методы мнемотехники.
Мы с вами не просто в начале собрания получили ленточки разного цвета и сели за определенный стол, сейчас вам потребуется выполнить следующие задания которые у вас на столах:
1стол: зарисовать мнемотаблицу к стихотворению.
2 стол: отгадать и составить мнемотаблицу.
3 стол: перепутаны две сказки, нужно составить 2 мнемотаблицы и пересказать одну из них.
4 стол: отгадать загадки с помощью мнемотаблицы.
СЛАЙД 18
В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц :
Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника, но эффективна работа и виден результат не только года когда в детском саду проводиться работа но и дома. Только тогда когда, мы будем единым целым, давайте встанем в круг возьмем свои ленточки и соединим в один большой замкнутый круг, только вместе общими усилиями, мы можем воспитать всесторонне развитого ребенка.
Ведь цель всего у нас одна,
Чтоб были наши с вами дети
Дороже всех на всей планете!